Запоминание структуры понятий

Запоминание последовательности терминов

Часто учебный материал организован в виде последовательности терминов. Здесь вы уже не встретите разбивки текста на параграфы. Информация излагается большими главами.

В этом случае необходимо запомнить терминологию (с образованием смысловых связей) в той последовательности, в которой она представлена в учебнике. Информация запоминается блоком, который начинается с образа, обозначающего название главы.

Даже при организации материала в виде обычной последовательности, как правило, имеется какая-то классификация. В рассматриваемом нами примере лекарственные формы разбиваются на твердые, жидкие, прочие, мягкие и другие. Эту присутствующую в тексте классификацию удобно использовать для разбивки блока запоминаемых сведений на несколько коротких последовательностей.

При воспроизведении последовательности терминов пересказывайте материал учебника по составленному плану (по схеме наполнения структуры). Если в тексте присутствует точная информация, запомните ее отдельно небольшими блоками.

Если вы запомнили учебный материал рекомендуемым нами способом, вы не только воспроизведете его в полном соответствии с последовательностью изложения в учебнике, но и получите возможность импровизировать при ответе на экзамене, включая в свой ответ дополнительную информацию и собственные мысли.

Многие учебные дисциплины имеют сложный для запоминания понятийный аппарат. Другими словами, практически каждая учебная дисциплина имеет свой язык. Не понимая этого языка, вы не сможете понять и того, что пытается объяснить вам на лекции преподаватель. От занятия к занятию количество непонимаемой информации будет нарастать как снежный ком. В результате вы потеряете всякий интерес к изучаемому предмету.

Практически по всем учебным предметам существуют учебники, которые имеются в вашем распоряжении на протяжении всего курса обучения. Для преодоления когнитивного барьера (барьера непонимания) готовьтесь к лекциям заранее. Например, перед посещением занятия по теме «Общие закономерности действия лекарственных средств», запомните структуру понятий из соответствующего раздела учебника, то есть выучите те слова, которые будет использовать на лекции преподаватель.

Структура понятий запоминается так же, как и терминология, с той разницей, что дополнительно фиксируется в памяти иерархия (соподчинение) этих понятий. Технически это осуществляется комбинацией методов Цицерона и приема записи на разные части образа.

Пример. «Пути введения лекарственных средств» зафиксируйте на одном из подобразов опорного образа. В этом же опорном образе выделите два других подобраза, на которых зафиксируйте деление путей введения: «Энтеральный» и «Парентеральный». От этих образов постройте короткие цепочки: «Энтеральный» - пероральный - сублингвальный - ректальный; «Парентеральный» - подкожный -внутримышечный - внутривенный - субарахноидальный - ингаляционный. Затем перейдите на следующий опорный образ и продолжите запоминание произношения слов, их смысла, иерархической организации. В результате такого запоминания вы будете четко представлять внутреннюю организацию изучаемого предмета. Вся используемая в этом предмете терминология будет вам хорошо знакома (слова очень быстро закрепляются в памяти непосредственно), речь преподавателя станет понятной.

При ответе на экзамене зафиксированная в памяти структура понятий позволяет анализировать вопросы преподавателя, находить в них подвохи и давать четкие ответы.