ПРИМЕР ОЦЕНКИ БЕЗОТКАЗНОСТИ ФС (ПОДСИСТЕМЫ)
Рассмотрим в качестве примера детализированную структурную схему надёжности топливной системы самолёта Ту-154 (рис. 1)
Обозначения на схеме рис.1:
1 – топливный бак,
2 – насос перекачки,
3 – обратный клапан,
4 – порционер,
5 – насос подкачки,
6 – перекрывной клапан,
7 – расходомер,
8 – центробежный насос,
9 – фильтр,
10 – насос – регулятор,
11 – трубопровод.
Рис.1. Детализированная структурная схема надёжности топливной системы Ту-154
Для упрощения расчета детализированную структурную схему рекомендуется разбить на блоки I – VIII. Блоки целесообразно составлять из элементов, имеющих функциональную связь (рис.1).
В блоке VIII условно представлены все три двигателя.
Далее определяется вероятность безотказной работы для каждого блока.
В рассмотренном примере имеем:
1) для блока I:
2) для блока II:
3) для блока III:
4) для блока IV:
5) для блока V:
6) для блока VI:
7) для блока VII:
8) для блока VIII:
Строим укрупненную структурную схему надежности ФС (рис. 2)
Рис. 2. Укрупненная структурная схема надежности ФС
Из схемы следует, что вероятность безотказной работы топливной системы будет равна:
Расчет доводится до числовой оценки подстановкой значений вероятности безотказной работы блоков и изделий в соответствии с табл. 1 и выполняется для t = , τф1, τф2, τф3.