В проекте организации строительства

разрабатываются мероприятия по организации санитарно-гигиенического обслуживания работающих на строительном объекте;

приводится перечень устройств обеспечивающих безопасность;

предусматриваются мероприятия по решению вопросов представляющих опасность на строительной площадке.

Проекты производства работ разрабатываются в целях определения наиболее безопасных методов выполнения строительно-монтажных работ.

Для обеспечения безопасности производства работ ППР должен содержать следующие конкретные решения:

а) создание условий безопасности и безвредности выполнения строительно-монтажных работ в целом;

б) выбор безопасных способов выполнения каждой операции и технологического процесса на отдельных рабочих местах;

в) производство работ в холодное время и в теплое время года.

Технологические мероприятия по охране труда должны найти отражение в технологических картах, календарных и сетевых графиках.

14.2. Охрана труда при проектировании строительного генерального плана

 

При проектировании строительного генерального плана решается комплекс вопросов по созданию здоровых и безопасных условий труда. В процессе разработки стройгенплана предусматриваются следующие мероприятия по охране труда:

проектирование помещений для санитарно-бытового обслуживания рабочих, включая и места для обогревания рабочих в холодное время года, для пожарно-сторожевой охраны и служебные помещения для технического персонала стройки;

рациональное размещение складов для материалов и площадок для кратковременного хранения сборных деталей и изделий;

выбор способов безопасного складирования основных строительных материалов, сборных деталей и изделий;

определение способов безопасной разгрузки на складах и последую щей погрузки и подачи к рабочим местам сборных элементов конструкций материалов и оборудования (средств механизации и автоматизации работ);

организация безопасного внутрипостроечного транспорта, размещение основных монтажных механизмов, устройство дорог и проездов;

определение стабильных и подвижных «опасных зон», связанных применением основных строительных машин и средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, организация безопасного труда в зонах транспортных узлов;

проектирование мероприятий по борьбе с шумом, связанным с дроблением камня и механизированной распиловкой лесоматериалов (если эти работы выполняются на строительной площадке);

решение вопросов размещения дополнительных устройств и оборудования для выполнения работ в зимних условиях;

решение вопросов освещенности рабочих мест.

На стройгенплане:

определяются площадки складирования, расположения подкрановых путей;

указываются ограждения зон складирования деталей, места установки предупредительных надписей и знаков, хранения взрывопожароопасных и вредных для здоровья людей материалов.

Для исключения переноса кранами грузов над рабочими местами на стройгенплане должны быть указаны:

направление поворота стрелы крана с грузом в увязке с направлением движения монтажа здания или сооружения;

ограничения углов поворота и вылета стрелы крана, что достигается установкой специальных ограничителей.

Намечаются проезды и подъезды для подвоза материалов и конструкций. Определяются их ширина и характер покрытия. Обозначаются места стоянок, разворотов, зона ограниченной скорости движения автотранспорта. На схеме указываются расположение осветительных устройств, состав и размещение санитарно-бытовых помещений.

На строительной площадке должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения: гардеробные, помещения для сушки, обезвреживания и обеспыливания одежды, умывальные, душевые, помещения для личной гигиены женщин, для обогрева работающих, для ремонта спецодежды; на площадке должны быть пункты питания, а также средства для оказания первой помощи пострадавшим.

Санитарно-бытовые здания и помещения, пункты питания и здравпункты должны соответствовать требованиям «Инструкции по проектированию санитарно-бытовых зданий и помещений строительно-монтажных организаций».

Размещение санитарно-бытовых помещений и устройств, помещений здравоохранения и общественного питания можно предусматривать: в типовых зданиях заводского изготовления (передвижных, контейнерных, сборно-разборных); в стационарных санитарно-бытовых зданиях (помещениях); в административных зданиях на строительстве крупных объектов; в помещениях строящегося объекта; в старых зданиях, существующих на стройплощадке.

