Политические партии и партийные системы

Статус партий стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Ныне почти все конституции демократических стран содержат большее или меньшее количество норм о полити­ческих партиях. Направлениями конституционного регулирова­ния статуса партий являются закрепление их функций, свободы образования и деятельности, гласности, а также оснований их запрещения.

Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения неполны и не во всем совпадают. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии:

1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления;

2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе (разумеется, с правом выхода);

3) объединение в партию осуществляется, прежде всего на основе идеологических факторов - общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;

4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии;

5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия - это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости.

Таким образом, политическая партия - это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами.[17]

Классификация политических партий.

1. По со­циально-политической сущности их можно подразделить на:

- консервативные(правые) в большей мере ориентированы на ин­тересы производителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятельности государства;

- социал-демократические(левые) ориентированы на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев на­селения, ратуя за повышение налогов и активизацию государственных социальных программ. Примерами правых партий являются Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, а примерами левых — Лейбористская партия Великобритании, Социал-демократическая партия Германии.

- центристские;

- конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий), например Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз в ФРГ, а также партии, ориентированные на определенную нацио­нальную общность, как правило, национальное меньшинство (Шведская народная партия в Финляндии).

2. По методам достижения своих це­лей различают:

- радикальные (выступающие за резкую смену по­литического курса);

- экстремистские (призывающие к незакон­ным методам борьбы) партии.

Названные партии могут быть как правыми, так и левыми. Экстремистскими левыми партиями тра­диционно считаются партии коммунистические.

3. По особенностям структуры различают партии:

- организацион­но оформленные для них характерно документальное оформление членства, наличие пер­вичных организаций, членских взносов (Лейбористская партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);

- организационно неоформленные вышеуказанных атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения и существуют в основном на добровольные пожертвования(Консервативная партия Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США).

Партийная система –это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партий­ных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на государственную власть. Различают многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные системы.

Многопартийная система предполагает, что в выборах обще­национальных органов государственной власти участвует более двух партий и каждая из них имеет шанс сформировать прави­тельство (Италия, Бельгия, Дания и т.д.).

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран и означает, что разрешается деятель­ность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы — не допустить слишком большого разброса голосов избирателей и образования в парламенте огромного числа мелких фракций, рационализиро­вать тем самым работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Двухпартийная система — это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США).

Однопартийные системы характерны для недемократических государств, в которых право доминировать в органах власти при­надлежит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в зако­не ведущей роли одной партии, то есть недопустимостью оппози­ции (КНР, Куба, КНДР).

Наконец, в некоторых развивающихся странах партии вообще запрещены (Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Сау­довская Аравия).[18]

Политический процесс — это порядок функционирования по­литической системы, то есть динамика политической системы, политическая система и ее основные институты в действии. Политический процесс представ­ляет собой совокупность способов, форм, направлений политичес­кой деятельности самых разнообразных субъектов политической системы. Конституциями и конституционным правом в целом регламентируется лишь наиболее важная часть такой деятельности, частично же она регулируется неюридическими социальными нор­мами, а частично является вообще неурегулированной, спонтан­ной. Будучи урегулированным правовыми нормами, политический процесс становится юридическим. Разновидностями урегулированных правом политических процедур являются законодательный процесс, избирательный процесс, бюджетный процесс и др. Кон­ституции устанавливают лишь общие принципы различных аспек­тов политического процесса, а их более подробное регулирование осуществляется законами и иными правовыми актами.