СТЕНЫ ИЕРИХОНСКИЕ

Чорновий Матеріал

Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г.

Архимандрит Лев Жилле, проповедник, мыслитель, пастырь Церкви, живший в Лондоне (+ 1980), оставил после своей смерти бол ой круг духовных бесед, одну из которых мы ниже приводим. Она является наставлением на тему двух эпизодов в библейском рассказе о входе Избранного Народа в Обетованную Землю.

Наследником почившего Моисея в положении руководителя народа стал Иисус Навин, которому суждено было чудесным образом завоевать город Иерихон. В первом эпизоде повествуется о жительнице Иерихона, блуднице Раав, которая поверила в Промысел Божий и посодействовала еврейским соглядатаям. Во втором говорится о том - как был взят город.

В своей Библии прочитайте, в книге Иисуса Навина, глав 2- и 6-, перед тем чтоб приступить к чтению беседы. Беседу надо читать медленно и проникновенно, для лучшего понимания ее глубочайшего смысла. В ней Отец Лев толкует описываемое событие при помощи так называемого "аллегорического, или "символического" чтения текста. Неопалимая Купина, упомянута в начале беседы, есть тот горний и чудесно несгораемый куст, в котором Моисей, в начале своей жизни, видел Бога (см. книга Исход, глава 3- ). "Ковчег Господень" был изготовлен Моисеем, и содержал скрижали, на которых были вписаны Десять Заповедей Господних, и другие священные принадлежности; во время странствования по Синайской пустыни Ковчег торжественно несли во главе шествия (см. Числа 10:33-36).

Отец Лев так определил "символический" подход к Библии:

 

"Читатель Библии обнаружит, что я в какой-то мере преобразил иерихонский эпизод. Еврейская хроника этих событий содержит ужасающие подробности. Я не собирался оспаривать ее историческую достоверность. Я хотел лишь отследить в ней моменты действия Духа, те моменты, которые призывают к раздуванию в нас самих его Пламени и, как великолепно выразился П.Тейяр де Шарден, к "олюбветворению" мира".

 

 

И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] по­шли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. 2 И сказа­но было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. 3Царь Иерихон­ский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю. 4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно прихо­дили ко мне люди, но я не знала, откуда они; 5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они по­шли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. 6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. 7 По­сланные гнались за ними по дорого к Иордану до самой переправы; во­рота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. 8 Прежде нежели они легли слать, она взошла к ним на кровлю 9 и сказала им: я знаю, что Господь от­дал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; 10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] ис­сушил пред вами воду Чермного мо­ря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; 11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Гос­подь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; 12 итак по­клянитесь мне Господом [Богом ва­шим], что, как я сделала вам ми­лость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне вер­ный знак, 13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души на­ши от смерти. 14 Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы ока­жем тебе милость и истину. 15 И спу­стила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене; 16и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пой­дете в путь ваш. 17 И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, ес­ли не сделаешь так: 18 вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез ко­торое ты нас спустила, а отца тво­его и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; 19 и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы сво­бодны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его; 20 если же [кто нас обидит, или] ты откроешь сие паше дело, то мы также свобод­ны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. 2l Она сказала: да будет по словам вашим! И отпусти­ла их, и они пошли, а она привя­зала к окну червленую веревку. 22 0ни пошли и пришли на гору, к пробыли там три дня, доколе не воз­вратились гнавшиеся за ними. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли. 23 Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось. 24 И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки ваши, и все жители земли в страхе от нас.

 

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; 2 пойдите во­круг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; 3 и семь свя­щенников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть тру­бят трубами; 4 когда затрубит юби­лейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть вос­кликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего осно­вания, и [весь] народ пойдет [в го­род, устремившись] каждый с своей стороны.

5 И призвал Иисус, тын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 6 И сказал [им, чтоб они сказа­ли] народу: пойдите и обойдите во­круг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. 7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и за­трубили [громогласно] трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; 8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили труба­ми; а идущие позади следовали за ковчегом [завета Господня], во вре­мя шествия трубя трубами. 9 Наро­ду же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слы­шать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. 10 Таким образом ковчег [завета] Гос­подня пошел вокруг города и обо­шел однажды; и пришли встан и ночевали в стане. 11 [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священ­ники понесли ковчег [завета] Господ­ня; 12и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковче­гом [завета] Господня и идучи тру­били трубами. 13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. 14 В седь­мой день встали рано, при появле­нии зари, и обошли таким же обра­зом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. 15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Гос­подь предал вам город! 16 город бу­дет под заклятием, и все, что в нем —Господу [сил]; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; по­тому что она укрыла посланных, ко­торых мы посылали; 17 но вы бере­гитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и что­бы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; 18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. 19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обруши­лась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 20 И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. 21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. 22 И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и постави­ли их вне стана Израильского. 23 А го­род и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, [чтобы внести Господу] в сокровищницу до­ма Господня. 24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла послан­ных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. 25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он по­ложит основание его и на младшем своем поставит врата его. [Так и сделал Азан, родом из Вефиля: он на Авироне, первенце своем, осно­вал его и на меньшем, спасенном, поставил ворота его.] 26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.

 

"Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении"

(Евр 11:30)

Темный Иерихон, замкнутый город, отвергающий всякие контакты с внешним миром, противоположность Неопалимой Купине, огню самовозгорающемуся и всеохватывающему. Ты был самодовлеющим ограничением, противопоставлявшим себя самой сути Бога, - Любви без границ.

Крепость, обнаруженная при недавних раскопках, окруженная высокими валами и защищенная двойной стеной, - ты держал свои ворота закрытыми. "Никто не выходил из него, и никто не входил" (И.Нав. 5:16).

Таким ты был. Каков ты теперь? Местность между Иерусалимом и Иорданом — предмет исследования археологов. Ни один из твоих домов не сохранился. Ты кажешься погребенным в ночи прошлого. И в то же время ты таинственным образом пребываешь доныне.

Иерихон есть всегда и повсюду, Иерихон символический. Этот Иерихон - в нас с вами, он в вас и во мне, коль скоро мы оградились от любви. Иерихон восстает везде, где возводятся преграды ревнительными требованиям Любви без границы.

Иерихон может принимать разные обличия; это - Иерихон рядом с нами или же Иоерихон внутри нас. Часто мы встречаемся с ним в другом человеке или в целой группе людей. Мы и хотели бы быть ближе к тому или другому человеку, но двери Запретного города для нас закрыты, и подлинное отношение любви кажется невозможным.

Что же делать? Попытка взять укрепления штурмом лишь усугубит отторжение, сделает его еще более ожесточенным. Посмотрим лучше, как поступили евреи. Они в течение семи дней подряд обходили вокруг города. Они несли с собой ковчег Завета Господня. Они блюли тишину, прерываемую лишь звуком священных труб. И Иерихон был предан Господом в их руки.

То же самое должно происходить со всеми нами, когда мы сталкиваемся с Иерихоном, будь то группа людей, компания или отдельная личность. Следует без устали совершать обход - делясь своим постоянным присутствием, молчаливым и любящим; нести с собой ковчег Господень - все самое драгоценное, что у нас есть, самые высокие, самые чистые, самые щедрые сокровенные чувства. И делать без громких слов и огласки, ненавязчиво, не прибегая к иным силам, кроме смиренной искренней молитвы. И так продолжать до тех пор, пока Господь не скажет нам то, что Он сказал Иисусу Навину: "Вот, Я предаю в руки твои Иерихон" (И.Нав. 6:1).

А если Иерихон не покоряется, не предается в наши руки? Возможно, и до конца жизни нам не придется увидеть успеха этой долгой и терпеливой осады и не "сдадутся" те, чьей любви мы вымаливали.

