Дополнительная

Основная

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

В отношении ядерного оружия продолжает действовать общее международное право, то есть наряду с международным договорным правом (Женевскими Конвенциями) действуют и принципы обычного права. Использование ядерного оружия подчиняется общим нормам международного гуманитарного права, ограничивающим использования оружия. К таким нормам относятся запрещение нападать на гражданское население как таковое, запрет на нападение неизбирательного характера и использование оружия неизбирательного действия, требование соразмерности, а также запрещение оружия, причиняющего излишние страдания.

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература

1. Международное гуманитарное право : учебник, доп. УМО РФ / под ред. А.Я. Капустина .— М. : Юрайт: Высшее образование, 2009 .— 586с.

2. Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права : Курс, прочитанный в июле 1982 г. в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека .— М. : МККК, Б.г .— 127 с.

3. Свинарски Кристоф. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека .— М. : МККК, 1997 .— 72 с.

4. Гассер Ханс-Петер. Международное гуманитарное право. Введение.— М. : МККК, 1995 .— 125 с.

 

1. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А.Лукашева .— М. : Норма, 2007 .— 464 с.

2. Крилль Франсуаза. Международное гуманитарное право о защите женщин .— М. : МККК, 1994 .— 32 с.

3. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сб. статей .— М. : МККК, 1995 .— 126 с.

4. Защита лиц и объектов в международном гуманитарном праве : Сборник статей и документов. — М. : Международный комитет Красного Креста, 1999 .— 376с.

5. Буше-Сольнье, Ф. Практический словарь гуманитарного права / Ф. Буше-Сольнье .— М. : МИК, 2004 .— 552с.

 

Лекция 5

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

 

Международное гуманитарное право применяется только к вооруженным конфликтам. Оно не охватывает внутренних беспорядков таких, как спорадические и отдельные акты насилия. Не распространяется оно и на условия, допускающие применение силы государствами. Эти условия регламентируются отдельной частью международного права, которая отражена в Уставе Организации Объединенных Наций. Международное гуманитарное право применяется,когда конфликт уже начался, и действует в отношении всех сторон, находящихся в конфликте, вне зависимости от того, кто его развязал.

Международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы МГП, начинают действовать в отношениях между воюющими сторонами. Особенность таких договоров заключается в том, что они не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами (Денонсация - способ прекращения действия двустороннего международного договора или выход из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обусловленные в договоре). С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральным и другими невоюющими государствами - с другой.

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г.). Однако согласно определению агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года, если факт объявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии со ст.51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную, он является актом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны, влечет за собой определенные правовые последствия.

Начало войны означает конец мирных отношений между соответствующими государствами; дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается.

Правовые последствия начала войны:

прерываются дипломатичес­кие, консульс­кие и другие от­ношения между государствами;

конфискуется собственность, принадлежащая вражескому го­сударству;

применяется специальный режим к гражданам неприятель­ского госу­дарства;

прекращают дейст­вие договоры, рас­считанные на мирные отношения, приме­няются нормы меж­дународного гумани­тарного права.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войныпонимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они потенциально могут вести военные действия. Под театром военных действии понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий. Под театром военных действий на морепонимается пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограничены военными или блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.

Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны,в том числе в пределах территории воюющих государств. Так, например, не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

а) территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других невоюющих государств;

б) международные проливы и каналы:

Магелланов пролив (по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года);

Суэцкий канал (в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года);

река Дунай (по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);

в) части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространен режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий:

Аландские острова (по соглашению между СССР и Финляндией от 11 октября 1940 года);

архипелаг Шпицберген и прилегающая акватория (по Договору о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года);

остров Пенагоза[12] и прилегающие островки (по Мирному договору с Италией от 10 февраля 1947 года), Додеканесские острова, остров Пантеллерия, Пелагские острова и остров Пианоза;

г) санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории, имеющие отличительные эмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут там сконцентрированы (ст.23 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года);

д) культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, находящихся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст.1, 16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года);

е) районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чревато катастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения (Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года).

Права и обязанности нейтрального, а также воюющих государств регули­руются положениями V и VIII Гаагских конвенций 1907 года, Лондонской декла­рацией 1909 года и Женевскими конвенциями 1949 года о защите жертв войны.

Нейтралитет- это неучастие какого-либо государства в войне между другими государствами. Правовое положение нейтрального государства обязывает его не оказывать помощь воюющим государствам, которые в свою очередь обязаны уважать его нейтралитет.

Нейтральное государство- это государство, не участвующее в вооруженном конфликте. Государства, принявшие решение не участвовать в данной войне, издают, как правило, соответствующую декларацию. Территория нейтральных государств, будучи неприкосновенной, не может использоваться для формирования подразделений, которые могли бы принять участие в военных операциях. Однако индивидуальное участие граждан нейтральных государств на стороне одного из воюющих в качестве добровольцев не представляет собой нарушения норм международного права со стороны нейтрального государства.

