Серьезные нарушения, определяемые

Военные преступления и Женевские конвенции

Многие нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, излагаются в четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительном протоколе I 1977 года. Государства обязаны пресекать любые нарушения этих договоров. Существуют, однако, конкретные обязательства, касающиеся некоторых нарушений, которые определяются как серьезные нарушения.

К серьезным нарушениям относятся некоторые из наиболее серьезных нарушений международного гуманитарного права. Речь идет о конкретных действиях, перечисляемых в Женевских конвенциях и Протоколе I, к которым, в частности, относятся преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, преднамеренное причинение серьезного увечья.

1) в четырех Женевских конвенциях 1949 г. (статьи 50, 51, 130, 147, 150 соответственно):

Ø преднамеренное убийство;

Ø пытки и бесчеловечное обращение;

Ø преднамеренное причинение тяжелых страданий;

Ø причинение серьезного увечья и нанесение ущерба здоровью;

Ø незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью (данное положение не включено в ст. 150 III Женевской конвенции)

2) в III и IV Женевских конвенциях 1949 г. (статьи 130 и 147 соответственно):

Ø принуждение военнопленного или покровительствуемого гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы;

Ø преднамеренное лишение военнопленного или покровительствуемого гражданского лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное Конвенциями;

3) в IV Дополнительном протоколе I 1977 г. (статья 147):

Ø незаконное депортирование или перемещение;

Ø незаконный арест покровительствуемого лица;

Ø взятие заложников.

4) в Дополнительном протоколе I 1977 г. (статьи 11 и 85):

· нанесение ущерба, путем какого-либо преднамеренного и неоправданного действия или упущения, физическому или психическому состоянию здоровья и неприкосновенности лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом лишенных свободы в результате вооруженного конфликта; в частности, имеются в виду нанесение физических увечий, проведение медицинских или научных экспериментов. Удаление тканей или органов для пересадки, а также какая бы то ни было медицинская процедура, которая не требуется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствам к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме;

· к серьезным нарушениям относятся также действия, когда они совершаются умышленно и являются причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

· превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

· совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

· совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

· превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

· совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

· вероломное использование отличительной эмблемы красного креста, красного полумесяца или других отличительных знаков;

· к серьезным нарушениям относятся также действия, когда они совершаются умышленно и в нарушение Конвенций и Протокола:

· перемещение оккупирующей державой части ее собственного населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

· неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

· применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

· превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда такие объекты не находятся в непосредственной близости от военных объектов и не используются противной стороной для поддержки военных усилий;

· лишение лица, пользующегося защитой Конвенций или Протокола I, права на беспристрастное нормальное судопроизводство.

Принцип универсальной юрисдикции. Таким образом, из Конвенций и Протокола однозначно вытекает, что серьезные нарушения подлежат наказанию. Однако сами по себе эти договоры не определяют конкретных мер наказания и не предусматривают непосредственно учреждения трибунала для судебного преследования правонарушителей. В них тем не менее ясно говорится о том, что государства обязаны ввести в действие уголовное законодательство, предназначенное для наказания лиц, виновных в совершении серьезных нарушений. Они обязаны также разыскивать лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений, и либо предавать их своему суду, либо передавать их для суда другому государству.

Как правило, уголовное право того или иного государства применяется только к тем действиям, которые совершаются на его территории или его гражданами. Международное гуманитарное право обладает в этом смысле более широкой сферой применения. Оно обязывает государства разыскивать и наказывать всех лиц, совершивших серьезные нарушения, независимо от их гражданства и места совершения военного преступления. Этот принцип, именуемый универсальной юрисдикцией, является ключевым фактором в обеспечении эффективного пресечения серьезных нарушений.

