Использование псевдонима

Освещение предвыборных кампаний

Конфиденциальные сведения

Личная жизнь и общественный интерес

Анонимные источники информации

Аккредитация

Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста

ЭТИКА И ПРАВО В РАБОТЕ РЕПОРТЕРА, ОПЕРАТОРА И ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА К ЭФИРУ

 

Съемки «скрытой камерой»

Вопросы и задания

 

Этика журналистики, включая, естественно, и телевизионную журналистику, подразумевает, что общество (зрительская аудитория) состоит из людей, исповедующих различные взгляды и принципы. Телевизионная действительность, исходя из этих постулатов, должна отвечать всему разнообразию интересов и запросов аудитории. При этом необходимая ответственность журналиста в ответ на предоставленную ему свободу слова подразумевается в следующих категориях:

· îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä îáùåñòâîì; â ïåðâóþ î÷åðåäü îñíîâûâàåòñÿ íà îáùå÷åëîâå÷åñêèõ ïîíÿòèÿõ, èñêëþ÷àþùèõ ïðîïàãàíäó íàñèëèÿ, æåñòîêîñòè, ìåæíàöèîíàëüíîé è ìåæêîíôåññèîíàëüíîé âðàæäû, ðàñèçìà è ò.ä.

· îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä àóäèòîðèåé; âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñêàçàííîå âûøå;

· îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä ó÷àñòíèêàìè ïåðåäà÷è è ëèöàìè, î êîòîðûõ âåäåòñÿ ðå÷ü;

· ïåðåä æóðíàëèñòàìè-êîëëåãàìè;

· ïåðåä òåëåêîìïàíèåé, îò èìåíè êîòîðîé âåäåòñÿ âåùàíèå;

· ïåðåä ñâîèìè ïðîôåññèîíàëüíûìè è îáùåýòè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè;

· ïåðåä äåéñòâóþùèì çàêîíîäàòåëüñòâîì.

Èñõîäíûìè ýòè÷åñêèìè ïðèíöèïàìè æóðíàëèñòà – îñîáåííî â òåëåâèçèîííîé èíôîðìàöèîííîé ïðàêòèêå – äîëæíû áûòü ñëåäóþùèå:

1). Äîñòîâåðíîñòü â èçëîæåíèè ôàêòîâ. Îòñóòñòâèå êîððåñïîíäåíòà íà ìåñòå ñîáûòèÿ ïîçâîëÿåò îïåðèðîâàòü ôàêòîì, íî â ýòîì ñëó÷àå íåîáõîäèìà ññûëêà êàê ìèíèìóì íà äâà èñòî÷íèêà èíôîðìàöèè – òàêîâà ìèðîâàÿ ïðàêòèêà. «Ïåðñîíàëèçàöèÿ íîâîñòåé», ñâîéñòâåííàÿ òåëåâèäåíèþ, íå îçíà÷àåò ñâîáîäû ñóáúåêòèâíûõ âûñêàçûâàíèé. Ôàêò è ìíåíèå äîëæíû áûòü ÷åòêî îòäåëåíû äðóã îò äðóãà. «Çðèòåëè è ñëóøàòåëè íå äîëæíû çàèìñòâîâàòü èç ïåðåäà÷ Áè-Áè-Ñè ëè÷íûå âçãëÿäû âåäóùèõ è ðåïîðòåðîâ, – ãîâîðèòñÿ â ðåêîìåíäàöèÿõ çíàìåíèòîé áðèòàíñêîé âåùàòåëüíîé êîðïîðàöèè. – Õîðîøàÿ æóðíàëèñòèêà ïîìîãàåò çðèòåëÿì è ñëóøàòåëÿì âñåõ óáåæäåíèé ñôîðìèðîâàòü ñâîå ñîáñòâåííîå ìíåíèå». Äðóãèìè ñëîâàìè, â ñàìîì îïòèìàëüíîì ñëó÷àå çðèòåëü èëè ñëóøàòåëü íå должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу. Журналист прекращает быть таковым, как только в его репортаже появляется хоть нотка дидактики.

2). Полнота информации. Общеизвестная истина – неполная правда – хуже лжи. Почему? Потому что элементы правды создают иллюзию правдивости. Если Геббельс говорил о лжи, что она должна быть чудовищной, дабы в нее поверили, то неполная правда выполняет ту же самую функцию просто и легко. Сформулированные выше подходы правомочны и применительно к журналистским эмоциям. Оптимальный способ передачи экспрессии – собственно факт, фразеология здесь будет излишней. Во многих странах профессиональными журналистскими ассоциациями осуществлялись попытки создать документы, в которых были бы собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. Успешными эти попытки были не всегда и не везде. Для постсоветского пространства в сублимированном виде основные этические принципы профессии достаточно четко сформулированы в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста».