ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Для выполнения практического занятия студенты изучают методические указания (п.2 Пособия), получают от преподавателя вариант задания (табл.3) и решают задачу определения и анализа безотказности ФС (подсистемы) и её изделий на примере участков гидросистемы различных типов ЛА.
Таблица 3
Варианты задания
№ варианта задания | Тип ЛА | № схемы (приложение 1) | № варианта (приложение 2) |
Ил-86 | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
Ил-62 | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
Ту-154 | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
Ту-134 | |||
-//- | |||
Як-42 | |||
-//- | |||
-//- | |||
-//- | |||
Як-40 | |||
-//- | |||
Ан-24 | |||
-//- |
В приложении 1 представлены детализированные структурные схемы надёжности участков гидросистемы для различных типов ЛА. Номер схемы соответствует номеру рисунка в приложении 1.
В приложении 2 представлены значения параметра потока отказов ω0 для изделий гидросистемы. Номер варианта для выбора значений ω0 определяется по табл.3 в соответствии с вариантом задания.
В приложении 3 представлены эксплуатационно-технические характеристики для типа ЛА (средняя длительность беспосадочного полёта, периодичность выполнения форм ТО - τф1, τф2, τф3).
Для полученного варианта задания и с использованием исходных данных приложений 1,2,3 студенту требуется:
1) построить укрупненную структурную схему надёжности, состоящую из блоков;
2) определить вероятность безотказность работы изделий и участка гидросистемы ЛА в целом для
t = , τф1, τф2, τф3;
3) проанализировать влияние отказа каждого изделия на безопасность полётов ЛА;
4) сформулировать рекомендации по повышению безотказности участка гидросистемы ЛА.
После выполнения практического занятия студент, представляет преподавателю отчёт по форме, приведенной в приложении 4, который включает:
1) формулировку задачи и исходные данные по заданному варианту;
2) для участка гидросистемы ЛА:
- детализированную и укрупненную структурные схемы надёжности;
- расчет вероятности безотказной работы изделий;
- расчет вероятности безотказной работы участка гидросистемы в целом;
- таблицу результатов расчета с оценкой влияния отказов изделий на безопасность полетов ЛА;
- рекомендации по повышению безотказности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнов Н.Н. Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов. Части 1 и 2. – М.: МГТУ ГА, 2001, 2003.
2. Ицкович А.А. Надежность летательных аппаратов и авиационных двигателей. Части 1 и 2. – М.: МИИГА, 1990, 1995.
3. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. – 2-е изд. М.: Транспорт, 1987.
Приложение 1
Детализированные структурные схемы надёжности участков гидросистемы ЛА
Рис. П.1. Детализированная структурная схема надёжности источников давления Ил-86
1 – гидробак, 7 – обратный клапан,
2 – дренажный бачок, 8 – фильтр,
3 – сепаратор, 9 – гидроаккумулятор,
4 – предохранительный клапан, 10 – трубопровод.
5 – гидронасос,
6 – насосная станция,
Рис. П.2. Детализированная структурная схема надёжности основного торможения колес Ил-86
1 – задатчик давления, 5 – челночный клапан,
2 – блок управления тормозами, 6 – дозатор,
3 – гидроэлектрокран, 7 – тормозное устройство.
4 – агрегат управления тормозами,
Рис. П.3. Детализированная структурная схема надежности управления передней опорой Ил-86
1 – блок сельсин – датчиков, 8 – дроссель,
2 – блок сельсин – приемников, 9 – обратный клапан,
3 – блок усиления, 10 – клапан перепуска,
4 – концевой выключатель, 11 – предохранительный клапан,
5 – гидроэлектрокран, 12 – гидроцилиндр,
6 – агрегат управления, 13 – тросовая проводка.
7 – редуктор,
Рис. П.4. Детализированная структурная схема надежности источников давления Ил-62
1 – гидробак, 7 – обратный клапан,
2 – дренажный бачок, 8 – фильтр,
3 – противопожарный кран, 9 – автомат разгрузки насоса,
4 – разъемный клапан, 10 – гидроаккумулятор,
5 – гидронасос, 11 – трубопровод.
