Индийская языковедческая традиция.

Индийская лингвистическая традиция сформировалась в V в. до н.э. Но и до возникновения индийского языкознания были какие-то зачатки знаний о языке, в частности, в Месопотамии (территория современного Ирака), Сирии, Палестине, Вавилоне, где распространялась клинопись – в 3–2 тыс. до н.э. и велись наблюдения над шумерскими и аккадскими языками, а также в Египте, где существовала иероглифичекая письменность. Однако уровня теоретических представлений и конкретных учений достигли лишь пять вышеуназванных лингвистических традиций (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 12).

Стимулом к возникновению индийского языкознания была потребность в правильном произношении слов текстов санскрита – литературного языка, на котором были написаны священные книги индусов (Веды), созданные во 2–1 тыс. до н.э., и который сильно отличался от разговорно-бытового языка более позднего времени.

Предыстория индийской грамматики существенно отличается от других древних грамматик. Дело в том, что индийская письменность, будучи фонетической и звуко-буквенной, отличается от средиземноморских письменностей, поскольку отмечает слоги и границы слов. С самого начала создатели индийского алфавита предусмотрели фонетическое членение письменной речи на гласные и согласные. Гласные и согласные пишутся в разных строках: согласные – в основном ряду графем, а знаки гласных добавляются в виде надписных и подписных знаков.

Тем самым в графике отмечается семантическая важность согласных и дополнительный характер гласных. Поскольку согласные знаки сочетаются со знаками гласных не в одной строке, а по вертикали, возникает как бы перемножение всех знаков гласных на все знаки согласных. Тем самым вертикальное членение письменной речи по буквам является всегда слогом (реальным или потенциальным). По этой причине индийскую графику называют иногда слоговым письмом (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский, 2006).

Таким образом, индийская алфавитная традиция с самого начала обнаруживает, что «линия» речи фонетически делится на слоги и графически – на синтагмы и парадигмы графем. Такая структура индийского письма чрезвычайно удобна для передачи орфоэпических правил.

В индийской культурной традиции представлены две линии: 1) линия собственно ведической традиции, или санскрита, и 2) линия разных отклоненийотвед, буддийская. Каждой из этих линий соответствует особая разновидность литературного языка, соответственно: 1) санскрити 2) язык пали.

Ведическая культурная традиция сохраняет в себе все мифологические представления индийцев, канонизирует их, сводит в систему и на этой основе устраивает правовые, имущественные и этические нормативы. Создатели ведических канонов занимались «редактированием» и упорядочением мифологии, точно следуя мифологическим источникам. Отсюда, тексты их сакрализованы и возведены к божественным источникам (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский, 2006, с. 60-62).

Индийскую грамматическую традицию представляли

П'анини (приблизительно V–IV вв. до н.э.);

Яска (возможно, современник Панини);

Катьяяна (III в. до н.э.);

Патанджали (II–I вв. до н.э.).

Вершинным произведением ведической грамматической традиции был труд Панини «ASTADHYAAYI», то есть «Восьмикнижие». Название трактата образовано от восьми глав («книг»). Каждая глава («книга») членится на разделы, разделы – на правила (сутры). Правила сформулированы кратко, часто рифмованно и рассчитаны на запоминание (с опорой на мнемотехнические приёмы). Всего таких правил около четырёх тысяч. Подробнее

(Согласно легенде, Панини молил богов открыть ему принцип систематизации и описания труднейшего языка. Бог Шива услышал молитву. Он явился Панини и даровал ему систему Шива-сутр, названных так по имени дарителя.

Шива-сутры – это 14 классов звуков санскрита. Каждый класс содержит определённые звуки и показатель конца класса – anubandha (буква в скобках). При перечне звуков этот показатель конца класса не учитывается. Порядок расположения звуков в сутрах и порядок расположения самих сутр в таблице нельзя изменять. Принцип построения таблицы можно понять из следующего сравнения: когда мы хотим назвать группы 1, 2, 3, 4, 5, мы говорим: «С 1 по 5 включительно». Слово «включительно» имеет значение показателя конца класса – anubandha в следующей таблице:

 

 

Эта таблица является ключом к грамматике Панини.

Во-первых, звуки в Шива-сутрах сгруппированы в зависимости от их фонетической природы и поведения в структуре языка. Например, фонетический класс сутры 4 содержит двойные звуки (дифтонги), а сутры 7 – носовые гласные.

Во-вторых, таблица позволяет кратко сформулировать правила. Текст грамматики заучивался наизусть, поэтому максимальная краткость изложения являлась основным принципом древнеиндийских грамматик.

Панини разработал особый приём краткого описания языка – технику пратьяхар (в буквальном переводе «стяжение, сжатие»), которая давала возможность кратко сформулировать языковые законы. Согласно Панини, пратьяхара – это «начало вместе с концом, который есть показатель», то есть начало и конец фонетического класса.

Например, партьяхара (аС) обозначает все гласные санскрита. Находим в таблице звук [а], расположенный в сутре 1 и конечный показатель [С], расположенный в конце сутры 4. Все звуки, расположенные между ними: a, i, u, r, l, e, o, ai, au (С), символизируются пратьяхарой (аС), см. об этом: (О. Волошина, 1998, с. 603)).

Предполагают, что Панини не владел письменной формой речи, и составленные им правила вначале передавались изустно от учителя к ученику. У Панини последовательность правил ориентирована на устное заучивание с целью порождения по этим правилам, как по абстрактной схеме, хранящейся в памяти, конкретных высказываний: предложений, слов и их частей. Строгое следование сути правил и их порядку обеспечивает правильное построение высказываний и соответствует верному пониманию канонических текстов (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождествен­ский, 1975, с. 88).

В грамматике Панини поражает скрупулёзность характеристики звукобуквенной стороны языка. Для всех звуков существовала чётко градуированная классификация по степени раскрытия рта:

звуки полного контакта – смыкания языка с пассивными органами;

легкого контакта;

закрытые, полузакрытые, открытые.

В зависимости от образования «контакта» (преграды) различались проточные и резонансные, вокализованные и невокализованные, придыхательныенепридыхательные, назализованныененазализо­ванные. Учитывались звуковые изменения: комбинаторные (ассимиляция, аккомодация) и позиционные и др.

В морфологии «Восьмикнижия» центром внимания были не части речи, а структурные части слов – корень и аффиксы. Учитывалось влияние соседних морфем друг на друга («сандхи»). Порядок следования правил детерминирован: сначала даются явления, затем – правила их применения (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 13).

Панини создал почти исчерпывающее описание грамматики и фонетики санскрита. По точности и математической строгости его труд не имел себе равных не только в Индии, но и во всём мире, по крайней мере, до ХХ в., а в некоторых отношениях не превзойдён и до сих пор. Сам способ описания языка через правила построения (или, как говорят в современной науке, порождения) текстов не применялся в науке о языке до самого последнего времени. Панини описывал язык как бы с точки зрения говорящего; в европейской традиции действовали совсем иначе. И лишь в середине ХХ в. этот способ снова открыли независимо от Панини.

Глоссарий

Комбинаторные изменения звуков –фонетические изменения, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция (Н.А. Грязнова, 1998, с. 232).

Пали – один из индийских (индоарийских) языков; язык буддийского канона, существующий на о. Шри-Ланка. Подробнее

(Пали используется как язык буддийской религии и культуры в Шри-Ланке, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Возник, видимо, на основе архаичного западного, среднеиндийского диалекта, затем усвоил ряд восточных черт. Родина пали – Индия. Ещё до н.э. он распространился вместе с буддизмом на Шри-Ланке, в конце I – начале II вв. н.э. – в ряде стран юго-восточной Азии. На пали созданы многочисленные религиозные, философские, научные, художественные произведения (Т.Я. Елизаренкова, 1998, с. 362)).

Позиционные изменения звуков – фонетические изменения, зависящие от позиции фонетической позиции звука в слове.

Санскр'ит –один из основных древнеиндийских языков. Сложился на основе древне-индийских диалектов и получил распространение с 1-го тысячелетия до н.э. в Северной Индии. В пределах древнего периода противостоит ведийскому языку. Санскрит был рано кодифицирован в качестве именно литературного языка, пользующегося особым престижем, его называли «божественным языком». Отличался строго нормализованной и унифицированной грамматической системой. Само название «санскрит» обозначает «язык, доведенный до формального совершенства» (В.Н. Топоров, 1998, с. 432).