Органы местного самоуправления

Местное самоуправление реализуется через систему органов, обладающих относительной самостоятельностью от центральной власти и от органов более крупных территориальных единиц. Как правило, в систему органов местного самоуправления входят представительные и исполнительные органы: представительные органы принимают на основе закона наиболее важные решения, касающиеся местных проблем, а исполнительные осуществляют текущее управление муниципальной единицей в соответствии с ними. Впрочем (правда, в редких случаях), особые исполнитель­ные органы могут и не образовываться, так как представитель­ные органы сами осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. При этом органы местного самоуправления либо избираются непосредственно населением соответствующей поли­тико-административной единицы (реже — нижестоящими выбор­ными органами местного самоуправления), либо формируются этими выборными органами. Непосредственно выборными явля­ются обычно представительные органы, а иногда также главы ис­полнительных органов. Впрочем, в некоторых странах выбира­ются также главы исполнительных органов специальной компетенции, а также иные должностные лица.

Конституции большинства зарубежных стран регламентируют вопросы функционирования органов местного самоуправления достаточно скупо, закрепляя лишь самые общие черты их органи­зации и деятельности. Так, Конституция Испании 1978 года уста­навливает, что управление муниципией (низовой территориаль­ной единицей) осуществляет муниципальный совет, а управление провинцией — собрания представителей или иные выборные орга­ны (ст. 147, 148). Некоторые конституции (например, Португа­лии 1976 года) регламентируют основы порядка формирования органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления (советы, собрания, ассамблеи) на всех уровнях политико-административ­ного деления обычно избираются непосредственно гражданами, постоянно приживающими в данном муниципальном образова­нии. Например, во Франции непосредственно выборными являются представительные органы местного самоуправления территориальных коллективов всех трех разновидностей: в коммунах это муниципальный совет, в департаментах — генеральный совет, в регионах — региональный совет.

Следует отметить, что конституции ряда стран в последние де­сятилетия стали предоставлять при определенных условиях право участвовать в выборах органов местного самоуправления не толь­ко гражданам, но и иностранцам. Например, ст. 13 Конституции Испании устанавливает, что иностранцам на основе взаимности предоставляется активное и пассивное избирательное право на муниципальных выборах.

Исполнительные органы местного самоуправления имеют в разных странах неодинаковую структуру. Они могут быть едино­личными и иметь аппарат советников, возглавляющих отдельные службы, а могут являться коллегиальными органами, подобными правительству. Примером исполнительных органов местного са­моуправления первой модели выступают мэры общин и председа­тели генеральных советов во Франции. Коллегиальными испол­нительными органами являются, например, джунты в Италии, джунты и муниципальные палаты в Португалии и т.п. Наконец, исполнительного органа местного самоуправления как такового может и не быть. Например, при системе, именуемой «совет-уп­равляющий», существующей в некоторых землях ФРГ и штатах США, местный представительный орган формирует аппарат, не имеющий властных полномочий, а занимающийся лишь подготовкой решений представительного органа. Другим примером от­сутствия специальных исполнительных органов является так на­зываемая комиссионная система, действующая в ряде американс­ких штатов, при которой население избирает комиссию в составе от двух до семи человек, выполняющую одновременно функции и представительного, и исполнительного органа местного самоуп­равления.

Местные исполнительные органы могут по-разному формиро­ваться. Как правило, их выбирают (назначают) представитель­ные органы или (и) население непосредственно. Например, мэры коммун и председатели советов во Франции избираются совета­ми. В тех землях ФРГ, где исполнительная местная власть сосре­доточена в руках бургомистров, они в некоторых землях избира­ются непосредственно гражданами, а в некоторых — местными советами или собраниями. В Италии местные исполнительные органы — джунты — избираются местными советами, а их пред­седатели или мэры — непосредственно населением. В Португа­лии джунты приходов и административных областей (высших и низовых местных территориальных единиц) избираются ассамб­леями соответствующего уровня, а муниципальная палата — ис­полнительный орган местного самоуправления муниципии — не­посредственно избирателями.

Следует иметь в виду, что в ряде стран глава местной админи­страции одновременно является главой представительного органа или (и) представителем центральной власти. Например, мэры ком­мун, а также председатели советов департаментов и регионов во Франции одновременно являются главами и представительных, и исполнительных органов местного самоуправления, а мэры ком­мун к тому же выполняют функцию представителей государства. В Италии мэры коммун, являясь главами исполнительной власти, осуществляют также функции представителей государства.

Территориальные единицы государства, обладающие админи­стративной автономией (в том числе заморские), имеют органы самоуправления, аналогичные местным. Впрочем, существуют и некоторые особенности. Например, китайская Конституция орга­нами самоуправления признает только органы, действующие в районах национальной автономии. Органы, действующие в дру­гих местных территориальных единицах, определяются ею как органы государственной власти на местах (ст. 95, 96).