Методы социолингвистических исследований.

Социолингвистика – молодая наука. Она еще не успела в должной мере выработать собственные, присущие только ей методы исследования языка. Но ввиду того, что она возникла на стыке двух наук – социологииилингвистики – представители новой области знания попытались воспринять все лучшее, что характерно для методики и техники исследований в обеих «питающих» её науках.

В.А. Звегинцев даже писал о «методической всеядности» социолингвистики и в связи с этим находил, что методический аппарат представляет собой «самое слабое ее место» (В.А. Звегинцев, 1965, с. 255). Однако такая «всеядность» имеет свои объяснения:

во-первых, как всякая молодая отрасль знания, социолингвистика совершенно закономерно идет по пути отбора методических приемов из того, что уже есть в других науках;

во-вторых, широкий спектр методов соответствует достаточно большому кругу разнообразных проблем, которые относятся к компетенции социолингвистики.

В социолингвистике начала ХХI в. имеют место два взаимосвязанных процесса: 1) выработка понятийногоиметодического аппарата и 2) конкретизация предметной области, отказ от слишком широкой трактовки задач социолингвистики. Пожалуй, рано говорить об особых методах, используемых при создании социолингвистических теорий, – здесь социолингвистика ограничивается общенаучными методами. Методические особенности социолингвистики заключены в ее эмпирических исследованиях. При сборе конкретной информации социолингвистика опирается на методический опыт социологии и социальной психологии, но методы этих наук получают здесь те или иные модификации применительно к задачам, которые решаются этой лингвистической дисциплиной. Так, поскольку многие виды социолингвистических работ связаны со сбором и анализом массового материала (только на основании значительного числа фактов можно судить, как используется язык социальными группами, а не отдельными индивидами), в социолингвистике применяются методические приемы, издавна используемые социологами: устный опрос, анкетирование, интервью и др.

Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистическихисоциологических процедур, среди которых выделяют методы: а) по?левого исследования и б) социолингвистического анализаязыкового материала.

Методы полевого исследования включают анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение. Для заочного выборочного анкетирования разрабатываются специальные опросники, которые существенно отличаются от социологических анкет характером и число вопросов, а также стратегий опроса, определяемой его задачей – получить сведения о речи информанта. Большое внимание уделяется составлению программы и разработке техникиинтервью.

Для получения достоверных данных о влиянии ситуативных параметров на речь информантов тщательно контролируют речевую ситуацию, стимулируя либо естественно-непринужденную речь, либо сознательную ориентацию на престижный эталон. Наблюдать речевую деятельность информантов следует так, чтобы свести к минимуму влияние наблюдателя на речевое поведение опрашиваемых. Например, участники диалектологической экспедиции должны были выяснить, как жители деревни произносят слово огурцы. На прямой вопрос Как вы называете огурцы? они слышали в ответ: Так и называем «огурцы». Более точная постановка вопроса – «А это что на грядке?» – позволила получить в ответ диалектное произнесение: «Как, «что»?! Гурцы!». Иногда проводится включенное наблюдение, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве одного из участников коммуникативного акта.

Для обработки данных полевых наблюдений используются разновидности корреляционного анализа. Для социолингвистики типичны корреляции, в которых в качестве независимых переменных выступают те или иные социальные параметры, стратификационные или ситуативные, а в качестве зависимых – языковые явления. Между коррелянтами отмечается как полная, так и неполная функциональная зависимость. Зависимости описываются отдельно по каждому социальному разрезу и комментируются с содержательной – социолингвистической стороны.

Для этого используются табличные данные, графики зависимостей, математико-статистические методы.

Получили распространение методы моделирования социально обусловленной вариантности языка с помощью вариантных правил. При этом вариантные правила соединяют в себе элементы порождающей модели с той вероятностной моделью, которая лежит в основе статистического анализа речевой деятельности. Для анализа социально детерминированной вариативности в ситуациях языкового континуума используется импликационная волновая модель, которая устанавливает социальную иерархию языковых вариаций и связывает их синхронный анализ с анализом диахроническим. В основе модели лежит гипотеза о волнообразном распространении языковых инноваций в пространственном и социальном измерениях.

Существуют также различные модели социально обусловленного речевого поведения, и в частности модели, в которых речевое поведение представлено в виде стратегии выбора социолингвистических переменных (А.Д. Швейцер, 1998, с. 482).