На стройгенплане или на отдельной схеме должны быть указаны места установки электротехнических устройств, строительных машин, силовых и осветительных электролиний.

При проектировании стройгенплана на основании анализа возможных опасностей и вредностей приводятся инженерные решения, обеспечивающие безопасность производства работ, которые отражаются в пояснительной записке к проекту производства работ с приложением перечня затрат на запланированные мероприятия по охране труда

 

 

Глава 15.Охрана труда на этапе строительства

Организация безопасности труда на строительной площадке. Безопасная эксплуатация строительных машин.

15.1. Организация безопасности труда на строительной площадке

 

Расположение постоянных и временных сооружений, транспортных коммуникаций, сетей тепло-, водо- и электроснабжения, установка строительных машин и механизмов, площадок для складирования и других объектов на строительной площадке должно строго соответствовать решениям, принятым в проектной документации и ее организации.

Проект производства работ должен предусматривать передовую технологию, применение рациональных приспособлений и оснастки, высокую культуру производства и такую организацию труда, которая при высокой производительности обеспечила бы соблюдение правил техники безопасности и предотвращала бы производственный травматизм.

Кроме того, в ППР должны быть решены вопросы обеспечения техники безопасности при одновременном выполнении различных строительно-монтажных процессов в разных уровнях по высоте, освещения фронта работ и всей площадки, охраны или временного ограждения опасных зон, профилактики электротравматизма.

До начала строительства на площадках сооружают подъездные пути и внутрипостроечные дороги, обеспечивающие удобные подъезды и проезды тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих подвоз материалов, деталей и конструкций. Как правило, на строительной площадке устраиваются сквозные дороги с оборудованием на них специальных расширений для разгрузки транспорта.

В ППР разрабатывается система одностороннего (без встречного потока) движения автотранспорта, даются рекомендации по размещению дорожных знаков; указываются места расстановки контейнеров и штабелей с материалами и конструкциями, приема раствора, стоянки автотранспорта. Для обеспечения безопасности производства работ в темное время суток все места возможного выполнения работ подлежат освещению в соответствии с нормами.

До начала строительства на площадке, в соответствии с проектом, в безопасной зоне возводят все необходимые санитарно-бытовые помещения.

В зоне бытовых и административных помещений помимо бытовых помещений устанавливают передвижной медпункт, сушильную камеру, технический кабинет, где оборудуются стенды по технике безопасности.

При организации безопасного труда на строительной площадке необходимо учитывать опасные зоны, которые могут носить постоянный или вероятностный характер в зависимости от характера действия производственной опасности (зона строящегося здания, вблизи линии электропередач, движущихся частей машин и т. п.).

Граница опасной зоны, возникающей при падении предметов вблизи строящегося здания, может быть определена по эмпирической формуле, м:

 

(15.1)

 

 

где А – эффективная площадь поперечного сечения падающего предмета, м2 (определяется как среднее арифметическое значение площадей наибольшего и наименьшего сечений);

m – масса падающего предмета, кг;

g – ускорение свободного падения, м/с2;

h — высота падения, м;

v — горизонтальная составляющая скорости падения.

 

Таблица 15.1.

Определение опасной зоны

Высота возможного падения предмета, м Границы опасной зоны
Вблизи мест перемещения грузов (от горизонтальной проекции траектории максимальных габаритов перемещаемого груза машинами), м Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра), м
до 20
от 20 до 70
от 70 до 120
от 120 до 200
от 200 до 300
от 300 до 450

 

При определении опасной зоны, возникающей от падения предметов при перемещении краном груза, рекомендуется пользоваться формулой, предложенной Новаком А. П.

(15.2)

где s – предельно возможный отлет конструкции в сторону от первоначального положения ее центра тяжести при свободном падении;

l – длина стропов, м;

α— угол между вертикалью и стропом, град;

а — половина длины конструкции, м;

h — высота подъема конструкции над уровнем земли, монтажным горизонтом в процессе монтажа, м.

 

15.2. Безопасная эксплуатация строительных машин