Понятие и виды источников конституционного права зарубежных стран

 

Источники данной отрасли - это формы, в которых получают внешнее закреп­ление и выражение конституционно-правовые нормы и институ­ты.

Наиболее распространенным видом источников конституци­онного права являются нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты как источники конституционно­го права — это документы, содержащие нормы права, адресован­ные неопределенному кругу лиц. К их числу относятся зако­ны, договоры, нормативные акты исполнительной власти государ­ства, нормативные акты органов конституционного контроля (над­зора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы — это нормативные правовые акты особой разновидно­сти, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаемые обычно высшим представительным органом государ­ства (или государственно-подобного территориального образования) либо референдумом в особом порядке и обладающие высшей юри­дической силой. Законы подразделяются на:

- конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее);

-органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), они существуют лишь в ряде стран (Фран­ция, Испания);

- обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента);

- чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);

Договоры, как особый вид нормативных правовых актов, ха­рактеризуются тем, что они исходят от нескольких субъектов: государств или государственно подобных образований. Договоры подразделяются на меж­дународные и внутригосударственные.

- Международные договоры являются источниками конститу­ционного права в том случае, если они регулируют конституци­онно-правовые проблемы и имеют прямое действие. Конституции многих государств закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутригосударственным. Вмес­те с тем все чаще в конституции зарубежных стран включаются положения, направленные на создание механизма, обеспечиваю­щего соответствие международных договоров национальной кон­ституции на стадиях их заключения, ратификации и введения в действие.

- Внутригосударственные договоры как источники конституци­онного права — это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с цент­ральной властью.

Нормативные акты исполнительной власти включают акты главы государства, правительства и отдельных ведомств. Разуме­ется, далеко не все из них являются источниками конституцион­ного права, а лишь те, которые содержат конституционно-право­вые нормы и институты.

Акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.) как источники конституционного права — это их решения по вопросам о кон­ституционности тех или иных документов или действий, о толко­вании конституции, о компетенции государственных органов и некоторым другим проблемам.

Регламенты парламентов и их палат всегда и в полном объеме являются источниками конституционного права, т.к. устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

Акты органов местного самоуправления к которым как правило относят местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населе­ния в его осуществлении. Они не всегда выступают источниками конституционного права т.к. не всегда имеют конституционно-правовые нормы.

Судебные прецеденты (в англосаксонском праве) - решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;

Конституционный обычай - это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имею­щим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкцио­нированные государством. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;( формирование прави­тельства лидером партии парламентского большинства, существо­вание кабинета министров, обязанность монарха согласиться с законопроектом, принятым обеими палатами парламента и т.д.)

Доктринальные положения, то есть опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам. Их можно лишь условно считать источниками конституционного права: в некоторых странах, например в Великобритании, суды вправе ссылаться на них для обоснования своих постановлений. Однако это лишь право судов, но не их обязанность, то есть в отличие от применения статутов и прецедентов применение доктринальных положений не является обязательным.

Религиозные источники в качестве источников рассматриваются в основном в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран - священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

Международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее - Международные пакты о правах человека).

 

5.Конституционное право зарубежных стран как наука: понятие, система, источники. Понятие и система конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины

Конституционное право зарубежных стран как наука – это отрасль правоведения представляющая собой совокупность всех идей и знаний (история, теория, зарубежный опыт и т.д.) о конституционно-правовых отношениях. Изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений в их логической связи между собой.

Система науки конституционного права:

1) характеристика КП как науки;

2) положения обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития государства;

3) комплекс теоретических проблем вытекающих первого конституционно-правового института – Основ конституционного строя;

4) теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей;

5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии;

6) организация функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.

Методы научного познания:

- исторический (КП в историческом развитии);

- сравнительно-правовой (КПН различных стран);

- системный (объекты предмета изучения);

- статистический (количественный фактор общественных процессов);

- конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН) и т.д.

Источниками науки конституционного права являются источники отрасли конституционного права, практика реализации конституционно-правовых норм, труды отечественных и зарубежных ученых.

