Роль младограмматиков в развитии сравнительно-исторического языкознания.

 

Примерно через полвека после основания сравнительно-исторического языкознания, на рубеже 70–80-х гг. XIX в., возникает школа младограмматиков. Представителей новой школы Ф. Царнке шутливо назвал «младограмматиками» (Junggrammatiker) за молодой задор, с каким они нападали на старшее поколение языковедов. Это шутливое название подхватил Карл Бругман, и оно стало названием целого направления. К младограмматическому направлению относились, по преимуществу, ученые-языковеды Лейпцигского университета, вследствие чего младограмматиков иногда называют Лейпцигской школой языкознания. В ней на первое место следует поставить исследователя славянских и балтийских языков Августа Лескина (1840–1916), в работе которого «Склонение в славяно-литовских и германских языках»(1876) нашли яркое отражение установки младограмматиков. Идеи А. Лескина развивали его ученики Карл Бругман (1849–1919), Герман Остгоф (1847–1909), Герман Пауль (1846–1921), Бертольд Дельбрюк (1842–1922).

А. Лескин в книге «Склонение в славяно-литовских и германских языках» не столько конструировал становившийся всё более призрачным при изучении праязык, а сколько сосредоточивался на звуковых соответствиях родственных языков и соответствиях в одном языке, но разных периодов. Установление фонетических соответствий в морфемах невольно подчиняло морфологию фонетике. Этому же способствовало и нахождение звуковых изменений под воздействием аналогий (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 50).

К основным работам, в которых отражена младограмматическая теория, относятся:

1) предисловие К. Бругмана и Г. Остгофа к первому тому «Морфологических исследований» (1878), которое обычно называют «манифестом младограмматиков»;

2) книга Г. Пауля«Принципы истории языка»(1880).

В предисловии к первому тому К. Бругман и Г. Остгоф призывали лингвистику выйти «прочь из затуманенного гипотезами душного круга, где куются индогерманские праформы, на свежий воздух осязаемой действительности и современности» (В.А. Звегинцев, 1964, с. 191).

Младограмматики подчёркивали историзм языка и происходящих в нём процессов. Главный теоретический труд Г. Пауля, видимо, с этой целью был назван полемически заостренно: «Принципы истории языка» (1880). Всё языкознание, по мнению ученого, является историческим. Сочинение о языке вне историзма признаётся им как неудачное.

Центральными темами младограмматиков были звуковые законы и аналогия. Младограмматики учитывали индивидуальный характер мыслительной и психической деятельности индивидуума, пользующегося языком. Они предпочитали изучать конкретное языковое явление как самостоятельное, изолированное, что позволяло использовать возможно больший материал как письменный, так и устный и создавать исчерпывающее представление о предмете анализа. Поле лингвистической деятельности расширялось за счёт добавления к рассмотрению звуков просодии (в частности, ударения, тона), а также более систематического учёта фактов морфологии.

Действие звукового закона мыслилось как непреложное, не знающее исключений. «Непреложность» звуковых законов» – таков принцип младограмматизма, а некоторые реально встречавшиеся отклонения от этого правила объяснялись действием других более общих или, наоборот, частных законов.

Второй принимаемой и отыскиваемой закономерностью была аналогия. Сначала она нужна была для объяснения «исключений» из «слепо действующих» фонетических законов, затем обрела ценность для объяснения новообразований как в исконных парадигмах грамматики, так и в заимствованных словах (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 51–53).

Младограмматики защищали три положения:

1) фонетические законы, действующие в языке, не имеют исключений (исклю­чения возникают в результате перекрещивающихся законов или вызываются другими факторами);

2) очень важную роль в процессе создания новых языковых форм и вообще в фонетико-морфологических изменениях играет аналогия;

3) в первую очередь, необходимо исследовать современные живые языкии их диалекты, ибо они, в отличие от древних языков, могут служить базой для установления лингвистических и психологических закономерностей.

Младограмматическое направление возникло на основе множества наблюдений и открытий. Наблюдения за живым произношением, изучение физиологических и акустических условий образования звуков привели к созданию самостоятельной отрасли языкознания – фонетике.

В области грамматики новые открытия показали, что в процессе развития флексии, кроме агглютинации, привлекаемой предшественниками младограмматиков, играют роль и другие морфологические процессы – перемещения границ между морфемами в пределах слова и, особенно, выравнивание форм по аналогии.

