Государственная система стандартизации России

Лекция № 3. Организационно-правовые основы стандартизации

 

Государственная система стандартизации России. Основные элементы структуры ГСС. Государственный надзор и контроль за соблюдением стандартов. Межгосударственная система стандартизации. Международная и региональная стандартизация. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК)

Формирование организационно-правовых основ стандартизации в РФ началось в 1992 г. Для обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования государственной системы стандартизации (ГСС) была разработана и 31 марта 1992 г. утверждена концепция стандартизации РФ.

Сформированные в рамках данной концепции положения получили практическую реализацию в Законе РФ "О стандартизации", в основополагающих стандартах ГСС, принятых в 1993 г., в Постановлениях Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" и от 12 декабря 1995 г. № 1218 "О совершенствовании системы информационного обеспечения".

 

Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Он представляет собой четырехуровневую систему:

1. Техническое законодательство. Оно представляет собой совокупность законов РФ, подзаконных актов о стандартизации (постановления Правительства РФ, приказов федеральных органов власти). Эти документы применяются для государственного регулирования качества продукции, товаров и услуг. В настоящее время законодательная база ГСС интенсивно развивается, так как по сравнению с другими странами она еще недостаточно полна. Например, в США имеется свыше 150 законов, направленных на стандартизацию качества и защиту прав потребителей. В Японии насчитывается более 50 общенациональных законов. Хорошо развито техническое законодательство и в Европейском Союзе.

2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации. Нормативные документы второго уровня представлены государственными стандартами Российской Федерации; межгосударственными стандартами, введенными в действие в РФ; государственными стандартами бывшего СССР; правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. В федеральном фонде находится свыше 22 тысяч ГОСТ Р и ГОСТ.

3. Стандарты отрасли и стандарты научно-техни-ческих обществ. Эти нормативные документы регламентируют деятельность по стандартизации в определенных отраслях народного хозяйства (отраслевые стандарты ОСТ) или в определенной сфере деятельности (стандарты научно-технических и инженерных обществ СТО). Категория ОСТ введена еще в СССР в 60-е годы XX века и является весьма обширной (свыше 30 тыс. документов). Категория СТО впервые введена в 1992 г., хотя в других странах подобные нормативные документы широко распространены. Например, в США стандартизация в области всех транспортных средств, включая самолеты и вертолеты, осуществляется Американским обществом инженеров транспорта.

4. Стандарты предприятий и технические условия. Нормативные документы 4-го уровня включают документы, сфера действия которых ограничена рамками одного предприятия или организации. Сюда входят стандарты предприятия (СТП) и технические условия (ТУ).

Основными элементами структуры ГСС являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

Органы и службы стандартизации Российской федерации

 

Государственное управление деятельностью по стандартизации в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт). Аналогичную деятельность в области строительства организует Государственный Комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами: Минздрав РФ устанавливает санитарные нормы и правила (СанПиН), Министерство образования - государственные образовательные стандарты и пр.

К функциям Госстандарта РФ относятся:

1. Выполнение роли заказчика государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования по безопасности продукции, охране окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции.

2. Организация работы по прямому использованию национальных и международных стандартов в качестве государственных.

3. Обеспечение единства и достоверности измерений.

4. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники.

5. Руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации.

6. Организация работ по международному сотрудничеству в области метрологии и стандартизации.

7. Издание и распространение государственных стандартов и других нормативных документов, необходимых для информационного обеспечения в области стандартизации.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно или через созданные им службы.

Российские службы стандартизации включают в себя научно-исследовательские институты и технические комитеты по стандартизации. К НИИ Госстандарта РФ относятся:

· ВНИИ стандартизации - головной институт в области стандартизации (ВНИИСТАНДАРТ);

· ВНИИ сертификации продукции - головной институт в области сертификации и управления качеством продукции (ВНИИС);

· ВНИИ нормализации в машиностроении - головной институт в области научных основ унификации и агрегатирования в машино- и приборостроении (ВНИИНМАШ);

· ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству - головной институт в области разработки и совершенствования Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии (ВНИИКИ). Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ ведет учет и регистрацию НД, как отечественных так и зарубежных, обеспечивает предприятия и организации по их заявкам копиями НД.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе ведущих предприятий и организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в этой области высокий научно-технический потенциал. ТК утверждаются Госстандартом совместно с соответствующими министерствами. Они действуют в соответствии с принципом сбалансированности сторон, поэтому в их состав входят представители разработчиков стандартов, изготовителей, поставщиков, заказчиков (потребителей), а также ведущие ученые и специалисты в данной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разработки стандартов.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства создаются службы (подразделения) в министерствах, ведомствах и организациях. При необходимости отделы, бюро, лаборатории по стандартизации могут создаваться на отдельных предприятиях. При этом ответственность за соблюдение стандартов несут непосредственно руководители предприятий.