В России различными проблемами научного исследования кон­ституционного права зарубежных стран до революции занима­лись В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, М.М. Кова­левский и др.

В период после революции и до Второй мировой войны среди авторов работ, посвященных конституционному праву зарубеж­ных стран, были В.Н. Дурденевский, Г.С. Гурвич, И.П. Трайнин и некоторые другие.

После войны в связи с появлением социалистических стран ис­следование государственного права буржуазных и социалистических государств обособляется. Проблемы государственного права в странах социализма исследовали в разные годы Н.П. Фарберав, Д.Л. Златопольский, Б.А. Страшун, В.Ф. Коток, В.Е. Чиркин, А.Х. Махненко, Б.Н. Топорнин, И.П. Ильинский, Н.А. Михале­ва и др. Над изучением проблем государственного права буржуаз­ных стран работали А. А. Мишин, В. А. Власихин, М.А. Крутого лов, Ю.П. Урьяс, Н.С. Крылова, В.В. Маклаков, Б.С. Крылов и т.д. С распадом колониальной системы особым объектом науч­ных исследований стало государственное право развивающих­ся стран, которое анализировали в своих работах Ю.А. Юдин, В.Е. Чиркин, Л.М. Энтин, СЮ. Кашкин и др. В силу существо­вавшего при социализме мощного идеологического прессинга со­держание исследований по конституционному праву зарубежных стран зачастую имело односторонний, политически предвзятый ха­рактер, но они содержали немало позитивной информации о со­стоянии конституционно-правового законодательства и практики в различных странах.

В настоящее время общественная наука, в том числе конститу­ционного права, освободилась от идеологических пут, но ее раз­витие сковывается обстоятельствами материального характера: из-за общего неблагополучного экономического положения в стра­не затруднены и поступление иностранной литературы по кон­ституционному праву, и издание монографий отечественных ав­торов. И все же наука конституционного права, в том числе исследование проблем иностранного конституционализма, разви­вается довольно динамично. В 1990-е годы в свет вышло несколько учебников конституционного права зарубежных стран. Это учеб­ник проф. В. А. Чиркина; учебники под редакцией проф. Б. А. Страшуна; проф. А.Е. Козлова; проф-в М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина; учебник проф. Н.А. Михалевой по конституцион­ному праву зарубежных стран СНГ; учебник проф. Д.Л. Златопольского по государственному праву постсоциалистических стран и некоторые другие.[5]

Среди авторов монографических изданий 1990-х годов, посвящен­ных различным проблемам конституционного права, следует назвать Б.А. Страшуиа, В.В. Маклакова, СВ. Боботова, И.Ю. Богдановскую, К.Е. Егорова, В.И. Лафитского, А.Д. Керимова, В.В. и Л.В. Бойцовых, СЮ. Кашкина, А.И. Ковлера и ряд других.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина— это один из преподаваемых в российских юридических вузах учебных курсов, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, условий, их поро­дивших, а также практики их реализации.

Система данной учеб­ной дисциплины включает общую и особенную части. В рамках общей части осуществляется концептуальное изучение основных конституционно-правовых институтов при выявлении их общих черт и отдельных особенностей в мировой практике. Особенная же часть направлена на изучение основ конституционного права отдельных стран.

Впрочем, в высших юридических учебных заведениях России имеются и другие подходы к изучению конституционно-правового опыта развития зарубежных стран.

 

Тема 2. Конституция – основной закон национального права.

 

Цели занятия:

- усвоить понятие Конституции;

- уметь показать сущность Конституции, раскрыть её функции и юридические свойства;

- знать отличия Конституции от иных нормативно-правовых актов.

- знать виды конституций;

- знать понятие конституционного контроля, его виды и механизм реализации;

 

Учебные вопросы:

 

1. Понятие, сущность и функции Конституции.

2. Структура Конституции.

3. Классификация Конституций.

4. Разработка, принятие и изменение конституции

5. Институт конституционного контроля.