Согласно международному гуманитарному праву, государства обязаны предпринимать в связи с серьезными нарушениями следующие конкретные меры:

Во-первых, государства должны ввести в действие национальное законодательство, запрещающее действия, определяемые как серьезные нарушения, и предусматривающее наказание за их совершение, - либо посредством принятия отдельного закона, либо путем внесения соответствующих изменений в существующие законы. Такое законодательство должно применятся ко всем лицам, совершившим или приказавшим совершить серьезные нарушения, независимо от их гражданства, включая случаи, когда нарушения являются результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты. Оно должно охватывать действия, совершенные как внутри государства, так и за его пределами.

Во-вторых, государства должны разыскивать и подвергать преследованию всех лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений. Они обязаны подвергать их судебному преследованию сами или передавать их для суда другому государству.

В-третьих, государства должны требовать от военных командиров, чтобы те не допускали нарушений, пресекали их и принимали меры в отношении находящихся в их подчинении лиц, которые совершают серьезные нарушения.

В-четвертых, государства должны оказывать друг другу содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений.

Государства должны выполнять эти обязательства как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Для обеспечения эффективности вышеперечисленных мер их следует принимать до того, как серьезные нарушения станут возможными.

Обязанность государств по выполнению положений гуманитарного права. Государства обязаны обеспечивать выполнение всех положений гуманитарного права, включая те из них, которые применяются к вооруженным конфликтам немеждународного характера, и те, которые регламентируют применение оружия.

Так, например, согласно Протоколу о минах Конвенции о запрещении или ограничении обычного оружия, государства обязаны устанавливать уголовные санкции в отношении лиц, причиняющих смерть или увечья гражданам в нарушение положений Протокола. Государства должны также обеспечивать соблюдение норм обычного международного права и норм, которые определяются в международных договорах.

Государства обязаны принимать все необходимые меры по предотвращению и пресечению любых нарушений гуманитарного права. Это могут быть военные распоряжения, административные приказы и другие нормативные акты. Однако наиболее подходящим и эффективным средством борьбы с любыми серьезными нарушениями международного гуманитарного права является уголовное законодательство. Некоторые государства уже ввели в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказание за нарушения положений общей для Женевских конвенций статьи 3 и Дополнительного протокола II, которые применяются к немеждународным вооруженным конфликтам.

Уголовное законодательство России в Целом соответствует МГП в части установления ответственности за его серьезные нарушения. Новый Уголовный кодекс России в разд. XII (гл. 34) «Преступления против мира и безопасности» устанавливает уголовную ответственность за следующие виды преступлений: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств методов, запрещенных международным договором, в том числе оружия массового поражения (ст. 356), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наемничество (ст. 359), нападения на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360). Однако есть пробелы. Во-первых, это отсутствие в новом УК уголовной ответственности за незаконное использование защитных знаков, в частности знаков красного креста и красного полумесяца, хотя ранее такая норма в УК РСФСР была (ст. 269). Во-вторых, это серьезное сужение сферы применения ст. 360 УК РФ за счет введения в состав преступления, предусмотренной ею, специальной цели – провокации войны и осложнения международных отношений.

Как следует из смысла ч.3 ст. 331 УК РФ, законодатель намеренно пошел на исключение из УК норм об уголовной ответственности за преступления, совершенные военнослужащими в военное время или в военной обстановке, предполагая включить их в специальное законодательство военного времени.

Следует также отметить, что норма об уголовной ответственности за применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ) является бланкетной. При этом если перечень запрещенных средств ведения войны конкретно определен международными договорами и является исчерпывающим, то в отношении запрещенных методов ведения войны ситуация обстоит не так однозначно. Часть их относится к серьезным нарушениям МГП или военным преступлениям, а другая – к нарушениям, не являющимся преступными. Из смысла ст. 356 УК РФ напрямую не следует, установлена ли уголовная ответственность за все или же только за серьезные нарушения методов ведения войны. Конечно, государство вправе установить в своем законодательстве уголовную ответственность за любые нарушения МГП. Представляется, однако, что законодатель в ст. 356 УК РФ имел в виду лишь серьезные нарушения.