ГЛОССАРИЙ

 

АГЕНТ- юридическое или физическое лицо, уполномоченное производственными или торговыми предприятиями (принципалами) вести переговоры и совершать действия по сбыту (продаже) товаров, а в некоторых случаях заключать сделки от лица принципала;

АГЕНТ ПО СБЫТУ- агент, который совершает по указанию принципала операции по сбыту товара, иногда заменяет некоторым предприятиям отдел сбыта.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ (УПРАВЛЯЕМАЯ) ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА- канал товародвижения, все участники которого добровольно признают лидерство одного из участников (обычно наиболее мощного).

Активный маркетинг— изменение старых и создание новых потребностей, забота о потребителе.

АРТИКУЛ- краткое определение, наименование, шифр и номер ассортиментной разновидности товара; может иметь собственный символ.

АССОРТИМЕНТ- совокупность товарных позиций (разновидность товара, единого по потребительскому назначению)

АССОРТИМЕНТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ– перечень сопутствующих товаров.

АССОРТИМЕНТ ОСНОВНОЙ- совокупность товаров, продажа которых обеспечивает большую часть прибыли.

АССОРТИМЕНТ УГЛУБЛЕННЫЙ- это товары, удовлетворяющие уникальные желания потребителей, а также различные модификации основных товаров.

АССОРТИМЕНТНАЯ ГРУППА(«продуктовая линия») - совокупность товарных видов, объединенных либо принципом функционирования, либо общностью продажи одним потребителям, либо через одну торговую сеть, либо в одном диапазоне цен

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ- отдельный вид (подвид, разновидность, сорт) определенного товара.

АУДИТ-МАРКЕТИНГ- система независимых постоянных и всеобъемлющих проверок эффективности маркетинговой деятельности, исполнения плана и бюджета маркетинга.

БЕНЧ-МАРКЕТИНГ(англ. banch-marketing) - конкуренция за счет качества товаров и качества обслуживания, Б.-М. - вариант неценовой конкуренции.

БИХЕВИОРИЗМ(в маркетинге) - отрасль науки и практики, изучающая поведение, мнения, вкусы и предпочтения потребителей.

БОНУС— 1) дополнительное вознаграждение, премия; 2) дополнительная скидка, предоставляемая продавцом покупателю.

Брэнд — образ марки товара в сознании покупателя, выделяющий его среди конкурирующих товаров.

БРЭНДИНГ- создание привлекательного образа товара определенной марки.

БЮДЖЕТ МАРКЕТИНГА- плановый документ, определяющий доходы и расходы маркетинговой деятельности на планируемый период в распределении по направлениям и целям.

Вариация продукта— изменение прежних свойств товара.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА– форма интеграции участников канала товародвижения в виде соглашения о координации совместных действий по доведению товара от производителя до потребителя; различаются административная, договорная и корпоративная ВМС.

ВИДОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА- конкурентная борьба между отдельными разновидностями товара (субститутами), удовлетворяющими одну и ту же потребность.

Внедрение — стадия жизненного цикла товара, период медленного увеличения объема продаж

Внешняя микросреда— среда, включающая взаимодействующие с фирмой структуры, взаимоотношения с которыми полностью регулируются маркетингом компании.

Внутренняя микросреда— среда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. К внутренней микросреде относятся все подразделения фирмы.

ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ- одна из характеристик процесса товарооборачиваемости: количество дней, которые товар проводит в форме товарного запаса; рассчитывается как отношение среднего за период товарного запаса к однодневному товарообороту.

ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА- постоянная или временная экспозиция товара в специально отведенном месте торгового предприятия, экспонаты которой могут быть проданы. Цели В.-П.: информирование потенциальных покупателей о наличии товаров и их свойствах, а также об условиях их приобретения; рекламирование новых товаров; организация обратной связи с потребителями (проведение опросов, анкетирование, запись высказываемых мнений, ответы на вопросы и т.п.).

ГАРМОНИЧНОСТЬ АССОРТИМЕНТА- степень близости между товарами различных ассортиментных групп с позиции их конечного использования.

ГЛУБИНА АССОРТИМЕНТА- варианты (виды, подвиды, разновидности, в том числе различные расфасовки, сорта) каждого товара в рамках ассортиментной группы.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ- на рынок выводятся качественно новые товары, но рассчитанные на прежних клиентов.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА- одна из форм интеграции канала товародвижения, когда несколько фирм (оптовых или розничных), имеющих общие цели сбыта/продажи товаров и не обладающих порознь достаточными финансовыми ресурсами и маркетинговыми возможностями, объединяются в совместную корпорацию или совместно действуют на лицензионной основе; иногда одна из фирм (обычно наиболее мощная) проявляет экспансионизм и поглощает остальные.

ДАЙРЕКТ-МАРКЕТИНГ(англ. direct-marketing – прямой маркетинг) - продажа товаров производителем непосредственно потребителю; соответствует каналу товародвижения нулевого уровня.

ДЕМАРКЕТИНГ- стратегия, направленная на ограничение чрезмерного спроса.

ДЕМПИНГ(на внутреннем рынке) - массовая продажа товаров по ценам ниже конкурентных; форма ценовой войны.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ- отказ от доминанты одного продукта или одного способа распределения, развитие нескольких не связанных между собой видов производства или продажи (сбыта) товаров. Различают: концентрическую, горизонтальную и конгломератную Д. Она снижает рыночный риск. Однако существует опасность распыления средств в случае чрезмерной Д.

ДИЗАЙН(в маркетинге) - оформление товара, его эстетическое усовершенствование, изящество, отделка, привлекательный вид; дизайн неразрывно связан со стайлингом и эргономикой.

ДИЛЕР- торговый посредник, оптово-розничная фирма, которой производитель предоставляет исключительные права продажи товара на определенной территории; принимает на себя права собственности, располагает торгово-складской инфраструктурой, занимается послепродажным обслуживанием (за что получает скидку с оптовой цены).

ДИСТРИБЬЮТОР- 1) торговый посредник, участник процесса распределения; 2) крупная оптовая фирма, обладающая складской сетью и принимающая на себя права собственности.

ДИСТРИБЬЮЦИЯ(англ. distribution - распределение) – выбор торговых посредников, формирование каналов товародвижения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ- конкурентная стратегия маркетинга, заключающаяся в выпуске товаров, превосходящих по своим свойствам товары конкурентов (продуктовая дифференциация) или разработка способов продвижения товара, создание образа предприятия лучших, чем у конкурента (сервисная дифференциация, дифференциация имиджа).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИМИДЖА- концентрация усилий на формировании образа товара и предприятия более привлекательных, чем у конкурента.

Дифференцированный маркетинг— выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них.

ДЛИНА КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ- число независимых уровней канала товародвижения.

ДОГОВОРНАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА– все участники канала товародвижения, сохраняющие независимость и заключающие между собой соглашение, в котором оговариваются все условия товародвижения (квоты продаж, доля прибыли, цены, маркетинговые действия).

ДРЕВО ЦЕЛЕЙ- графическая модель принятия решений и распределения ресурсов, устанавливающая иерархическую структуру целей в зависимости от степени их важности.

Емкость рынка— количество товаров в количественном или стоимостном выражении, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПОТРЕБНОСТЕЙ— этапы, соответствующие возрасту человека и характеризующиеся наличием определенных физиологических и социально-экономических потребностей.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА- модель, отражающая продолжительность пребывания товара на рынке, а также отдельные этапы его реализации и тенденции продажи, прибыли и затрат на каждом из них.

ЗАКОН ПАРЕТО(принцип 20 — 80) — закономерность, проявляющаяся в том, что малая часть потребителей предъявляет спрос на непропорционально большую часть товаров, иногда 20% потребителей покупают 80% товаров; эта закономерность известна также как «правило тяжелой половины» Д.У.Твельда.

ЗАКОН СПРОСА— проявление обратной зависимости между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар.

ЗАПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ— форма предъявления спроса, то, что потребитель спрашивает в торговле, те товары, которые он конкретно желает купить.

Зрелость — стадия жизненного цикла товара, период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ— классификация потребностей по ряду признаков, прежде всего, по степени настоятельности или по степени предпочтения.

ИМИДЖ (ФИРМЫ) - образ, престиж фирмы, сложившийся в представлении потенциальных клиентов и поставщиков; совокупность достоинств фирмы и ее товара, достижений, недостатков и т.п. Важный элемент продвижения товара. Складывается как результат общественной оценки деятельности фирмы, в том числе спонсорской, благотворительной, охранно-экологической и т.п.. Важную роль в формировании И. играют СМИ и реклама.

Имитация качества— необоснованное качеством изменение цены вновь поступившего в магазин товара до уровня, поддерживающего имидж.

ИНДЕКС СИЛЫ ПОЗИЦИИ- интегральный показатель, используемый в качестве одной из координат в стратегической матрице (см. матрица стратегическая маркетинговая), или стратегической решетке; обобщает ряд факторов, характеризующих возможности фирмы: долю рынка, конкурентоспособность фирмы, качество товара, эффективность сбыта, имидж марки и т.п. С незначительными различиями соответствует стратегическому индексу собственных возможностей фирмы.

ИНТЕГРАЦИЯ ВПЕРЕД- форма корпоративной вертикальной маркетинговой системы, когда производитель ставит под свой контроль дистрибьюторов.

ИНТЕГРАЦИЯ НАЗАД- форма корпоративной вертикальной маркетинговой системы, когда один из дистрибьюторов контролирует поставщика и других участников канала товародвижения.

ИНТЕГРАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ– объединение или согласованные действия участников канала товародвижения, направленные на оптимизацию затрат и результатов товародвижения, см. конвенциональный канал товародвижения, вертикальная маркетинговая система, горизонтальная маркетинговая система (горизонтальная интеграция).

ИНТЕНСИВНЫЙ МАРКЕТИНГ- стратегия, направленная на сознательное искусственное ограничение круга клиентов, обычно с целью создания ореола престижности предприятия.

КАНАЛ НУЛЕВОГО УРОВНЯ- см. дайрект-маркетинг.

КАНАЛ ОДНО-, ДВУХУРОВНЕВЫЙ И БОЛЕЕ – канал товародвижения соответственно с одним, двумя и более торговыми посредниками (уровнями канала товародвижения).

КАНАЛ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ(иногда называется каналом распределения или каналом сбыта) - путь, по которому товар перемещается от производителя до потребителя. КТ представляет собой иерархическую систему, или цепь предприятий (звеньев), состоящую из производителя и торговых посредников, приобретающих товар с целью довести его, в конечном счете, до потребителя.

КАЧЕСТВО ТОВАРА- совокупность свойств, обеспечивающих возможность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

КВАЛИМЕТРИЯ- наука, позволяющая давать количественные оценки качественным признакам.

КОММЕРЦИЯ- 1) деятельность, направленная на извлечение прибыли; 2) торговля.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАНАЛЫ(в маркетинге) – направление и способ движения информации при продвижении товара; к ним относятся: персональные (связи по телефону, факсу, компьютерной сети, а также личные встречи), неличные (поток информации через печать, радио, телевидение, а также рекламные средства) и молва (информация на основе слухов, через родных и знакомых, случайных собеседников).

КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ- публикации прессы и выступления других СМИ.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ– конференции, семинары, демонстрация и презентация товаров.

КОММУНИКАЦИИ(в маркетинге) - методы и формы подачи информации и оказания воздействия на целевую аудиторию.

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА- стратегия малых и средних фирм, использующих комбинацию наиболее доступных им элементов маркетинга в целях максимизации результатов своей рыночной деятельности. К.М. базируется на концепции четырех "пи"(маркетинг-микс).

КОМПЛЕКС ПРОДВИЖЕНИЯ TOBAPOB(promotion-mix) - сочетание рекламы, стимулирования продажи, паблик рилейшнз, персональных продаж.

КОМПЛЕКС СТИМУЛИРОВАНИЯ- то же, что комплекс продвижения товаров.

КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ– стратегия маркетинга, направленная на преодоление негативного отношения к товару.

КОНГЛОМЕРАТНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ– выход на качественно новый рынок.

КОНКУРЕНТ- юридическое или физическое лицо, которое конкурирует с кем-либо, т.е. оспаривает чье-либо место на рынке, старается продать свой товар вместо товара другого участника рынка, оттеснить его или вообще вытеснить с рынка.

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА- деятельность, направленная на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций на рынке, на вытеснение с рынка конкурента. См. видовая К.Б., функциональная К.Б. и предметная К.Б.

КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ- сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы относительно конкурента.

КОНКУРЕНТНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРА– высокое качество товара или доступная цена, привлекающие внимание потребителей.

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА- рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар свободному покупателю.

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРА– стремление сохранить (оборона) или расширить завоеванные позиции (наступление).

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ НОВИЧКОВ/МАЛЫХ ФИРМ- поиск ниши, где конкуренция отсутствует или ослаблена (уникальный или специализированный товар, индивидуализация работы с потребителями и т.д.).

Конкурентное поведение— это позиция, которую в процессе принятия управленческих решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО- наличие у фирмы товара, лучшего по качеству, чем у конкурента, и пользующегося большим спросом; установление более приемлемой цены; лучшее, чем у конкурента, сервисное обслуживание и т.п.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ- 1) К. товара - его способность быть проданным на рынке в присутствии аналогичных конкурирующих товаров; 2) К. фирмы - уровень ее потенциала, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы.

КОНКУРЕНЦИЯ- механизм соперничества на рынке за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и захватить максимально возможную долю рынка; К. побуждает участников рынка совершенствовать и обновлять товары, улучшать качество, не завышать цены, расширять и совершенствовать сервис.

КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ– конкурентная борьба между ограниченным числом товаропроизводителей за лучшие, более выгодные условия производства и сбыта товаров за счет высокого качества продукции и прогрессивных методов продажи.

КОНСЬЮМЕРИЗМ- (от англ. consumer - потребитель) - организованное движение потребителей в защиту своих прав.

КОНТРОЛЛИНГ(в маркетинге) – систематический контроль маркетинговой деятельности, оценка и анализ выполнения плана и бюджета маркетинга), характеристика эффективности маркетинговых мероприятий, постоянное отслеживание основных параметров рынка и коррекция планов, осуществление аудит-маркетинга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПЛАНА- плановые задания, выраженные в форме количественных характеристик основных показателей.

Концентрированный маркетинг— концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или на нескольких субсегментах/нишах.

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ– вывод на рынок нового товара, напоминающего своим внешним видом старое изделие, но обладающий рядом новых свойств.

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ- совершенствование форм продажи (сбыта) товара и обслуживания покупателей в целях стимулирования спроса.

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА- идея ориентации на потребителя, подчинения интересов предпринимателя требованиям рынка.

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА– сосредоточение усилий на постоянном усовершенствовании товара, его модернизации, повышении качества.

КОНЦЕПЦИЯ четырех "ПИ" - названа по заглавным буквам английских слов: product (товар), price (цена), place (место, доведение товара до потребителя), promotion (продвижение товара); см. комплекс маркетинга.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА— конкретная ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или за какой-то отрезок времени;

КОРПОРАТИВНАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА- разновидность интеграции, при которой объединяется собственность участников вертикальной маркетинговой системы в форме организации консорциума, холдинга, слияния в единую корпорацию и т.п.

КОСВЕННЫЙ КАНАЛ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ– канал, с участием торговых посредников.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене — показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.

КРЕАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ- см. развивающий маркетинг.

КРИВАЯ РЕАКЦИИ СБЫТА- модель, показывающая, что эффективность маркетинга растет по мере роста затрат, но до некоторого предела, после которого этот процесс затухает.

Культурные факторы— степень ценности для общества таких понятий, как честная работа, брак, семья, доверие к государству и др. влияют на ориентиры производителей и продавцов.

ЛИЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ— продукты и услуги, используемые человеком для воспроизводства жизни, для удовлетворения физиологических и духовных потребностей, обеспечения профессиональной и общественной деятельности, отдыха и развлечений.

ЛОГИСТИКА- научно-практическая дисциплина, составная часть маркетинга, оптимизация системного управления процессом перемещения и складирования товаров на основе использования математико-экономического моделирования, компьютеризации и совершенствования транспортно-складской инфраструктуры.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА– адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции; ее цель – доставка товаров в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в установленные сроки, в максимально возможной степени подготовленности к потреблению при оптимальном уровне издержек.

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ- совокупность действий по оптимизационному управлению товарными потоками.

ЛОГОТИП- специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного названия фирмы или товара (товарной группы); может входить в состав марки в качестве марочного названия.

МАГАЗИН- стационарное розничное торговое сооружение (торговая единица), расположенное в отдельно стоящем капитальном строении или изолированном помещении жилого (административного, производственного) здания, имеющее специально оборудованный торговый зал; иногда М. Размещается в нестационарном помещении, сооруженном из легких конструкций. Существуют различные типы М. по назначению, специализации и размеру.

МАКРОСПРОС— спрос на всю совокупность или крупную группу товаров.

МАКРОСРЕДА МАРКЕТИНГА– совокупность глобальных социально-демографических, экономических, политических, природно-географических, информационных сил и факторов, которые оказывают влияние на рынок в целом, в том числе на маркетинг отдельно взятой фирмы.

МАРКА- имя, термин, знак, символ, рисунок, цвет (или их сочетание), предназначенные для идентификации товара или фирмы; марка объединяет в себе марочное название и марочный знак.

МАРКА ОБЩАЯ- вариант ярлычковой марки, содержащей не имя дистрибьютора или дилера, а название продукта.

МАРКА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ- в США то же, что и марка фабричная.

МАРКА ТОРГОВАЯ, во-первых, присваивается торговыми фирмами товарам малоизвестных производителей, во-вторых, в некоторых странах то же, что и марка товарная.

МАРКА ФАБРИЧНАЯ(марка производителя) - имя и знак предприятия-изготовителя.

МАРКА ЧАСТНАЯ– то же, что и марка ярлыковая.

МАРКА ЯРЛЫКОВАЯ(частная) присваивается товару, созданному по заказу дистрибьютора или дилера и обычно включает его имя.

МАРКЕТИНГ- 1) деятельность, направленная на доведение товара от производителя до потребителя, а, следовательно, на удовлетворение потребностей; 2) управление рыночной деятельностью, регулирование рыночных процессов, изучение рынка.

МАРКЕТИНГ КОММУНИКАЦИЙпредставляет собой маркетинговую деятельность, обеспечивающую создание благоприятного образа товара и самой фирмы в представлении потребителей.

МАРКЕТИНГ КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙконцентрация маркетинговых усилий на большом сегменте одного или нескольких рынков.

МАРКЕТИНГ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙвыступление фирмы со своим товаром на всем рынке или на его наиболее крупном сегменте.

МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ(англ. marketing managament) – управление маркетинговой деятельностью (иногда – управление маркетингом).

МАРКЕТИНГ-МИКС(или комплексный маркетинг) - комплекс из четырех элементов: фактора товарной политики, фактора цены, фактора товародвижения и распределения товара и фактора продвижения товара на рынок.

МАРКЕТИНГОВАЯ СЛУЖБА- административно-управленческое подразделение фирмы, выполняющее полный или частичный набор маркетинговых функций.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ– любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ЦИКЛ- процесс, начинающийся с выдвижения целей и конкретных задач маркетинга и завершающийся контролем и оценкой результатов маркетинговой деятельности. М.Ц. охватывает: выдвижение и обоснование концепции, разработку стратегии, составление плана и программы, осуществление маркетинговой деятельности, контроллинг; на всех этапах М.Ц. постоянно осуществляется сбор и анализ маркетинговой информации, происходит оценка ситуации, составляются прогнозы в соответствии с планом маркетингового исследования.

МАРКЕТОЛОГ-1) специалист, выполняющий какие-то маркетинговые функции; 2) специалист, занимающийся изучением рынка; 3) ученый, изучающий или разрабатывающий теорию маркетинга.

МАРОЧНОЕ НАЗВАНИЕ- составная часть марки, которую можно прочесть или произнести. (См. также логотип).

МАРОЧНЫЙ ЗНАК (ФИРМЕННАЯ ЭМБЛЕМА) – символический рисунок или определенная окраска.

МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ- стратегия массового производства и продажи товаров узкого ассортимента на рынке большой ёмкости;

МАТРИЦА БОСТОН КОНСАЛТИНГ ГРУПП (БКГ) – разработана для анализа хозяйственного портфеля крупной корпорации (портфолио-анализу), отражает позиции СХП в зависимости от комбинации факторов темпа роста отрасли и доли рынка, базируется на модели кривой обучения). Модернизированная М.Б.К.Г. строится по двум переменным: эффекту дифференциации и эффекту издержек/объем.

МАТРИЦА СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ (СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА) - пространственная модель, образуемая пересечением координат, соответствующих значениям каких-либо двух факторов (или интегральной оценке двух комплексов факторов стратегических индексов). Пересечение координат образует квадранты (стратегические поля, или зоны), в один из которых по своим характеристикам попадает предприятие.

Матричный (дивизиональный) принцип построения структуры маркетинговой службы компании— принцип, когда все отделы исполняют одинаковые функции, но разделены по какому-либо признаку (территориальному, рыночному, товарному).

МЕГАМАРКЕТИНГ- деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-нибудь страны.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ- деятельность по выведению товара на внешний рынок, а также по осуществлению импортных операций, изучению внешнего рынка.

МЕРЧЕНДАЙЗИНГ(англ. Merchandising - искусство торговли) - система интенсивного продвижения товаров в розничной торговле, позволяющая получить максимальную выручку с единицы площади торгового зала (широко используется в предприятиях типа универсамов).

МИКРОМАРКЕТИНГ- маркетинговая деятельность на уровне предприятия, фирмы, компании.

МИКРОСПРОС— спрос на отдельный товар или его вид.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТОВАРА- частичное обновление (иногда чисто косметическое), осуществляемое с целью изменения внешнего облика товара, придания ему более современных черт и улучшения некоторых качественных свойств; зачастую модернизация товара проводится в соответствии с требованиями бихевиоризма.

МОДИФИКАЦИЯ ТОВАРА- новая разновидность товара, отличающаяся от прежнего или эталонного какими-либо признаками и улучшениями не принципиального характера.

Мотив — значительное давление потребности на личность, необходимость удовлетворения потребности.

МОТИВАЦИЯв потреблении — внутреннее обоснование выбора покупки; побуждение, причина покупки.

Насыщенность рынка— количество товаров, находящееся в наличии у потребителей или на рынке.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ– нарушение установленных норм и правил конкурентной борьбы, ее этики: распространение ложной и искажающей информации, информации, порочащей честь и достоинство конкурента, самовольное использование чужой марки и упаковки, имитация и копирование чужих товаров, тайный сговор и создание тайных картелей, демпинг, промышленный шпионаж и т.д.

НЕОБХОДИМОСТЬ— форма потребности; осознание того, что отсутствие продукта или услуги ставит под угрозу нормальное существование потребителя.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ- борьба за более высокое качество товара и высокое качество обслуживания (сервиса) в целях привлечения покупателей.

Неэластичный спрос— если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1.

НОВЫЙ ТОВАР (НОВИНКА) - принципиально новый товар, не имеющий аналогов и являющийся результатом научно-технического прогресса; кардинально усовершенствованный товар, имеющий качественные отличия от аналогов; модифицированный товар.

НУЖДА— форма потребности; чувство, что отсутствие какого-либо продукта или услуги наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя.

Нулевая форма эластичности спроса по доходу— предполагает, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода; это блага, потребление которых нечувствительно к доходам.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА- совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность фирмы и ее результаты; различаются микросреда и макросреда маркетинга.

Отрицательная форма эластичности спроса по доходу— предполагает, что предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок.

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ(англ. public-relations) - система связей с общественностью.

ПАБЛИСИТИ(англ. publicity) - распространение фирмой в порядке деловых связей неоплачиваемой (но обычно инспирируемой фирмой) информации в СМИ в целях продвижения товаров и обеспечения известности фирмы.

ПАРАДОКС ВЕБЕЛЕНА(эффект богатства) — рост спроса на предметы роскоши (прежде всего, на ювелирные изделия) при повышении цен на них.

Парадокс Гиффена (эффект бедности)— рост спроса на товары первой необходимости при повышении цен на них.

ПАССИВНЫЙ МАРКЕТИНГ- стратегия на малоконкурентном рынке большой емкости, не нуждающаяся в стимулирующих инструментах.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ЛИЧНАЯ) ПРОДАЖА- любого рода личные контакты (в том числе телефонные, почтовые, факсимильные, электронные и т.п.), имеющие целью продвинуть товар и совершить сделку.