Будет ли это означать наше полное поражение? Разумеется, нет. Ведь внутри самих себя мы, незаметно для себя, разрушим стену разделения. Наша беззаветная любовь, пусть и внешне незримо, но уничтожит в нас все, что чинило ей препятствия. "Крепка, как смерть, любовь ... Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее" (Песнь 8:6-7). Даже будучи побежденными, мы одержим победу над собой и с доверием предоставим Господу использовать ее плоды для душ, противящихся любви.

Но не следует упускать из виду и другой, наш внутренний Иерихон, наше собственное сопротивление Любви, которое все мы в той или иной мере оказываем.

Стены Иерихона, нашего Иерихона строились не в один день. Возведение таких укреплений требует многих лет. Год за годом, день за днем, все выше и выше сооружали мы твердыню эгоизма. Как и в историческом Иерихоне, эта твердыня - двойная. Сначала - валы, видимые всеми, - в наших словах и плохих поступках. А за ними, еще более смертоносная,- невидимая стена твердолобого эгоцентризма: наши помыслы.

Все наши попытки самоизоляции противны здравому смыслу, они идут вразрез с принципами развития вселенной [8]. Они укоренены во грехе. Всякое разделение без любви, какую бы форму оно не принимало, есть грех [9]. Разделение составляет сутьгреха. В Иерихоне можно видеть символ греха, ведь Иерихон и символизирует разделение. Кто же осаждает этот Иерихон, наш собственный Иерихон? Его осаждает Бог, чтобы в итоге победить. Его осаждают люди. Его осаждает Сама Любовь.

Так же как чужие Иерихоны не могут быть повержены военными методами, так и наш внутренний Иерихон не покорился штурму нашими собственными усилиями. Не в наших силах разрушить в один момент собственные стены. Мы тем более не можем разобрать их камень за камнем. Но Господь-Любовь не перестает обходить меня и действовать во мне. "Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою" (Пс 138:5). Он обходит меня, и звуки священных труб слышны в призывах безграничной Любви. Любовь подтачивает наши глубочайшие внутренние укрепления. И вот, наступает момент, когда Бог колеблет основы, и Иерихон рассыпается.

Археологические исследования, проведенные в Иерихоне, свидетельствуют, что его стены были снесены не человеческими усилиями. Там найдены следы землетрясения, "колебания основ" (так же, как понадобилось землетрясение, чтобы отвалить камень, закрывавший вход в Гроб Господень). В Иерихоне были найдены и следы сильного пожара, вызванного, вероятно, землетрясением. Удар высек искру, из искры возгорелось пламя. Точно также и наш внутренний Иерихон, сокрушенный и воспламененный Богом, может стать Неопалимой Купиной.

Наши стены падают. Иисус, - говорит ап. Павел, - разрушил стоявшую "посреди преграду". Он есть "мир наш" и из двух создал одного (см. Еф 2:14). Он же, Христос, объявил глухому и косноязычному: "Еффафа, отверзись" (ср. Мк 7:34). Он произносит те же слова над каждым из нас. Ныне откройся и дай целому миру войти в твое сердце. Пересадка сердца, осуществляемая в современной хирургии, — прекрасный символ обновления человека посредством добровольного и подготовленного принятия сердца другого. Это антипод замкнутого наглухо Иерихона. Это притча о триумфе Любви без границ.

"Славное возвещается о тебе, град Божий! Упомяну знающим меня о Рааве..." (Пс 86:3-4). И я тоже упомяну Раав-блудницу, чья судьба неотделима от истории Иерихона. "Верою, - говорит Послание к Евреям, - Раав блудница, с миром приняв соглядатаев ... не погибла с неверными" (Евр 11:31), приняла вражеских солдат. Двое соглядатаев, посланных Навином для осмотра внутренних укреплений города, проникли внутрь стен, и Раав приютила их, спрятала от тех, кому царь Иерихона поручил их арестовать, и помогла им скрыться. Она договорилась с ними, что червленая веревка обозначит ее дом, и она сдастся армии Навина. ("Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю" (Ис 1:18). Послание Иакова (2:25) сравнивает Раав с Авраамом: "Подобно и Раав блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпусти их другим путем?"

