ВИДЕОМОНТАЖ

В начало

КАК СНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ

В начало

 

 

«Нельзя научить снимать. Можно научить, как нельзя снимать» – эта фраза одного из опытных операторов программы «Вести» стала среди сотрудников программы почти крылатой. Итак, чего делать нельзя.

Нельзя снимать без штатива. Аргументы просты: как бы хорошо не владел оператор искусством работы «с плеча», возможности человеческого организма небеспредельные. В практике автора был случай, когда оператор снимал синхрон «с плеча» настолько статично, что его коллеги, просматривая потом отснятый материал, не верили тому, что штатив отсутствовал. Но через какое-то время оператор не выдержал и камера начала сильно дергаться – произошло это по несчастливой случайности как раз в тот момент, когда интервьюируемый произносил самые важные и необходимые для сюжета слова.

Дергание камеры во время съемки мешает зрительскому восприятию и потому является браком в работе оператора.

Утрируя, можно сказать: если есть где стоять оператору, значит, есть и где поставить штатив. Стопроцентно это относится к записи синхронов и «стэндапов».

Нельзя снимать незамотивированные содержанием сюжета отъезда, наезды, панорамы. Во время съемки забудьте, что на камере имеется трансфокатор. Он существует лишь тогда, когда запись не включена – для того, чтобы скадрировать картинку.

Из любого правила есть, конечно, исключения. На некоторых официальных мероприятиях охрана официальных лиц запрещает устанавливать штативы. Оперативность съемки некоторых событий, когда счет идет на доли секунды, может не быть времени для установки штатива.

Однако правило потому и является правилом, что должно выполняться. Количество исключений всегда должно стремиться к нулю.

 

 

Видеомонтаж – один из основных этапов производства как отдельного телевизионного произведения, так производства телепрограмм в целом.

Под видеомонтажом понимается как процесс творческий, процесс соединения видеозаписи и аудиозаписи в необходимой последовательности, согласно творческому замыслу автора и сценарию, композиции произведения, так и процесс технического соединения отдельных фрагментов в целое с использованием соответствующих технических средств. Другими словами, видеомонтаж – это единый комплекс творческих и технических приемов создания телевизионного произведения.

В принципе, непосредственная работа с видеотехникой не является профессиональной обязанностью корреспондента. Однако, как и в любой профессии, минимум знаний по смежной профессии (тем более, учитывая необходимость постоянного контакта корреспондента и оператора, режиссера монтажа, комплексный характер их работы) необходим.

Кроме того, корреспондент, как правило, является руководителем съемочного, а иногда и монтажного коллектива и некоторое представление о технике, на которой производится продукт совместного труда, является необходимым и в этом контексте.

Ряд телекомпаний вырабатывает правила, регламентирующие работу операторов, впрочем, подобные правила не могут служить учебным пособием на тему «как снимать», они обычно являются своего рода памяткой, цель которой – напомнить о том, чего нельзя забывать.

 

ПРИМЕР «ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ»