ПРИМЕР ОЦЕНКИ БЕЗОТКАЗНОСТИ ФС (ПОДСИСТЕМЫ)

 

Рассмотрим в качестве примера детализированную структурную схему надёжности топливной системы самолёта Ту-154 (рис. 1)

Обозначения на схеме рис.1:

1 – топливный бак,

2 – насос перекачки,

3 – обратный клапан,

4 – порционер,

5 – насос подкачки,

6 – перекрывной клапан,

7 – расходомер,

8 – центробежный насос,

9 – фильтр,

10 – насос – регулятор,

11 – трубопровод.

 

 

 

       
   
 
 

 

 


Рис.1. Детализированная структурная схема надёжности топливной системы Ту-154

Для упрощения расчета детализированную структурную схему рекомендуется разбить на блоки I – VIII. Блоки целесообразно составлять из элементов, имеющих функциональную связь (рис.1).

В блоке VIII условно представлены все три двигателя.

 

Далее определяется вероятность безотказной работы для каждого блока.

В рассмотренном примере имеем:

 

1) для блока I:

2) для блока II:

3) для блока III:

4) для блока IV:

5) для блока V:

6) для блока VI:

7) для блока VII:

8) для блока VIII:

Строим укрупненную структурную схему надежности ФС (рис. 2)

 
 

 


Рис. 2. Укрупненная структурная схема надежности ФС

 

Из схемы следует, что вероятность безотказной работы топливной системы будет равна:

 

Расчет доводится до числовой оценки подстановкой значений вероятности безотказной работы блоков и изделий в соответствии с табл. 1 и выполняется для t = , τф1, τф2, τф3.