Лекция 12
Дополнительная
Основная
1. Международное гуманитарное право : учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина .— М. : Юрайт: Высшее образование, 2009 .— 586с.
2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права : Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека .— М. : МККК, Б.г .— 127 с.
3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека .— М. : МККК, 1997 .— 72 с.
4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М. : МККК, 1995 .— 125 с.
1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева .— М. : Норма, 2007 .— 464 с.
2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин .— М. : МККК, 1994 .— 32 с.
3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей .— М. : МККК, 1995 .— 126 с.
4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве : Сборник статей и документов. — М. : Международный комитет Красного Креста, 1999 .— 376с.
5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье .— М. : МИК, 2004 .— 552с.
ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
В зависимости от характера и тяжести международные правонарушения подразделяются на:
a) международные деликты (проступки);
b) международные преступления.
Международный деликт – это нарушение государством прав другого государства, может выражаться в несоблюдении международных договоров.
Международные преступления – это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений.
Международные преступления кодифицированы в ряде источников:
Ø Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
Ø Женевских конвенциях 1949 г. О защите жертв войны и дополнительных Протоколах к ним;
Ø Уставах международных военных трибуналов (МВТ) для суда над главными немецкими и японскими преступниками 1945 и 1946 гг. и других.
Возникает вопрос: А существуют ли в международном праве в период международных конфликтов нормы, устанавливающие ответственность государств за совершение ими международных правонарушений?
На этот вопрос можно ответить положительно.
В ст. III Гаагской конвенции 1907 года закреплено, что «воюющая сторона, которая нарушит постановление положения о Законах и обычаях сухопутной войны, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания». Причем «она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».
Аналогичная норма содержится в ст. 51 Женевской конвенции 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующей армии.
В международном праверазличают следующие виды ответственности:
a) политическая;
b) материальная;
c) уголовная ответственность индивидов за международные преступления.
В рамках политической ответственности различают такие ее формы, как санкции и сатисфакции.
Санкции являются принудительными действиями в отношении государств-нарушителей и представляют собой своеобразное наказание.
Они применяются по Уставу ООН (ст. 39, 41, 42) только Советом Безопасности и включают меры военного и невоенного характера.
К принудительным мерам военного характера относятся демонстрации, блокада и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов ООН.
В качестве примера применения санкция можно назвать оккупацию и демилитаризацию фашисткой Германии за развязывание Второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции 1945 года.
К принудительным мерам невоенного характераотносятся: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, разрыв дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), исключение из состава ООН (ст. 6), приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5).
Сатисфакции (удовлетворение) как форма политической ответственности в случае причинения вреда нематериального характера в международном праве практически не применяется, и поэтому на ее рассмотрении мы останавливаться не будем.
Материальная ответственностьможет выражаться в:
a) возвращении государством в натуре тех или иных предметов; ценностей, захваченных, например, в период вооруженного конфликта (эта форма ответственности называется еще реституцией);
b) возмещении нанесенного ущерба в денежной форме (репарации). Так, например, в решениях Крымской и Потсдамской конференций 1945 г. предусматривалась уплата репараций Германией, а в мирных договорах 1947 г. – уплата репараций государствами, воевавшими на стороне Германии.
Нужно подчеркнуть, что за одно и то же нарушение государство может нести одновременно и политическую, и материальную ответственность.
В современном международном праве различают две группы субъектов международной уголовной ответственности против мира и человечества:
a) главные военные преступники, отвечающие как за свои преступные деяния, так и за действия исполнителей их преступных приказов (государственные деятели, военные дипломаты, финансисты и т.д.)
b) непосредственные участники международных преступлений. Наша страна сыграла решающую роль в формулировании и международно-правовом закреплении нормы об уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений.
Исходным моментом для закрепления этого вида ответственности явилось положение о преступности агрессивной войны, изложенное в Декрете о Мире, Пакте Бриана-Келлога 1928 г., а также Гаагской конвенции 1907 г. О законах и обычаях сухопутной войны, в ст. III которой закреплено, что «воюющая сторона будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее воюющих сил».
МГП предусматривает принцип индивидуальной ответственности за нарушения гуманитарного права, который действует в отношении лиц, совершивших или приказавших совершить такие нарушения. Согласно этому праву лиц, виновных в совершении серьезных нарушений, необходимо преследовать и наказывать как преступников. Наиболее серьезные нарушения гуманитарного права определяются как «военные преступления».