Роль заинтересованных лиц в формировании целей организации

В процессе выработки цели организации на руководство оказывают влияние заинтересованные лица.

Заинтересованные лица – это любые лица или стороны, которые могут влиять или сами могут оказаться под влиянием деятельности и политики организации. Степень влияния заинтересованного лица зависит от двух переменных: власть и интерес (рис. 1.1.)

Власть заинтересованного лица определяет его способности оказывать влияние на организацию.

Интерес заинтересованного лица определяется его желание влиять на организацию.

Согласно схеме А. Менделоу наиболее влиятельным будет заинтересованным лицом, обладающая высоким уровнем власти и степени интереса. С помощью выше названной схемы можно определить наиболее влиятельное лицо в вопросы определения цели организации, какие заинтересованные лица могут оказаться в потенциальном конфликте.

Классификация заинтересованных лиц:

В зависимости от того, на кого влияет или не влияет организация (Эван и Фриман):

- близкие (акционеры, менеджеры, служащие, поставщики и потребители, зависящие от продукции, выпускаемой организации, компании и др.);

- дальние, те, кого политика и стратегия организации затрагивает в меньшей степени.

2. В зависимости от того, кто влияет или не влияет на организацию (Кларксон):

- основные (правительства, потребитель, поставщики и др.)

- второстепенные, без которых организация может существовать.

3. В зависимости от участия деятельности организации:

- активные, те, кто хочет участвовать в деятельности организации

- пассивные, те, кто заинтересован, но не хочет участвовать в деятельности организации (большая часть акционеров, правительство, различные общественные организации и др.)

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят преимущества «стратегического подхода к управлению»?

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается стратегический аспект управления развитием конкретной организации?

3. Каковы предпосылки появления планируемых моделей управления?

4. Каковы основные цели внутреннего анализа?

5. Почему многие авторы работ по стратегическому менеджменту считают, что внутренний анализ намного важнее внешнего анализа?

6. Кто такие «заинтересованные лица»?

7. Как определяются наиболее влиятельные заинтересованные лица?

8. Объясните разницу между плановым и спонтанным подходами к стратегическому менеджменту.

9. Объясните разнице между подходами, основанными на конкурентном позиционировании и на стержневых компетенциях.

10. Носят ли стратегические цели оперативный характер?

11. В чем отличие стратегического видения от миссии организации?