Нейтральное государство имеет право защищать свой нейтралитет всеми имеющимися в его распоряжении средствами вплоть до применения вооруженных сил.

В морской войне воюющие государства обязаны воздерживаться от всяких действий во внутренних и территориальных водах нейтрального государства (установка мин, захват неприятельских судов и т.д.).

Нейтральные государства не имеют права предоставлять воюющие суда, вооружение и т.д. Предметы и материалы, которые служат военным целям или могут быть использованы для таких целей и перевозятся на торговых судах нейтральных стран, являются военной контрабандой и в связи с этим могут быть конфискованы воюющими государствами.

Воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтрального государства; в случае обнаружения таких войск на своей территории нейтральное государство обязано их разоружить и интернировать до окончания войны.

Права нейтрального государства:

территория нейтральных государств неприкосновенна;

запрещать вывоз или транзит военного имущества для одной из воюющих сторон;

запрещать/ограничивать ис­пользование средств теле­коммуникации любой из воюющих сторон;

контролировать доступ в нейтральное пространство;

предлагать услуги;

выступать в качестве Державы-покровительницы;

разрешать использовать свои порты;

интернировать лиц из состава вооруженных сил воюющих сторон;

проводить спасательные операции.

Важнейшим принципом международного права, действующим во время войны, является принцип ведения военных действий только против вооруженных сил неприятельского государства, но не против его мирного населения, которое считается неприкосновенным. Но и вооруженные силы с точки зрения правомерности применения против них оружия неоднородны.

 

В составе Вооруженных сил различаются сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Комбатантами,какуже как уже отмечалось ранее, называются лица,входящие в состав вооруженных сил находящихся в конфликте сторон и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п.2 ст.43 Дополнительного протокола 1 1997 г.). Они непосредственно ведут боевые действия против неприятеля с оружием в руках, и только к ним применимо военное насилие, вплоть до физического уничтожения. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными. К комбатантам относятся:

1) личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);

2) иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и
добровольческих отрядов, но если они:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный, явственно видный издалека отличительный знак;

в) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

г) открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда они находятся на виду у противника (в том числе с помощью оптических приборов) в ходе развертывания в боевые порядки, предшествую­щего началу нападения, в котором они должны принять участие;

3) экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;

бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах;

борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;

население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

Отличие комбатантов от гражданских лиц:

форменная одежда;

отличительный знак;

подчиненность ответственному командованию;

обязанность соблюдать право войны - открытое ношение ору­жия, по крайней мере:

- в период любых боевых дейст­вий;

- во время нахождения на виду у противника в ходе развер­тывания в боевые порядки.

Не признаются в качестве комбатантов наемники.Это лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление. Не относятся к наемникам военные инструкторы и советники.Эти лица направляются в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания ему помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров и обучении войск, но непосредственного участия в боевых действиях они не принимают. В условиях войны иногда возникает также вопрос о разграничении позиций военного шпиона (лазутчика) и военного разведчика. Военный шпион (лазутчик)- это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооруженных силах противника. Военные разведчики, проникающие в расположение противника, действуют открыто в военной форме, не скрывают своей принадлежности к вооруженным силам. Поэтому в случае попадания в руки неприятеля они как комбатанты считаются военнопленными и за свою разведывательную деятельность не должны подвергаться в отличие от лазутчиков никакому наказанию. Во время Второй мировой войны в связи с этим остро вставал вопрос о военных парашютистах.Германское командование в 1942 году издало специальный приказ, согласно которому парашютисты противника подлежали уничтожению, "даже если они с внешней стороны выглядят, как солдаты, и одеты в форму". Это было грубым нарушением IV Гаагской конвенции 1907 года, которая четко устанавливает, что лица, выполняющие военное задание в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена. Международный военный трибунал в Нюрнберге в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.

В состав вооруженных сил воюющих сторон входят, как уже говорилось, некомбатанты.В отличие от комбатантов, их функции сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Они вправе применять оружие только для самообороны. К некомбатантам относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица. К некомбатантам не должно применяться оружие. Однако, если они в силу обстоятельств непосредственно принимали участие в боевых действиях, они становятся комбатантами со всеми вытекающими последствиями. В случае захвата неприятеля на них тоже распространяется режим военного плена (за исключением лиц медицинского и духовного медперсонала, которые могут продолжать свои медицинские и духовные обязанности).

 

Документы:

1. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные Протоколы к ним МККК, 1994.

2. Международное право. Ведение боевых действий (Сборник Гаагских Конвенций и иных Соглашений) МККК, 1995.

 

Учебная литература