ПИМС(PIMS) - комплекс аналитических показателей, выявляющих влияние различных факторов на прибыль и рентабельность фирмы; получены в ходе международного исследования (проекта), охватившего около 300 предприятий всего мира.

ПИОНЕРНЫЙ ТОВАР- новый товар, открывающий возможность удовлетворять качественно новую потребность; поднимающий удовлетворение ранее существовавшей потребности на более высокий уровень; позволяющий удовлетворять определенную потребность более широкому кругу покупателей, чем прежде.

ПЛАН МАРКЕТИНГА- сборник документов, утвержденных руководством фирмы и определяющих маркетинговую деятельность на определенный период (оперативный или перспективный). П.М. содержит набор контрольных цифр и плановых показателей, графиков, прогнозов, балансов ресурсов и потребностей, перечень заданий подразделениям маркетинга, направляющих и координирующих их действия. П.М. базируется на избранной концепции и разработанной стратегии маркетинга.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ МАРКЕТИНГ- стратегия, являющая собой поддержание спроса на стабильном уровне.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА- комплекс мероприятий по выбору целевого рынка для завоевания конкурентного преимущества; обычно при этом используются возможности маркетинга-микс.

ПОКУПАТЕЛЬ- юридическое или физическое лицо, владелец денег, предъявитель спроса, приобретающий права собственности для личного использования или для перепродажи.

ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ— отношение покупателей к возможным покупкам при принятии покупательского решения.

ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ РЕШЕНИЕ— решение покупателя о целесообразности покупки; складывается в зависимости от степени настоятельности потребности при данном уровне ее денежного подкрепления и под влиянием маркетингового воздействия.

Политические факторы— законодательство по регулированию предпринимательской деятельности в различных отраслях и контроль за его исполнением и др.

Положительная форма эластичности спроса по доходу— предполагает, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса.

Пороговая цена— назначение цены с учетом психологического ценового порога (воспринимаемого как предел для данного товара большинством покупателей).

ПОРТЕРА U-ОБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ- разработанная М.Портером на основе созданной им концепции движущих сил конкуренции, графическая модель показывает, что концентрация маркетинговых усилий или на продукте или на формах обслуживания потребителей позволяет предприятию, занимающему небольшую долю рынка обеспечить себе высокий уровень эффективности.

ПОРТФОЛИО-АНАЛИЗ- оценка состояния хозяйственного портфеля фирмы (СХП), разработка стратегии развития с помощью матрицы (стратегической решетки).

ПОСТАВКА- 1) оптовая продажа товара; 2) поступление товара от оптового продавца (поставщика) к покупателю (клиенту).

ПОСТАВЩИК- предприятие, производственное или торговое, поставляющее (продающее) товар оптовому покупателю.

Потенциал фирмы— комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей.

ПОТОК ТОВАРОВ(в логистике) - процесс транспортировки, разгрузки и погрузки товарной массы определенного объема, а также ее размещения и хранения на складах.

ПОТРЕБИТЕЛЬ— физическое или юридическое лицо, использующее продукты и услуги для обеспечения своих потребностей.

Потребительские товары— товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Правило Уильяма Шердена "80/20/30"— 80% прибыли приносит 20% потребителей, половина из которой теряется при обслуживании 30% наименее выгодных покупателей.

ПРЕДМЕТНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА– конкурентная борьба между разными марками одного и того же товара, выпускаемого различными фирмами.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРА- представление и демонстрация товара специально приглашенным заинтересованным лицам и организациям, а также представителям прессы; относится к коммуникативным средствам прямого воздействия.

ПРЕСС-РЕЛИЗ- информация о товаре или самой фирме, рассылаемая фирмой СМИ для возможного использования в публикациях.

ПРИНЦИПАЛ- предприятие, по поручению которого или от имени которого действует агент.

ПРОГРАММА МАРКЕТИНГА- перечень конкретных маркетинговых мероприятий, вытекающих из плана маркетинга.

ПРОДАВЕЦ- юридическое или физическое лицо, владелец товара, уступающий права собственности на товар в обмен на определенную сумму денег в расчете на прибыль.

ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА- процесс, включающий информацию, убеждение, напоминание о товаре, демонстрацию его возможностей и достоинств и т.п. с целью воздействовать на потенциальных покупателей и создать у них привлекательный образ товара.

ПРОДУКТ- форма товара, материально-вещественный предмет или явление, не имеющее вещной формы (нематериальный продукт), результат трудовой (в том числе интеллектуальной) или природной деятельности, обладающие полезными потребительскими свойствами и предназначенные для продажи; включает средства производства и предметы потребления, здания, сооружения, предприятия, финансовый продукт, интеллектуальный продукт и т.д.

ПРОДУКТОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ– предложение фирмой товаров, превосходящих по качеству и дизайну аналогичные товары конкурентов, концентрация маркетинговых усилий на обеспечении лидерства в отрасли по качеству товара (см. дифференциация, эффект дифференциации).

ПРОДУКТОВАЯ ЛИНИЯ- то же, что и ассортиментная группа.

Продукция производственно-технического назначения— товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ— необходимость в сырье, комплектующих изделиях, оборудовании, механизмах и т.д. для обеспечения производственного процесса.

Противодействующий маркетинг— маркетинг, используемый для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный, например, спрос на наркотики.

ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ- см. дайрект-маркетинг.

РАЗВИВАЮЩИЙ МАРКЕТИНГ- стратегия, направленная на превращение потенциального спроса в реальный.

РАЗРАБОТКА ТОВАРА- процесс принятия решения на выпуск нового товара, в котором, наряду с технологическим проектированием и созданием опытного образца, осуществляются планово-экономические и маркетинговые мероприятия по прогнозированию спроса, расчету емкости рынка, дистрибьюции, рекламной кампании, моделированию жизненного цикла товара и т.п.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРОВ(в маркетинге) – маркетинговый процесс, предваряющий товародвижение: поиск и выбор торговых посредников. См. также дистрибъюция.

РЕКЛАМА- любая, оплачиваемая конкретным заказчиком форма неперсональной презентации товара или стимулирующего воздействия на потенциального покупателя; по своим целям различается Р. информационная, побудительная и напоминающая. Р. в форме рекламного продукта сама может быть товаром.

РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ- единовременный акт рекламной деятельности.

РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ- комплекс взаимосвязанных и взаимодополненных рекламных мероприятий, ориентированных на достижение определенной маркетинговой цели.

РЕКЛАМНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ- комплекс различных рекламных акций.

РЕКЛАМНОЕ ПОСЛАНИЕ- содержание рекламы.

РЕКЛАМНЫЙ ПРОДУКТ- печатный или аудио-, радиотекст, рисунок, схема, оформление витрины, фото-, теле- и киноизображение.

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ- предприятие, которое осуществляет (заказывает) рекламу.

РЕКЛАМОПОЛУЧАТЕЛЬ- совокупность физических или юридических лиц, которым адресована реклама.

РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ– специализированное предприятие, которое по заказу рекламодателя выполняет рекламу.

РЕМАРКЕТИНГ- стратегия, направленная на преодоление спада спроса, комплекс мер по стимулированию спроса на последнем этапе жизненного цикла товара.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА(в коммуникативной системе маркетинга) – совокупность потребителей, оказывающих прямое или косвенное влияние на отношение к товару и покупательское поведение.

РИСК(в маркетинге) - вероятность потерпеть коммерческое поражение на рынке или не достичь намеченных целей, понести в результате этого экономический и финансовый ущерб.

Роль — набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица (роль отца, сына, директора).

Рост — стадия жизненного цикла товара, период быстрого признания товара потребителями и значительного увеличения прибыли

Рынок — система взаимоотношений между существующими или потенциальными продавцами и покупателями каких-либо товаров.

РЫНОК ЛОКАЛЬНЫЙ- рынок, ограниченный определенными рамками, в частности, рынок конкретного товара, региональный рынок и т.д.

РЫНОК ОСВОЕННЫЙ- совокупность потребителей, уже купивших товар.

РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ- рынок, на котором предложение или сбалансировано со спросом, или превышает его; на Р.П. продавец ищет покупателя.

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ- 1) сфера, где реализуются товары потребительского назначения; 2) совокупность потенциальных и фактических потребителей.

РЫНОК ПРОДАВЦА- рынок, на котором спрос превышает (опережает) предложение и продавец диктует свои условия покупателю.

РЫНОК ЦЕЛЕВОЙ- рынок, представляющий для фирмы наибольший интерес.

РЫНОК ЦЕЛЕВОЙ ДОСТУПНЫЙ- рынок, где отмечена высокая степень вовлеченности потребителей в процесс купли-продажи.

РЫНОК ЦЕЛЕВОЙ ОСВОЕННЫЙ- совокупность потребителей, уже купивших товар.

РЫНОЧНАЯ НИША- узкий участок рынка, где сложились выгодные для малой фирмы конкурентные условия.

Рыночная сила— способность фирмы заставить рынок принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ- стохастический процесс, который ведет к сбалансированию спроса и предложения путем колебаний цен, стремящихся к равновесию.

САМОСЕРТИФИКАЦИЯ- оценка самой фирмой качества собственного товара с позиции характеристики его конкурентоспособности и мнений потребителей. Для этой цели используются методы квалиметрии.

СБЫТ– продажа товара его владельцем (в первую очередь – производителем).

СБЫТ ИНТЕНСИВНЫЙ- продажа производителем массового товара широкого ассортимента любому покупателю.

СБЫТ СЕЛЕКТИВНЫЙ(избирательный) – продажа производителем товара узкого ассортимента, требующего послепродажного обслуживания, ограниченному кругу клиентов (как правило, производственным предприятиям) при условии сохранения контроля за дальнейшим использованием продукта и подготовкой персонала.

СБЫТ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ(исключительный) – продажа производителем уникального или малосерийного товара одному клиенту с последующим монтажом изделия и предоставлением других производственных услуг (см. инжиниринг).

СЕГМЕНТ РЫНКА- гомогенный участок рынка, однородная совокупность потребителей, адекватно реагирующих на товар или маркетинговые мероприятия, с наиболее выгодными условиями для реализации товара.

СЕГМЕНТАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ– концентрация маркетинговой деятельности на определенном сегменте или на нескольких сегментах (множественная сегментация); связана с процессом диверсификации.

СЕГМЕНТАЦИЯ (СЕГМЕНТИРОВАНИЕ) РЫНКА– процесс разделения рынка (совокупности потребителей) на однородные группы по одному из четырех признаков или их комбинации: географическому, демографическому, психографическому и поведенческому.

СЕРВИС- набор услуг, связанных с приобретением товара, а также высокая культура торговли. Различают предпродажный, продажный и послепродажный С.

СЕРВИСНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ- концентрация усилий на качестве обслуживания потребителей, превосходящего сервис конкурента (см. дифференциация).

СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА- документ, удостоверяющий качество товара и его соответствие установленным стандартам.

СЕРТИФИКАЦИЯ- процесс оценки качества товара с помощью лабораторных испытаний и экспертизы.

СИНХРОМАРКЕТИНГ- стратегия адаптации к сезонным и другим цикличным колебаниям спроса.

СКЛАД– сооружение, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для хранения, разгрузки и погрузки товаров, а также для осуществления операций, связанных с выполнением ряда функций оптовой торговли (см. торговля оптовая).

СКОРОСТЬ ТОВАРООБОРОТА- характеристика товарооборачиваемости, число оборотов товара за определенное время, рассчитывается как отношение товарооборота к среднему за период товарному запасу.

Совершенно неэластичный спрос— если эластичность спроса по цене равна нулю.

Совершенно эластичный спрос— когда абсолютное значение эластичности равняется бесконечности.

Социальные классы— построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

Спад — стадия жизненного цикла товара, период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.

СПРОС— потребность, представленная на рынке деньгами.

СПРОС УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ(РЕАЛИЗОВАННЫЙ) — объем приобретенных товаров.

СПРОС УСЛОВНО УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ— вынужденное (из-за отсутствия нужных товаров) приобретение товаров, по качеству и другим признакам не вполне соответствующих запросам потребителя.

СТАЙЛИНГ(в маркетинге) - деятельность, обеспечивающая соответствие товара определенному художественному стилю, моде, господствующим вкусам, потребительской культуре и т.д. (См. также дизайн).

СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЯ— характеристика положения потребителя в обществе, его место в социальной иерархии; является одним из социальных факторов, определяющих потребительское поведение.

СТИЛЬ ЖИЗНИ— стереотип жизненного поведения потребителя, который находит проявление в его интересах, убеждениях, действиях; является одним из факторов потребительского поведения.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ МАРКЕТИНГ- стратегия преодоления отсутствия у потребителей интереса к товару.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА– инструмент портфолио-анализа, см. матрица стратегическая маркетинговая.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНДЕКС- интегральный показатель, используемый для построения матрицы стратегической маркетинговой, или стратегической решетки; как правило, строится как средняя из балльных оценок факторов, входящих в комплекс, взвешенная по рангам, соответствующим роли каждого фактора в комплексе. Чаще всего в качестве С.И. выступают интегральные (многомерные) характеристики рыночной ситуации (в некоторых матрицах он заменяется индексом привлекательности отрасли) и собственных возможностей фирмы (индекс силы позиции).

Стратегия "дифференциации цен на взаимосвязанные товары"— стратегия фирмы с использованием широкого спектра цен на субституты, дополняющие и комплектующие товары.

Стратегия "преимущественной цены"— стратегия фирмы с достижением преимущества по отношению к конкурентам.

Стратегия "роста проникающей цены"— стратегия фирмы, использующей повышение цен после реализации стратегии цены проникновения.

Стратегия "скользящей падающей цены" или "исчерпания"— стратегия фирмы, которая использует ступенчатое снижение цен после насыщения первоначально выбранного сегмента.

Стратегия "следования за конкурентом"— стратегия фирмы, основанная на копировании поведения ценового лидера.

Стратегия "Снятия сливок"— стратегия фирмы, использующей кратковременное конъюнктурное завышение цен.

Стратегия "среднерыночных цен"— стратегия фирмы выпускающей новые товары по среднеотраслевой цене.

Стратегия "стабильных цен"— стратегия фирмы, которая не изменяет цены при любом изменении рыночных обстоятельств.

Стратегия "ценовой дискриминации"— стратегия фирмы с использованием продажи одного товара различным клиентам по разным ценам или предоставление ценовых льгот некоторым клиентам.

Стратегия "ценовых линий"— стратегия фирмы с использованием резкой дифференциации цен на ассортиментные виды товара.

Стратегия "цены проникновения"— стратегия фирмы, использующей значительное занижение цен на товар.

СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК- рост сбыта уже имеющихся товаров с помощью снижения цен, интенсивной рекламы, совершенствования сервиса, за счет "переманивания" потребителей, ранее приобретавших продукт конкурента и т.д.

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРОЧНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК– стратегия, применяемая фирмой, обладающей ограниченными ресурсами и выступающей на рынке незначительной емкости; фирма осуществляет пробный маркетинг и изучает, как рынок реагирует на гибкие цены, расширение сервиса и повышение качества товара.

СТРАТЕГИЯ ВЫТЯГИВАНИЯ(в продвижении) – стимулирование конечных потребителей: скидки и премии за размер покупки, купоны, пакетные наборы, рекламные сувениры, лотереи и т.п., а также совершенствование витринной экспозиции товаров, индивидуализация работы с покупателем.

СТРАТЕГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ- см. дифференциация.

СТРАТЕГИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ НА СЕГМЕНТЕ- действия, направленные на захват лидерства в сегменте по затратам и по продукту (или же по каждому из них в отдельности).

СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАТРАТ– вся деятельность предприятия концентрируется на цели – сокращения затрат, но без ущерба качеству товара, сервиса и т.п.

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА– комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды маркетинга.

СТРАТЕГИЯ ПРОТАЛКИВАНИЯ(в продвижении) - давление на оптовую и розничную торговлю с целью ускорить движение товара к потребителю (методы персональной продажи и стимулирования: ценовые скидки, дотации на рекламу, поставка товаров в кредит и на льготных условиях, премии за успешную продажу и т.д.).

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТА (ИНОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ) - деятельность по созданию качественно нового продукта (подлинная инновация), обновлению продукта.

СТРАТЕГИЯ РОСТА ФИРМЫ– ориентация на увеличение доли рынка и расширение рыночных операций; интенсивный рост - за счет захвата новых позиций на рынке, вытеснения конкурентов, интеграционный рост - за счет установления мягкого или жесткого контроля над поставщиками (регрессивная интеграция), торговыми посредниками (прогрессивная интеграция) и конкурентами (горизонтальная интеграция).

Стратегия ценообразования— это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы.

Субкультура — составная часть культуры, характерна для группы людей с общей системой ценностей, формируется на национальной, региональной, расовой или региональной основе.

Суверенитет потребителей— это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца, места, времени и других факторов.

ТАРА- вид упаковки, емкость для некоторого количества товарных единиц, тара предназначается для защиты товара от внешней среды и для удобства транспортировки.

Текущий спрос— спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка.

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ МАСЛОУ— иерархическая система (пирамида) потребностей: физиологических, самосохранения, социальных, в любви и самоуважении, в самоутверждении.

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ФРЕЙДА— объяснение покупательского поведения желаниями, возникающими в глубинной подсознательной деятельности, до конца не осознаваемой самим индивидом.

ТИП ЛИЧНОСТИ— отличительные черты и свойства человеческой личности, его психологические особенности, определяющие характер ответных реакций на окружающую среду и, в частности, на раздражители маркетинга.

ТОВАР- предмет (продукт) или действие (услуга), имеющие потребительскую ценность и предназначенные для продажи.

ТОВАР"ЗАЗЫВНОЙ" - обычно особо дешевый товар, привлекающий широкий круг покупателей в торговые предприятия; иногда, наоборот, очень дорогой, престижный и рассчитанный на очень богатых (элитных) клиентов, на иностранных туристов и т.п.

ТОВАР ПОДДЕРЖКИ(тактический товар) - товар, дополняющий основной ассортимент.

ТОВАР-ЛИДЕР- товар, пользующийся повышенным спросом, обычно новинка.

ТОВАР-ЛОКОМОТИВ- продукт, привлекающий внимание к фирме.

ТОВАРНАЯ ЕДИНИЦА- обособленная товарная величина, обладающая всеми признаками, качествами и атрибутами товара; как правило, это минимальная величина, способная сохранять форму и другие свойства товара.

ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА– перечень товаров, выпускаемых и продаваемых фирмой.

Товарная политика фирмы— комплекс базовых решений по выводу на рынок нового товара, сохранению старого товара, изменению ассортимента.

Товарный знак— марка или ее часть, защищенные юридически.

ТОВАРНЫЙ ПОТОК(в логистике) - см. поток товаров.

ТОВАРОДВИЖЕНИЕ- процесс перемещения товара в экономическом и географическом пространстве от производителя до потребителя.

ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ– степень интенсивности процесса кругооборота товаров: поступления, хранения, продажи и возобновления этого процесса; характеризуется скоростью товарооборота и временем товарного обращения.

ТОВАРООБОРОТ- 1) процесс обмена товаров на деньги, т.е. продажа товара; 2) денежный эквивалент стоимости проданного товара.

ТОРГОВАЯ ЕДИНИЦА(торговая точка) - обособленное и соответствующим образом оборудованное помещение для торговли.

Торговая марка— имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров конкурентов.

ТОРГОВАЯ СЕТЬ- совокупность торговых единиц, размещенных на определенной территории.

ТОРГОВЛЯ- 1) процесс купли-продажи, обмен товаров на деньги; 2) отрасль экономики, специализирующаяся на выполнении торгово-посреднических функций; 3) иногда ассоциируется с торговой сетью.

ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ- 1) процесс продажи крупных партий товаров для перепродажи или производственного и массового потребления; 2) совокупность торговых предприятий, специализирующихся на закупке товаров у производителей и других торговых предприятий и продаже товаров розничной торговле, другим оптовым предприятиям, а также производственным предприятиям, учреждениям, организациям и т.п. для обеспечения их профессиональной деятельности.

ТОРГОВЛЯ РОЗНИЧНАЯ- 1) процесс продажи товаров населению; 2) совокупность торговых предприятий, специализирующихся на закупке товаров у производителей или оптовой торговли и продаже товаров населению.

ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ– юридическое лицо коммерческого типа, осуществляющее торговую деятельность (покупку, продажу, хранение товаров и т.п.); может иметь одну или несколько торговых единиц (торговую сеть).

ТОРГОВЫЙ АГЕНТ– юридическое или физическое лицо, уполномоченное вести переговоры с продавцами или покупателями;

ТОРГОВЫЙ ЗНАК- марка, зарегистрированная и юридически защищенная; обозначается буквами R или ТМ, взятыми в кольцо (круг).

Торговый образ— персонифицированная марка товара, включающая имя владельца фирмы или создателя товара.

ТОРГОВЫЙ ПОСРЕДНИК(дистрибьютор) - юридическое или физическое лицо, которое занимается: 1) закупкой товаров у производителя или у другого торгового предприятия, а также концентрацией и аккумуляцией товаров и их перепродажей; 2) организацией процесса товародвижения без приобретения прав собственности.

УПАКОВКА- оболочка для продукта, обеспечивающая его сохранность и удобство обращения с ним.

УПАКОВКА ФИРМЕННАЯ- несет на себе марку товара или своей специфической формой, цветом, рисунком заменяет ее; выполняет рекламные и информационные функции.

УРОВЕНЬ КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ- торговый посредник, участник канала товародвижения.

УСЛУГИ- действие или его результат, обладающие потребительской ценностью и предназначенные для обмена на деньги (продажи).

ФИРМЕННОЕ ИМЯ- см. марочное название.

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК(ЭМБЛЕМА) марочный знак.

ФОССТИС— формирование спроса и стимулирование сбыта.

ФРАНЧАЙЗИНГ(франшиза) - форма торговых операций по купле-продаже (аренде, лицензированию) прав на марку товара, фирменную упаковку, имя (название) фирмы; особый способ продажи товара, метод маркетингового исследования и т.п.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА(МЕЖОТРАСЛЕВАЯ) - конкурентная борьба между товарами-аналогами различных фирм и отраслей.

Функциональный принцип построения структуры маркетинговой службы компании— принцип, когда подразделения внутри маркетинговой службы создаются в соответствие с функциями маркетинга (исследования, реклама и сбыт, разработка товаров, связи с общественностью и т.д.).

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ(в коммуникативной системе маркетинга) – совокупность потребителей, принимающих покупательские решения, а также сил, оказывающих на них влияние (общественность, СМИ, торговые посредники).

Целевой сегмент (рынок)— сегмент, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности (прибыли или других критериев цели вывода на рынок товара или услуги).

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ- цена на товар устанавливается ниже, чем на аналогичный товар конкурента; ее вариант - ценовая война всех против всех - считается слишком разрушительным для экономики. Разновидность Ц.К. - скрытая ценовая конкуренция, когда новый товар, превосходящий по своим свойствам товар конкурента, продается по цене конкурирующего товара.

Ценовая политика компании (ценовой маркетинг)— ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.

ШИРИНА КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ- число независимых участников на любом уровне товародвижения (например, в распределении участвуют не одна, а пять оптовых фирм, 10 розничных;

ШИРОТА АССОРТИМЕНТА- общая численность ассортиментных групп.

Экономические факторы— покупательная способность населения, процентная ставка по кредитам, уровень безработицы и др.

Эластичность спроса по доходу— мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Эластичность спроса по цене— оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены.

Эластичный спрос— если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности.

ЭРГОНОМИКА(в маркетинге) – приспособленность товара к потребителю, обеспечение удобства использования товара и облегчение ухода за ним; в более узком смысле – придание предмету удобной и безопасной для использования и хранения формы.

ЭФФЕКТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ– проявление возможности (или, наоборот, невозможности) достичь концентрации усилий на создании новых продуктов, превосходящих конкурирующие.

ЯРМАРКА (оптовая) - периодически организуемая форма оптового рынка, где потенциальные покупатели знакомятся с товаром и заключаются сделки и контракты. На Я. Происходит изучение спроса, поиск равновесной цены, выявляются мнения и предпочтения покупателей. Кроме того, Я. имеет своей целью освещение и обобщение технологического и торгового опыта, пропаганду ноу-хау и т.п. Я. дает возможность оценить намерения и возможности конкурентов.