Политические партии и партийные системы
Статус партий стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Ныне почти все конституции демократических стран содержат большее или меньшее количество норм о политических партиях. Направлениями конституционного регулирования статуса партий являются закрепление их функций, свободы образования и деятельности, гласности, а также оснований их запрещения.
Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения неполны и не во всем совпадают. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии:
1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления;
2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе (разумеется, с правом выхода);
3) объединение в партию осуществляется, прежде всего на основе идеологических факторов - общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;
4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии;
5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия - это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости.
Таким образом, политическая партия - это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами.[17]
Классификация политических партий.
1. По социально-политической сущности их можно подразделить на:
- консервативные(правые) в большей мере ориентированы на интересы производителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятельности государства;
- социал-демократические(левые) ориентированы на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, ратуя за повышение налогов и активизацию государственных социальных программ. Примерами правых партий являются Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, а примерами левых — Лейбористская партия Великобритании, Социал-демократическая партия Германии.
- центристские;
- конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий), например Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз в ФРГ, а также партии, ориентированные на определенную национальную общность, как правило, национальное меньшинство (Шведская народная партия в Финляндии).
2. По методам достижения своих целей различают:
- радикальные (выступающие за резкую смену политического курса);
- экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы) партии.
Названные партии могут быть как правыми, так и левыми. Экстремистскими левыми партиями традиционно считаются партии коммунистические.
3. По особенностям структуры различают партии:
- организационно оформленные для них характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов (Лейбористская партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);
- организационно неоформленные вышеуказанных атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения и существуют в основном на добровольные пожертвования(Консервативная партия Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США).
Партийная система –это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на государственную власть. Различают многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные системы.
Многопартийная система предполагает, что в выборах общенациональных органов государственной власти участвует более двух партий и каждая из них имеет шанс сформировать правительство (Италия, Бельгия, Дания и т.д.).
Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран и означает, что разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы — не допустить слишком большого разброса голосов избирателей и образования в парламенте огромного числа мелких фракций, рационализировать тем самым работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.
Двухпартийная система — это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США).
Однопартийные системы характерны для недемократических государств, в которых право доминировать в органах власти принадлежит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в законе ведущей роли одной партии, то есть недопустимостью оппозиции (КНР, Куба, КНДР).
Наконец, в некоторых развивающихся странах партии вообще запрещены (Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Саудовская Аравия).[18]
Политический процесс — это порядок функционирования политической системы, то есть динамика политической системы, политическая система и ее основные институты в действии. Политический процесс представляет собой совокупность способов, форм, направлений политической деятельности самых разнообразных субъектов политической системы. Конституциями и конституционным правом в целом регламентируется лишь наиболее важная часть такой деятельности, частично же она регулируется неюридическими социальными нормами, а частично является вообще неурегулированной, спонтанной. Будучи урегулированным правовыми нормами, политический процесс становится юридическим. Разновидностями урегулированных правом политических процедур являются законодательный процесс, избирательный процесс, бюджетный процесс и др. Конституции устанавливают лишь общие принципы различных аспектов политического процесса, а их более подробное регулирование осуществляется законами и иными правовыми актами.