Статус судей

Система административной юстиции

Основное предназначение административной юстиции — раз­решение юридических конфликтов между частными лицами (фи­зическими и юридическими) и публичной исполнительной влас­тью (в лице ее органов и должностных лиц). В ряде стран на органы административной юстиции возложена задача проверки конституционности и законности нормативных актов исполни­тельной власти (Франция). Конституции редко регулируют ста­тус органов административной юстиции. Иногда в них регламен­тируются основы или отдельные черты статуса высшего органа той системы (Франция), иногда он лишь упоминается (Герма­ния), в ряде конституций имеются указания не только о системе органов административной юстиции, но и об их главных функци­ях. Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года устанавливает, что «Государственному совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по охране законных интересов в отношении действий государственных ор­ганов, а в отдельных вопросах, указанных в законе, — также и субъективных прав» (ст. 103).

Органы административной юстиции не во всех странах входят в судебную систему. В англосаксонских странах систему административной юстиции образуют квазисудебные органы, функционирующие в рамках административных ведомств (министерств и иных органов и учреждений исполнительной вла­сти специальной компетенции), но подконтрольные судам (воз­можность обжалования в судах общей юрисдикции их актов). Процедура рассмотрения дел в таких органах является более опе­ративной благодаря упрощенному характеру по сравнению с обычным судебным процессом (отсутствие состязательности, гласности и устной формы судопро­изводства).

В европейских государствах действует обособленная система административных судов, которая обычно включает три инстан­ции: первую, апелляционную и кассационную. Например, во Франции низовым элементом органов административной юрисдик­ции являются региональные административные суды, средним — административные апелляционные суды, наконец, высшим — Го­сударственный совет, выполняющий наряду с функциями высшей инстанции по административным спорам некоторые другие функ­ции. Это осуществление контроля за соответствием Конституции актов регламентарной власти, а также роль консультативного орга­на при Правительстве.

 

 

Основу правового ста­туса судей формируют такие принципы как: назначаемость, несме­няемость, независимость, неприкосновенность судей, судейская несов­местимость.

1. Принцип назначаемости предполагает длительность пребывания судьи в должности как важной гарантией его независимости, а более всего ее обеспечивает так называемое пожизненное назначение. Судья не должен опасаться пере­назначений и переизбраний, в преддверии которых он не может себя чувствовать полностью независимым от соответствующих властей или от избирателей, которые к тому же зачастую в своем выборе ме­нее всего руководствуются профессиональным уровнем кандидата. Однако карьера судьи прекращается по дос­тижении определенного возрастного предела (та же польская Кон­ституция оговаривает, что закон определяет возраст, по достижении которого судья уходит в отставку, ст. 180). Карьера судьи может быть прервана из-за его физического состояния, а также в связи с со­вершением преступления или серьезного дисциплинарного проступ­ка либо грубого нарушения этических и моральных норм.

2. Несменяемость означает, что назначенного на должность судью нельзя без его согласия не только уволить или отстранить (кроме как по осо­бым основаниям, оговоренным законом), но и перевести на другую должность — ни на более низкую, ни на более высокую. Единственное исключение — изменение судебной органи­зации или судебных округов: в этих случаях судьи могут быть переве­дены в другой суд или освобождены от должности, но с сохранением полного содержания.

3. Независимость — независимость судей означает, что при осуществлении своих пол­номочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо «советы» и указания, а тем более оказывать прямое давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуще­ствлении им своих полномочий любых должностных лиц может по­влечь за собой ответственность этих лиц, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей. Гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения. Так же судья обладает личной неприкосновенностью: он не может быть подвергнут обыску, допросу, задержан и арестован, привлечен к след­ствию и суду, кроме как в порядке особой процедуры, предусмотрен­ной законом, которая, как правило, достаточно сложна.

4. Принцип неприкосновенности распространяется на уголовную и административную ответственность судей. Что касается дисципли­нарной ответственности судей, то вопрос о ней решается органами самой судебной власти, главным образом высшими советами судеб­ной власти. Однако судья не может быть при­влечен к дисциплинарной (и тем более уголовной и административ­ной) ответственности за свои решения по конкретным делам. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций

1. Принцип несовме­стимости, означает запрет судьям занимать одновременно иные государственные и обще­ственные должности.