6 – предохранительный клапан,
Рис. П.5. Детализированная структурная схема надежности основного торможения колес Ил-62
1 – гидроаккумулятор, 5 – редукционный клапан,
2 – фильтр, 6 – демпфер,
3 – гаситель гидроудара, 7 – электрокран торможения,
4 – гидроэлектрокран, 8 – тормозное устройство.
Рис. П.6. Детализированная структурная схема надежности управления передней опоры Ил-62
1 – фильтр,
2 – гидроэлектрокран,
3 – челночный клапан,
4 – распределительно – демпфирующий механизм,
5 – гидроцилиндр
6 – тросовая проводка,
7 – клапан переключения.
Рис. П.7. Детализированная структурная схема надежности управления источников давления Ту-154
1 – гидробак,
2 – разъёмный клапан,
3 – гидронасос,
4 –гаситель пульсаций,
5 – дроссель,
6 – обратный клапан,
7 – фильтр,
8 – гидроаккумулятор
9 – трубопроводы.
Рис. П.8. Детализированная структурная схема надежности основного торможения колес Ту-154
1 – редукционный клапан,
2 – дроссель,
3 – дозатор,
4 – гидроэлектрокран,
5 – тормозное устройство.
Рис. П.9. Детализированная структурная схема надежности управления передней опорой Ту-154
1 – гидробак, 7 – гидравлический аккумулятор
2 – разъемный клапан, 8 – фильтр,
3 – насосная станция, 9 – предохранительный клапан,
4 – обратный клапан, 10 – гидроэлектрокран,
5 – гидронасос, 11 – золотниковый пульт,
6 – гаситель пульсаций, 12 - распределительно – демпфирующий
механизм.
Рис. П.10. Детализированная структурная схема надежности основного торможения колес Ту-134
1 – редукционный клапан, 5 – дозатор,
2 – дроссель, 6 – гидроэлектрокран,
3 – разъемный клапан, 7 – челночный клапан,
4 – гидровыключатель, 8 – тормозное устройство.
Рис. П.11. Детализированная структурная схема надежности источников давления Як-42
1 – гидробак, 5 – обратный клапан,
2 – предохранительный клапан, 6 – фильтр,
3 – разъемный клапан, 7 – гидроаккумулятор,
4 – гидронасос, 8 – клапан переключения,
9 – трубопровод.
Рис. П.12. Детализированная структурная схема надежности основного торможения колес Як-42
1 – гидроаккумулятор, 5 – гидроэлектрокран,
2 – редукционный клапан, 6 – челночный клапан,
3 – электрогидравлический выключатель, 7 – дозатор,
4 – дроссель, 8 – тормозное устройство
Рис. П.13. Детализированная структурная схема надежности управления передней опорой Як-40
1 – гидроэлектрокран,
2 – дифференциальный механизм,
3 – распределительно – демпфирующий механизм,
4 – гидроцилиндр,
5 – тросовая проводка.
Рис. П.14. Детализированная структурная схема надежности источников давления Ан-24
1 – гидробак,
2 – разъемный клапан,
3 –гидронасос,
4 – обратный клапан,
5 – фильтр,
6 – автомат разгрузки насоса,
7 – гидроэлектрокран,
8 – гидроаккумулятор,
9 – трубопровод.
Приложение 2
Данные о безотказности изделий гидравлической системы ЛА
№ п/п | Наименование изделия | Параметр потока отказов ω0 | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Гидробак | 2,5∙10-6 | 1,2∙10-6 | |
Гидроаккумулятор | 0,2∙10-5 | 1∙10-5 | |
Гаситель гидроудара | 6,5∙10-4 | 8,7∙10-4 | |
Гидроцилиндр | 0,5∙10-5 | 0,3∙10-5 | |
Гидронасос | 0,3∙10-5 | 1,1∙10-5 | |
Редукционный клапан | 2,3∙10-5 | 3,2∙10-5 | |
Обратный клапан | 0,7∙10-6 | 0,9∙10-6 | |
Разъемный клапан | 0,8∙10-5 | 0,5∙10-5 | |
Предохранительный клапан | 4,1∙10-4 | 6,7∙10-4 | |
Челночный клапан | 0,8∙10-6 | 1,2∙10-6 | |
Клапан переключения | 0,8∙10-5 | 1,4∙10-5 | |
Фильтр | 0,2∙10-5 | 0,6∙10-5 | |
Гидроэлектрокран | 6,8∙10-4 | 8,2∙10-4 | |
Дроссель | 0,3∙10-5 | 0,5∙10-5 | |
Демпфер | 2,3∙10-5 | 3,4∙10-5 | |
Распределительно- демпфирующий механизм | 3,7∙10-5 | 6,1∙10-5 | |
Тросовая проводка | 4,2∙10-5 | 5,8∙10-5 | |
Тормозное устройство | 3,6∙10-5 | 3,2∙10-5 | |
трубопровод | 2,8∙10-5 | 3,1∙10-5 |
Примечание: для остальных изделий участков гидросистемы ЛА принять ω0 = 1∙10-6 (1 вариант);
ω0 = 5,8∙10-5 (2 вариант)
Приложение 3
Эксплуатационно-технические характеристики ЛА
Тип ЛА | Средняя длительность беспосадочного полета, , ч | Периодичность форм ТО, ч | ||
τф1 | τф2 | τф3 | ||
Ил-86 | 3,2 | |||
Ил-62 | 4,5 | |||
Ту-154 | 2,2 | |||
Ту-134 | 1,5 | |||
Як-42 | 2,0 | |||
Як-40 | 1,1 | |||
Ан-24 | 1,0 |
Приложение 4
Форма отчёта о выполнении работы по практическому занятию
Кафедра ТЭЛА и АД
Дисциплина "Основы теории эксплуатации авиационной техники"
ОТЧЕТ
о выполнении работы по практическому занятию
на тему "Определение безотказности
функциональных систем ЛА и их изделий"
Студент____________ Отчет принял_____________
Группа_____________ "___" __________ 20 г.
1. Цель практического занятия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исходные данные для варианта задания №____
2.1. Тип ЛА
2.2. Наименование участка гидросистемы " "
2.3. Перечень изделий участка гидросистемы и значения параметра потока отказов ω0 (табл. 1).
Таблица 1
Исходные данные (вар. №___)
№ изделия по схеме (прилож. 1.) | Наименование изделия | ω0 |
3. Структурные схемы надёжности участка гидросистемы самолета ...
3.1. Детализированная структурная схема
3.2. Укрупненная структурная схема
4. Расчетные формулы для определения вероятности безотказной работы изделий и участка гидросистемы в целом:
5. Результаты расчетов вероятности безотказной работы изделий и участка гидросистемы в целом представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты определения показателей безотказности отдельных изделий, блоков и участка гидросистемы в целом
Объект эксплуатации | Вероятн. безотказной работы объекта для наработки | Влияние отказа изделия на безопасность полёта. | |||||||
№ по схеме | Наимен. | τф1 | τф2 | τф3 | да | нет | |||
изделия | клапан | ||||||||
Блоки | I | ||||||||
II | |||||||||
Функционал. система | ФС | ||||||||
6. Выводы и рекомендации по результатам анализа безотказности ФС (подсистемы)
6.1. Наименее надежные изделия: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Влияют на безопасность полётов изделия:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Предложения по повышению безотказности изделий и ФС (подсистемы в целом)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент___________________
«____» _________________
Содержание
1.Общие положения............................................................................. 3
1.1. Цель работы.................................................................................. 3
1.2. Основные вопросы, подлежащие изучению
для выполнения практического занятия...................................... 3
2. Методические указания по теме..................................................... 3
2.1. Постановка задачи........................................................................ 3
2.2. Определение безотказности изделий ФС..................................... 4
2.3. Определение безотказности ФС (подсистемы)............................ 4
3. Пример оценки безотказности ФС (подсистемы)........................ 6