Понятие и виды источников конституционного права зарубежных стран
Источники данной отрасли - это формы, в которых получают внешнее закрепление и выражение конституционно-правовые нормы и институты.
Наиболее распространенным видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты как источники конституционного права — это документы, содержащие нормы права, адресованные неопределенному кругу лиц. К их числу относятся законы, договоры, нормативные акты исполнительной власти государства, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.
Законы — это нормативные правовые акты особой разновидности, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаемые обычно высшим представительным органом государства (или государственно-подобного территориального образования) либо референдумом в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Законы подразделяются на:
- конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее);
-органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), они существуют лишь в ряде стран (Франция, Испания);
- обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента);
- чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);
Договоры, как особый вид нормативных правовых актов, характеризуются тем, что они исходят от нескольких субъектов: государств или государственно подобных образований. Договоры подразделяются на международные и внутригосударственные.
- Международные договоры являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционно-правовые проблемы и имеют прямое действие. Конституции многих государств закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутригосударственным. Вместе с тем все чаще в конституции зарубежных стран включаются положения, направленные на создание механизма, обеспечивающего соответствие международных договоров национальной конституции на стадиях их заключения, ратификации и введения в действие.
- Внутригосударственные договоры как источники конституционного права — это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с центральной властью.
Нормативные акты исполнительной власти включают акты главы государства, правительства и отдельных ведомств. Разумеется, далеко не все из них являются источниками конституционного права, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы и институты.
Акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.) как источники конституционного права — это их решения по вопросам о конституционности тех или иных документов или действий, о толковании конституции, о компетенции государственных органов и некоторым другим проблемам.
Регламенты парламентов и их палат всегда и в полном объеме являются источниками конституционного права, т.к. устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);
Акты органов местного самоуправления к которым как правило относят местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населения в его осуществлении. Они не всегда выступают источниками конституционного права т.к. не всегда имеют конституционно-правовые нормы.
Судебные прецеденты (в англосаксонском праве) - решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;
Конституционный обычай - это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имеющим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкционированные государством. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;( формирование правительства лидером партии парламентского большинства, существование кабинета министров, обязанность монарха согласиться с законопроектом, принятым обеими палатами парламента и т.д.)
Доктринальные положения, то есть опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам. Их можно лишь условно считать источниками конституционного права: в некоторых странах, например в Великобритании, суды вправе ссылаться на них для обоснования своих постановлений. Однако это лишь право судов, но не их обязанность, то есть в отличие от применения статутов и прецедентов применение доктринальных положений не является обязательным.
Религиозные источники в качестве источников рассматриваются в основном в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран - священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;
Международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее - Международные пакты о правах человека).
5.Конституционное право зарубежных стран как наука: понятие, система, источники. Понятие и система конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины
Конституционное право зарубежных стран как наука – это отрасль правоведения представляющая собой совокупность всех идей и знаний (история, теория, зарубежный опыт и т.д.) о конституционно-правовых отношениях. Изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права.
Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений в их логической связи между собой.
Система науки конституционного права:
1) характеристика КП как науки;
2) положения обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития государства;
3) комплекс теоретических проблем вытекающих первого конституционно-правового института – Основ конституционного строя;
4) теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей;
5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии;
6) организация функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.
Методы научного познания:
- исторический (КП в историческом развитии);
- сравнительно-правовой (КПН различных стран);
- системный (объекты предмета изучения);
- статистический (количественный фактор общественных процессов);
- конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН) и т.д.
Источниками науки конституционного права являются источники отрасли конституционного права, практика реализации конституционно-правовых норм, труды отечественных и зарубежных ученых.
В России различными проблемами научного исследования конституционного права зарубежных стран до революции занимались В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский и др.
В период после революции и до Второй мировой войны среди авторов работ, посвященных конституционному праву зарубежных стран, были В.Н. Дурденевский, Г.С. Гурвич, И.П. Трайнин и некоторые другие.
После войны в связи с появлением социалистических стран исследование государственного права буржуазных и социалистических государств обособляется. Проблемы государственного права в странах социализма исследовали в разные годы Н.П. Фарберав, Д.Л. Златопольский, Б.А. Страшун, В.Ф. Коток, В.Е. Чиркин, А.Х. Махненко, Б.Н. Топорнин, И.П. Ильинский, Н.А. Михалева и др. Над изучением проблем государственного права буржуазных стран работали А. А. Мишин, В. А. Власихин, М.А. Крутого лов, Ю.П. Урьяс, Н.С. Крылова, В.В. Маклаков, Б.С. Крылов и т.д. С распадом колониальной системы особым объектом научных исследований стало государственное право развивающихся стран, которое анализировали в своих работах Ю.А. Юдин, В.Е. Чиркин, Л.М. Энтин, СЮ. Кашкин и др. В силу существовавшего при социализме мощного идеологического прессинга содержание исследований по конституционному праву зарубежных стран зачастую имело односторонний, политически предвзятый характер, но они содержали немало позитивной информации о состоянии конституционно-правового законодательства и практики в различных странах.
В настоящее время общественная наука, в том числе конституционного права, освободилась от идеологических пут, но ее развитие сковывается обстоятельствами материального характера: из-за общего неблагополучного экономического положения в стране затруднены и поступление иностранной литературы по конституционному праву, и издание монографий отечественных авторов. И все же наука конституционного права, в том числе исследование проблем иностранного конституционализма, развивается довольно динамично. В 1990-е годы в свет вышло несколько учебников конституционного права зарубежных стран. Это учебник проф. В. А. Чиркина; учебники под редакцией проф. Б. А. Страшуна; проф. А.Е. Козлова; проф-в М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина; учебник проф. Н.А. Михалевой по конституционному праву зарубежных стран СНГ; учебник проф. Д.Л. Златопольского по государственному праву постсоциалистических стран и некоторые другие.[5]
Среди авторов монографических изданий 1990-х годов, посвященных различным проблемам конституционного права, следует назвать Б.А. Страшуиа, В.В. Маклакова, СВ. Боботова, И.Ю. Богдановскую, К.Е. Егорова, В.И. Лафитского, А.Д. Керимова, В.В. и Л.В. Бойцовых, СЮ. Кашкина, А.И. Ковлера и ряд других.
Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина— это один из преподаваемых в российских юридических вузах учебных курсов, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, условий, их породивших, а также практики их реализации.
Система данной учебной дисциплины включает общую и особенную части. В рамках общей части осуществляется концептуальное изучение основных конституционно-правовых институтов при выявлении их общих черт и отдельных особенностей в мировой практике. Особенная же часть направлена на изучение основ конституционного права отдельных стран.
Впрочем, в высших юридических учебных заведениях России имеются и другие подходы к изучению конституционно-правового опыта развития зарубежных стран.
Тема 2. Конституция – основной закон национального права.
Цели занятия:
- усвоить понятие Конституции;
- уметь показать сущность Конституции, раскрыть её функции и юридические свойства;
- знать отличия Конституции от иных нормативно-правовых актов.
- знать виды конституций;
- знать понятие конституционного контроля, его виды и механизм реализации;
Учебные вопросы:
1. Понятие, сущность и функции Конституции.
2. Структура Конституции.
3. Классификация Конституций.
4. Разработка, принятие и изменение конституции
5. Институт конституционного контроля.