Практическая работа №6 Обработка линейных измерений

Измерение линий шагами, определение длины шага и составление таблицы перевода шагов в метры

Пример. На местности измерена лентой линия d=100 м. Эта же линия измерена шагами три раза: d1 = 140 шагов, d2 =144 шага и d3 =146 шагов.

Требуется: Определить длину I шага в метрах.

Решение 1. Определяем среднее арифметическое из ко­личества шагов, равного 100 м; для этого

(140 + 144 + 146) / 3 = 143, 3 шага

2. Определяем длину шага /==100 м /143,3 шага = 0,70 м. Таблица примет следующий вид:

 

Задача №1 Определить длину / шага в метрах по приводимым ниже данным.

 

Таблица 6

№ задач Дано Решение
d d1 d2 d3 среднее арифметическое из ко­личества шагов длина шага
   
   
   
   
   

 

Определение горизонтальной проекции линии по отметкам концов линии

Пример. Определить горизонтальную проекцию d линии АВ, если длина наклонной линии D= 100,00 м и отметки точек: НА = 120 ми НВ = 123 м (рис. 2).

Решение Вычисляем превышение к точки В над точ­кой А (рисунок 8 ). Как видно из рисунка h = 123 м -120 м = +3 м.

 

Рисунок 8

 

Определим поправку за наклон линии по формуле

∆h = h2 / 2D

где h - превышение;

D - длина наклонной линии.

Тогда

∆h = 32 / 2×100 = 0,045

Введя поправку в наклон­ную линию со знаком минус, по­лучим горизонтальную проекцию 100,000 м - 0,045 м = 99,955 м.


Задача №2Определить горизонтальную проекцию, а по следую­щим данным:

Таблица 7

№ задач Дано Решение
НА НВ D превышение h поправка за наклон, ∆h горизонтальная проекция, d
202,00 200,00 50,00      
102,50 100,00 50,00      
177,00 170,00 80,00      
208,00 216,00 80,00      
210,45 208,45 100,50      

 

Определение наклонного расстояния по заданной горизонтальной проекции линии, если известны отметки концов линии

Пример. Определить наклонное расстояние D если горизон­тальная проекция d = 100,00 м (рисунок 9), а разность отметок концов линии h=12 м.

tg ν = h / d = 12 / 100 = 0,12; ν = 6о 51'

 

D = h / sin ν = 12 / 0, 1193 = 100,6

Рисунок 9

 

или вводим поправку со зна­ком плюс к d по формуле

D = d + ∆h; ∆h = h2 / 2d

Задача №3 Определить наклонную длину D по следующим данным:

 

Таблица 8

№ задач Дано Решение
h, м d, м tg ν ν D1 ∆h D2
5,00 60,00          
6,45 81,50          
8,00 200,00          
3,00 100,00          
10,00 150,00          

 

 

 


 
Лабораторная работа №1 Изучение теодолита

Теодолит — геодезический прибор, предназначенный для _______________________________________________________________________________________

Задача №1Изучите основные части, детали и оси теодолита. Напишите названия пронумерованных на рисунке 10 основных частей, деталей и осей тео­долита.

 

Рисунок 10


 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
VV1  
Z Z1  
HH1  
U U1  

 
 

Задача № 2Изучите устройство цилиндрического уровня и его свойства

Напишите названия пронумерованных на рисунке 11 основных частей ци­линдрического уровня.

 

Рисунок 11

1

2

3

4

 

Какое положение всегда стремится занять пузырек цилиндрического 'уровня?

 

Сформулируйте основное свойство оси цилиндрического уровня.

 
 

Задача № 3Изучите устройство зрительной трубы теодолита. На рисунке 12 дан схематический чертеж устройства зрительной трубы с внутренней фоку­сировкой в разрезе. Напишите названия пронумерованных частей.

Рисунок12

 

 

Задача № 4Напишите названия штрихов сетки нитей зрительной трубы в соответствии с номерами, указанными на рисунке13

 



 


Рисунок13

 

Задача№ 5. Изучите принцип работы отсчетного устройства теодолитов ТЗО; 2Т30.

Отсчет по:
Горизонтальному кругу
Вертикальному кругу

5.1 На рис. 14а показано поле зрения отсчетного микроскопа теодолита ТЗО. Выполните отсчеты по рисунку.

Рисунок 14 а

 

Отсчет по: горизонтальному кругу вертикальному кругу

5.2. На рисунке 14 б дайте изображение штрихов лимбов для отсчета, наблюдае­мого Вами в поле зрения штрихового микроскопа теодолита ТЗО. Запишите значения изображенных Вами отсчетов.


Рисунок 14 б

 

 


5.3 На рис. 15а, 156 показано поле зрения шкалового микроскопа теодоли­та 2Т30 при положительном (рис. 13,а) и отрицательном (рис. 13,6) углах накло­на зрительной трубы.

Отсчет по:
горизонтальному кругу__________
вертикальному кругу ___________
горизонтальному кругу__________
вертикальному кругу _________

Выполните отсчеты по рисунку.

Рисунок 15

 

5.4 На рисунке16 а и 16 б дайте изображение штрихов лимбов для отсчета, на­блюдаемого Вами в поле зрения шкалового микроскопа теодолита 2Т30. Запишите значения изображенных Вами отсчетов.


Рисунок 16

 

 

Отсчет по:

горизонтальному кругугоризонтальному кругу

вертикальному кругу вертикальному кругу

 


Начальные навыки работы с теодолитом

Задача № 6Приведите теодолит в рабочее положение. В краткой форме изложите порядок действий при приведении теодолита в рабочее положение.

6.1

6.2.

Задача № 7Выполните пробные наведения зрительной трубы на цель. Изобразите на свободном поле (рисунок 17) пра­вильное положение визирной цели в поле зрения трубы перед отсчетом.

Дайте названия винтов, которыми про­изводили окончательное наведение зритель­ной трубы на цель.

 

а.

б.

в.

 

 

Рисунок 17


Поверки и юстировки теодолита

Задача8Выполните поверки теодолита ТЗО (2Т30). Условия поверок и полученные результаты запишите в соответствующие графы тетради.

Первая поверка.

Условие:

Результат:

Вторая поверка.

Условие:

Результат:

Третья поверка.

Условие:

Результат:

Четвертая поверка.

Условие:

Результат: