Определение, структура и конституционное регулирование общественного строя

Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного строя

 

Цели занятия:

- знать, что такое общественный строй и каким образом его основы регулируются конституциями;

- знать, что представляет собой конституционно-правовой институт экономической системы;

- разобраться в чем различие между публичной и частной собственностью;

- усвоить в чем заключается социальная функция собственности;

- иметь представление о том, какими конституционно-правовыми институтами регулируются национальные отношения;

- знать каковы современные тенденции в конституционно-правовом регулирова­нии семейных отношений

- иметь представление о том, как отражаются в современном конституционном праве проблемы эко­логии; каково современное конституционно-правовое регулирование обществен­ных отношений в области образования, науки и культуры; как в конституциях регулируются проблемы религии.

 

Учебные вопросы:

 

1. Определение, структура и конституционное регулирование общественного строя;

2. Конституционные основы экономических отношений, отношений собственности, экономической деятельности, финансовой системы;

3. Конституционное регулирование социальных отношений. Социальная система и ее структура;

4. Конституционное регулирование духовно-культурных отношений. Конституционные основы образования, науки, культуры, религии.

 

 

Общественный строй — это исторически обусловленная целостная система общественных отношений, сложившаяся в той или иной стране, то есть устройство, организация общества, су­ществующего в пределах этой страны на определенном этапе ее развития.

Структура общественного строя включает политичес­кую, экономическую, социальную и духовно-культурную систе­мы. Все перечисленные элементы общественного строя являются внутренне взаимосвязанными, взаимообусловленными, их влия­ние друг на друга огромно. Именно поэтому они образуют обще­ственный строй как единое целое, а не являются механическим набором характеристик различных сторон жизни общества. Бо­лее того, не всегда можно провести четкую грань между отноше­ниями экономическими и социальными, социальными и духовно-культурными. Тем не менее взаимодействие между различными элементами общественного строя не является прямолинейным и одномерным. Например, экономические отношения выступают в большинстве случаев определяющим фактором развития всех ос­тальных подсистем общественного строя, но не всегда их про­гресс влечет, например, расцвет культуры или науки.

С появлением государства как сильной власти, объединяющей все население в пределах определенной территории, иные состав­ляющие общественного строя стали находиться под его влиянием, хотя само оно возникло на определенном этапе развития об­щественного строя, является его порождением и элементом. Госу­дарство оказывает воздействие на общественный строй путем про­ведения той или иной политики во всех сферах жизни общества, то есть его политика затрагивает все элементы общественного строя (общеизвестны такие выражения, как экономическая поли­тика, социальная политика, культурная политика государства).

Важнейшим механизмом осуществления политики государства и повышения ее эффективности является право. Поэтому правовые нормы всегда в большей или меньшей степени регламентировали различные аспекты общественного строя. [13]

Конституции стали регулировать обще­ственный строй более или менее целостным образом не сразу, а только в XX веке — с появлением тенденции социализации. Кон­ституции же первого поколения ограничивались лишь регламен­тацией статуса государства, другие аспекты общественного строя регулировались ими крайне фрагментарно: например, в виде зак­репления неприкосновенности частной собственности, религиоз­ной свободы. Это объяснялось тем, что конституционализм воз­ник как система ограниченного государственного правления с тем, чтобы оградить человека от произвола государства. В этих усло­виях регулирование конституцией общественного строя было не­возможно, это расценивалось бы как посягательство на свободу. Но постепенно общество осознало, что обществен­ная безопасность и общественный прогресс невозможны без цен­трализованного регулирования различных социальных интересов с целью предотвратить или смягчить их столкновения. Для этого необходимо, чтобы общество подчинялось определенным прин­ципам. Такие принципы и стали устанавливаться в конституциях как основы общественного строя и его различных элементов. Этот процесс стал заметным после Первой мировой войны, а особенно активизировался после Второй мировой войны.

Конституции различ­ных стран регулируют основы общественного строя с большей или меньшей степенью полноты. Наиболее подробно и всеохва­тывающе его элементы регламентируются социалистическими конституциями. Их начальные разделы или главы посвящены именно комплексной регламентации основ общественного строя, включая его главные подсистемы. Например, Конституция Рес­публики Куба 1976 года (в редакции 1991 года) открывается гла­вой «Политические, социальные и экономические основы госу­дарства». Западно-европейские конституции и конституции некоторых развивающихся стран, регулируя основы обществен­ного строя в неодинаковом объеме, содержат положения о нем, как правило, в различных разделах и главах: об общих принци­пах конституции, о правах и свободах, о территориальном уст­ройстве, о статусе органов государственной власти. Наконец, есть страны, которые до сих пор вообще не признают большинство институтов гражданского общества элементом предмета консти­туционного права и поэтому регламентируют в своих конституци­ях лишь отдельные аспекты общественного строя. Такой позиции придерживаются государства англо-саксонской правовой семьи, по-прежнему считающие, что предназначение конституций состо­ит лишь в том, чтобы оградить человека от произвола государ­ства. Их конституции и конституционное право в целом основ конституционного строя в комплексном виде не закрепляют.

Следует отметить, что при любом подходе конституционный строй не подвергается исчерпывающему регулированию в конституциях зарубежных стран. Поэтому правомерно говорить о кон­ституционной регламентации не общественного строя в целом, а лишь основ общественного строя. При этом различные элементы общественного строя подвергаются регламентации в конституциях зарубежных стран с разной степенью обстоятельности.

Наиболее подробно в конституциях любой модели регулирует­ся такой элемент общественного строя, как политическая система общества. Причем ее институты регламентируются не только соб­ственно конституцией, но и другими источниками конституцион­ного права (например, законами о политических партиях, о дру­гих общественных объединениях). Таким образом, социальная, экономическая и духовно-культурная системы общественного строя регулируются в рамках конституционного права только его главным источником и только в основном, политическая же сис­тема подвергается обстоятельной регламентации, причем не толь­ко конституцией соответствующего государства, но и иными источниками конституционного права.

Экономическую, социальную и духовно-культурную систе­мы мы в той или иной мере раскроем ниже, а политической системе уделим особое внимание в отдельной теме.