Углубление фонетических и грамматических знаний позволило поставить на научные рельсы этимологию. Этимологические исследования показали, что фонетические и смысловые изменения в словах обычно независимы. Для изучения смысловых изменений выделяется семасиология. По-новому стали ставиться вопросы образования диалектов и взаимодействия языков. Как отмечалось, универсализуется исторический подход к явлениям языка.

Новое понимание лингвистических фактов привело младограмматиков к пересмотру романтических идей предшественников: Ф. Боппа, В. фон Гумбольдта, А. Шлейхера. Было заявлено: фонетические законы действуют не везде и не всегда одинаково (как думал А. Шлейхер), а в пределах данного языка или диалекта и в определенную эпоху, то есть сравнительно-исторический метод совершенствовался. Старый взгляд на единый процесс развития всех языков – от первоначального аморфного состояния, через агглютинацию к флексии – был оставлен. Понимание языка как постоянно изменяющегося явления вызвало постулат об историческом подходе к языку. Герман Пауль утверждал: «всё языкознание является историческим». Для более глубокого и детального изучения младограмматики рекомендовали изолированное и рассмотрение языковых явлений («атомизм» младограмматиков).

Теория младограмматиков являла собой прогресс по сравнению с предшествующим состоянием лингвистических исследований. Были выработаны и применены важные принципы, как то:

1) предпочтительное изучение живых народных языкови их диалектов в сочетании с тщательным исследованием языковых фактов;

2) учёт психического элемента в процессе общения и особенно языковых элементов (роль аналогических факторов);

3) признание существования языка в коллективе говорящих на нём людей;

4) внимание к звуковым изменениям, к материальной стороне человеческой речи;

5) стремление ввести фактор закономерностии понятие закона в объяснение языковых фактов.

Ко времени появления младограмматиков сравнительно-историческое языкознание распространилось по всему миру. Если в первый период сравнительно-исторического языкознания главными деятелями были немцы, датчане и славяне, то теперь возникают лингвистические школы во многих странах Европы и Америки. Во Франции было основано «Парижское лингвистическое общество» (1866). В Америке работал известный индонолог Вильям Дуайт Уитни, который, выступая против биологизма в языкознании, положил начало движению младограмматиков (мнение Ф. де Соссюра). В России работали А.А. По­тебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ, основавший Казанскую лингвистическую школу, и Ф.Ф. Фортунатов, основоположник Московской лингвистической школы. В Италии плодотворно трудился основатель теории субстрата Грациадио Изая Асколи. В Швейцарии проходила деятельность выдающегося лингвиста Ф. де Соссюра, определившего путь языкознания всего ХХ столетия. В Австрии работал критик младограмматизма Гуго Шухардт. В Дании выдвинулись Карл Вернер, уточнивший закон Раска-Гримма о первом германском передвижении согласных, и Вильгельм Томсен, прославившийся исследованиями о заимствованных словах.

Эпоха господства младограмматических идей (она длилась примерно 50 лет) привела к значительному развитию языкознания.

Под влиянием трудов младограмматиков фонетика быстро оформилась в самостоятельную отрасль языковедения. В изучении фонетических явлений стали применять новые методы (экспериментальная фонетика). Гастон Парис организовал в Париже первую фонетическую экспериментальную лабораторию, а окончательно новую дисциплину – экспериментальную фонетику – установил аббат Руссело. Подробнее

       
 
Жан Пьер Руссело (1846–1924) – создатель экспериментальной фонетики как особой лингвистической дисциплины. Главные труды: «Основы экспериментальной фонетики» (1897–1908); «Краткий курс французского произношения» (1903). По большей части работал с приборами, регистрирующими артикуляторное движение при речевой фонации: гортанный прибор Руссело, амбушюр, или «записывающее ухо», и ампула Руссело и т.п. В частности, исследования Руссело были широко известны в русских филологических кругах первой трети XX в.
 
     

Создана новая дисциплина – «лингвистическая география» (работы Г.И. Асколи, Ж. Жильерона и Э. Эдмона во Франции).

Результаты почти двухсотлетних исследований языков сравнительно-историческим методом подытоживаются в схеме генеалогической классификации языков. Семьи языков разделяются на ветви, группы, подгруппы.

Теория праязыка, сложившаяся в XIX в., используется в XX–ХХI вв. для сравнительно-исторического изучения различных языковых семей: индоевропейской, тюркской, финно-угорской и др. Заметим, что восстановить индоевропейский язык до такого уровня, чтобы можно было писать тексты, все-таки невозможно.