Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

 

Голосование населения при изменении границ муниципального образования – самостоятельная форма непосредственного участия населения в решении вопросов изменения границ муниципального образования, предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления. Ч. 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации устанавливает, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований. Согласно статьи 5 Европейской хартии местного самоуправления при любом изменении местных территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в развитие этих положений выделяет 2 процедуры изменения границ муниципальных образований.

Первая процедура устанавливает порядок определения границ действующих муниципальных образований – в этом случае изменение границ действующих муниципальных образований почти всегда возможно только на основе согласия населения соответствующих муниципальных образований. Так, согласие населения при изменении границ муниципальных образований необходимо в следующих случаях:

- если изменение границ муниципальных районов связано с отнесением территорий поселений и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района;

- если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся в границах данного поселения, к территории другого поселения.

Получение согласия населения при изменении границ района законом не предусматривается, если на территориях с низкой плотностью населения изменение границ района не затронуло границ поселений и населенных пунктов, входящих в состав данного района. В этом случае решение об изменении границ района и поселения принимается представительными органами муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения границ.

Вторая процедура относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района. Для них обязательность получения согласия населения при установлении границ их территорий в большинстве случаев не предусмотрена. Вновь образованные муниципальные образования – это либо муниципальные образования первого уровня (поселения), либо муниципальные образования второго уровня (район, городской округ) в субъектах Российской Федерации, в которых ранее действовала одноуровневая система местного самоуправления.

Определение границ этих муниципальных образований и наделение их статусом городского, сельского поселения, муниципального района производятся законом субъекта Российской Федерации без обязательного получения согласия населения по поводу установления их границ и статуса.

В голосовании участвуют граждане тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых подлежат изменению.

Население, наряду с органами местного самоуправления и органами государственной власти может выступить с инициативой об изменении границ муниципальных образований (например, в ситуации, когда значительная часть жителей работает на территории близлежащего муниципального образования, пользуется его объектами социально-культурного назначения и фактически ощущает себя жителями этого муниципального образования).

Данная инициатива осуществляется в порядке, установленном для реализации гражданами инициативы проведения местного референдума, то есть необходимо:

- образовать и зарегистрировать инициативную группу;

- получить регистрационное свидетельство;

- осуществить сбор подписей жителей муниципального образования в поддержку инициативы проведения голосования по изменению границ;

- провести в избирательной комиссии муниципального образования экспертизу собранных подписей;

- направить в представительный орган муниципального образования решение избирательной комиссии для принятия решения о проведении голосования.

Указанные процедуры осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Непринятие в течение 30 дней решения представительным органом муниципального образования решения о назначении голосования ведет к возбуждению судебной процедуры, которую могут инициировать граждане, выступающие инициаторами проведения голосования по изменению границ. В случае назначения судом голосования по вопросу изменения границ муниципального образования организация проведения голосования возлагается на избирательную комиссию муниципального образования, а обеспечение его проведения – на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Имеются определенные особенности проведения агитационной кампании по вопросу изменения границ муниципальных образований. В частности, в агитационной кампании по вопросам изменения границ муниципальных образований государственные органы и органы местного самоуправления могут участвовать только через представителей этих органов (депутатов, государственных и муниципальных служащих). Выборные должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты представительных органов местного самоуправления могут участвовать в агитационной кампании только в личном качестве, в соответствии со статусом. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут участвовать в агитационной кампании в случае наличия поручения (решения) соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. При этом и государственные органы, и органы местного самоуправления, и должностные лица государственных и муниципальных органов не вправе издавать правовые акты по организации проведения конкретной агитационной кампании с использованием бюджетных и иных средств, организационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п.

При проведении агитации по вопросам изменения границ муниципальных образований на всех этапах ведения агитационной кампании должны быть созданы равные условия для всех субъектов, участвующих в агитационных действиях.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным, если за такое изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Остальные процедуры регулируются нормами главы IX Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Отсутствие согласия населения хотя бы одного из муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения муниципальных границ, делает невозможным положительное решение вопроса.

Следует иметь в виду, имеется основание, при котором органы государственной власти не могут инициировать процедуру голосования по вопросу изменения границ муниципальных образований. Это касается уменьшения численности населения сельских населенных пунктов не более чем на 50% относительно минимальной численности населения сельского поселения, т.е. 1000 человек для территорий с низкой и нормальной плотностью населения и до 3000 человек для территорий с высокой плотностью населения. Все другие субъекты права внесения инициативы голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований могут прибегнуть к выдвижению такой инициативы. Такими основаниями, например, могут быть: улучшение или ухудшение транспортной и социальной инфраструктуры отдельных поселений и населенных пунктов, изменение экономических условий хозяйствования, строительство или ликвидация крупных промышленных или сельскохозяйственных объектов, изменение профиля деятельности монофункциональных поселений и населенных пунктов и др.

Учет мнения населения необходим и при преобразовании муниципального образования, когда происходит:

- объединение нескольких муниципальных образований в одно;

- разделение одного муниципального образования на несколько самостоятельных муниципальных образований;

- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации, и его инициаторами могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Инициатива населения при этом так же, как и инициатива по изменению границ муниципального образования, осуществляется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ определена процедура учета мнения населения при преобразовании муниципальных образований. Здесь необходимо заметить, что в отношении преобразования поселений требуется согласие населения, выраженное непосредственно, а в отношении преобразования муниципальных районов предусматривается учет мнения населения, выраженного представительным органом муниципального образования.

Это вполне закономерно, так как к компетенции поселений отнесено решение большей части вопросов местного значения, непосредственно затрагивающих повседневные жизненные интересы населения, а муниципальными районами в значительной мере реализуются отдельные государственные полномочия.

Согласие населения при преобразовании муниципальных образований по Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. необходимо в следующих случаях:

- предполагаемого изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа и выделения его из состава района (ч. 7 статьи 13);

- предполагаемого изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского поселения и включения его в состав района
(ч. 7 статьи 13);

- если предполагаемое объединение муниципальных районов влечет изменение границ иных муниципальных образований (муниципальных районов, поселений, городских округов) (ч. 4 статьи 13);

- если предполагаемое объединение поселений влечет изменение границ иных муниципальных образований (муниципальных районов, поселений, городских округов) (ч. 3 статьи 13);

- предполагаемого разделения поселения в случае образования двух и более поселений (ч. 5 статьи 13).

Во всех указанных выше случаях отсутствие согласия населения препятствует принятию закона субъекта Российской Федерации.

После 1 января 2006 г. вопросы преобразования муниципального образования в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания (ч. 3 статьи 28, ч. 1 статьи 83).