Осмотр места пожара в порядке производства по делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) статьей 27.1 устанавливает в качестве одной из мер обеспечения производства по делу осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов [8].

Данную меру следует применять в случаях, когда административное производство связано с нарушением правил пожарной безопасности, повлекшим возникновение пожара. При этом, в соответствии с п. 2.7 приказа МЧС России - МВД России от 31.03.2003 г. № 163/208, необходимо проведение административного расследования, для которого осмотр места пожара является основным источником доказательств.

Технические и тактические аспекты проведения осмотра места пожара практически одинаковы как для следственного осмотра, так и для осмотра в порядке административного производства и отдельно рассматриваться в данном пособии не будут. Юридическая сторона имеет свои особенности, которые изложены ниже.

Юридические основания проведение осмотра:

- обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, повлекшего возникновение пожара;

- наличие возбужденного дела об административном правонарушении, связанном с пожаром (протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении).

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места пожара в целяхобеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.

Объектами осмотра, в отличие от следственного осмотра, в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ могут быть только помещения и территории, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности, а также находящиеся там вещи и документы. Любой объект вне указанных зон (в жилище, на открытой территории, в других помещениях и на территориях, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности) не может быть осмотрен. Следовательно, круг объектов осмотра в порядке административного производства гораздо уже, чем в уголовном судопроизводстве.

Изъятие вещей и документовтакже осуществляется в отличном от уголовного процесса порядке. Во-первых, объектами изъятия, предусмотренного ст. 27.10 КоАП РФ, могут быть лишь вещи, являющиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств, а не любые предметы, имеющие отношение к делу и способные помочь в установлении истины.

Взятие проб и образцов предметоврегламентировано другой нормой - ст. 26.5 КоАП РФ и обусловлено необходимостью получения объектов для проведения экспертизы. Во-вторых, оба этих действия (изъятие предметов и взятие проб и образцов) являются самостоятельными и могут быть не связаны напрямую с осмотром: изъятие - одна из мер обеспечения производства, наряду с осмотром, а взятие проб и образцов - средство обеспечения доказательств. Изъятие - аналог выемки (ст. 183 УПК РФ), а взятие проб и образцов - аналог получения образцов для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве (ст. 202 УПК РФ).

Таким образом, данные действия (изъятие вещей и документов, взятие проб и образцов предметов) осуществляются либо независимо от осмотра, либо после его проведения и составления протокола осмотра. Приэтом оформляется собственный протокол, но никак не в рамках осмотра. Порядок оформления протокола, как для изъятия, так и для взятия проб одинаков и регламентирован статьей 27.10 КоАП РФ (подробнее, в том числе образцы бланков протоколов - см [9]).