Структуральные методы.
В конце 20-х гг. ХХ в. в США возникает и активно развивается в общем русле структурного языкознания подробнее
| |||||||
|
дескриптивная лингвистика, выступавшая в двух вариантах. Во-первых, это исчерпавшее себя к концу 50-х – началу 60 гг. ХХ в. формально-структуралистское, дескриптивное или дистрибутивное течение, представленное более формальной по своим рабочим принципам группой учеников и последователей Леонарда Блумфилда (1887–1949) по Йельскому университету и соответственно называемое Йельской школой; она прошла в своём развитии этап блумфилдианства и этап дистрибуционализма. Во-вторых, умеренно структуралистское течение, близкое к позициям блумфилдианской школы и в то же время сохранявшее этнографическую и этнолингвистическую ориентацию, известное под именем Анн-Арборской школы (Мичиганский университет). Сюда входили Чарлз Карпентер Фриз (1887–1967), Кеннет Ли Пайк (р. 1912); Юджин Алберт Найда (р. 1914). В русле этой школы сформировалась тагмемика.
Программа дескриптивного направления была намечена Л. Блумфилдом («Введение в изучение языка», 1914; «Язык», 1933). Сложившиеся позднее основные принципы дистрибуционализма были изложены З. Харрисом (“Methods in structural linguistics”, 1951; переиздание под названием “Structural linguistics”, 1961).
Главные отличия дескриптивной лингвистики вообще и дистрибутивной лингвистики, в частности, от европейских направлений структурализма заключаются в следующем:
– опора на философские системы позитивизма и прагматизма и психологию бихевиоризма;
– продолжение унаследованных от предшествующих поколений американских лингвистов (и особенно представителей антрополингвистической школы Ф. Боаса) традиций полевого исследования америндских языков и апробация новых методов формального описания прежде всего на их материале, а лишь затем на материале английского, испанского, тюркских, семитских языков;
– решение прикладных задач по дешифровке текстов (по заказам военного ведомства), по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов из Европы, Центральной и Южной Америки, Азии.
Дескриптивная лингвистика возникла как реакция на неадекватность традиционной (по существу логической) грамматики, ориентированной на описание латинского языка и языков Европы, и неприменимость сравнительно-исторического метода с его понятиями звуковых законов и изменений по аналогии к описанию многочисленных индейских языков, типологически отличающихся от европейских языков и не располагавших достаточно длительной письменной традицией или вообще бесписьменных, не служивших ранее объектами полного и систематического лингвистического описания. В условиях полевого исследования, изучая прежде незнакомые индейские бесписьменные языки, лингвист при работе с информантами не мог опереться на семантические критерии.
Асемантический подход в блумфилдианской школе оправдывался пониманием языка как разновидности поведения человека, определяющегося формулой «стимул > реакция» и не предполагающего обращения исследователя к сознанию человека. Учитывались только наблюдаемые в непосредственном опыте формы поведения и данных эксперимента. Блумфилдианцы отказывались принимать во внимание значения языковых форм, ссылки на категории мышления и психики человека, как это делали младограмматики и представители эстетического идеализма в языкознании. Антиментализм и механицизм (физикализм) стали ведущими методологическими принципами дескриптивной лингвистики.
Дистрибутивный анализ осуществляется в направлении “снизу вверх”, сначала на фонологическом, а затем на морфологическом уровне. Разрабатывается формализованная система экспериментальных приёмов «обнаружения» языковой системы в текстах. В процедуру входят:
а) предварительная запись высказываний информантов с помощью рабочей фонетической транскрипции;
б) сегментация текста на лингвистические значимые единицы посредством тестов на субституцию (проверка парадигматической взаимозаменяемости элементов с тождественными свойствами);
в) их идентификация как инвариантов, которая осуществляется путём сведения речевых сегментов (фонов, морфов и т.д.) в языковые единицы-инварианты (фонемы, морфемы) с опорой на сугубо формальный критерий – учёт дистрибуции (распределения) единиц относительно друг друга в тексте;
г) группировка выявленных единиц в дистрибутивные классы (В.А. Звегинцев, 1963, с. 45).