Вера Раав? Дела Раав? Речь не идет о чистой и ясной вере. Раав дерзнула не остаться в стороне от Божьей благодати, явленной при исходе евреев из Египта. Она обладала лишь неким смутным предчувствием этой благодати, но "бесформенная" ее вера выразилась в делах, ставших свидетельством безграничной Любви. Раав попрала все запреты Иерихона, закрытого города. Она нарушила приказ царя. Она приняла у себя иностранцев, оказала помощь врагам, шпионам.

А ее собственная жизнь? В глазах Бога сочувствие этой бунтарки к двум солдатам, ее открытый и опасный переход на сторону Любви, против неволи, весили больше, чем ее жизнь вне строгих правил.

О, Божественный парадокс, благословенный позор Раав! Он с наибольшей полнотой раскрывается в прямой связи, существующей между Раав и Иисусом. Тот, Кто принял слезы, поцелуи и миро у всем известной грешницы, Тот, Кто без слова упрека отпустил женщину, захваченную в прелюбодеянии, Тот, Кто объявил священникам и книжникам, что мытари и "женщины легкого поведения" раньше них войдут в Царство Божие, - Он Сам же и пожелал включить Раав из Иерихона в Свою генеалогию (Мф 1:5). Безграничная любовь захотела связать свое Земное Имя, под которым Она "обитала с нами", с именем блудницы.

 


1 Иосиф Флавий. Иудейская война, 10.8. §518

1 Див. їх детальний опис в кн. Чисел XXXV, 1-15

1 Нумерація псалмів подана за грецьким перекладом LXX.

1 Вказано шифри, за якими дані праці знаходяться у відділі історичних колекцій філіалу ЦНБ ім. Вернадського по вул. Володимирській,62.

1 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн.ІХ, гл.1, §4.

1 про первосвящеників протягом усього періоду попередніх суддів історія зовсім нічого не згадує.

1 Цит. по: Опарин А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг пророков

Ионы и Наума. – Харьков, 2002. – С.15.

1 Толковая Библия. – Т.2., С.358.

2 Иосиф Флавий. Иудейские древности. – Кн. Х, гл.8, §4.

1 Бл. Феодорит Кирский. Вопросы на Книги Иисуса Навина, Судей и Царств. – М., 1857. – вопр. 4 на 2 Цар., 449 на 4 Цар.

1 Вказано шифри, за якими дані праці знаходяться у відділі історичних колекцій філіалу ЦНБ ім. Вернадського по вул. Володимирській, 62.

1 порівн.: Вих. XXXII, 4, 8.

[1] Св. Афанасій Великий. Життя св. Антонія,7

[2] Бл. Феодорит Кирский. Толкование на Книгу Царств. Вопросы, 59.

[3] Пер. Н.А. Дандамаєва. Цитуєтсья за кн.: прот. О. Меня. Исагогика. – С. 429-450

[4] Наявність цих двох імен не дає жодних підстав говорити про дві різні особи, як це, робить прот.О.Мень. Навіть західні біблеїсти, такі як Райт, Кегль, Шульц свідчать про те, що це імена однієї особи.Есфір окрім перського імені мала також єврейське: Гадасса (Есфір ІІ,7).

 

[5] Геродот. История. Кн. 7, 7.

[6] МТ – Масоретський текст, уніфікований єврейський текст Святого Писання;

[7] Адар – дванадцятий місяць священного і шостий місяць громадянського року у євреїв, відповідає другій половині лютого – першій половині березня.

1 хаслев–листопад-грудень

[8] Эволюция живой природы шла к взаимообщению, а не к изоляции. Примитивные виды животных снабжены мощными защитными орудиями. Но в то же время, как в ходе эволюции тяжелые панцири становились все реже, нервная система совершенствовалась. Открывалась возможность для контактов.

[9] Я говорю только о разделениях без любви. Есть разделения, которые, напротив, имеют целью подготовить благоприятную почву для большей любви.