Вопросы к экзамену (4 семестр)

 

1. Четыре подхода к образу современной науки (ньютонианский, номологический, каузальный, прагматический). Примеры из психологии, относящиеся к этим четырем подходам.

2. Теории о теориях: реализм и антиреализм. Анализ любой психологической проблемы с позиций реализма / антиреализма.

3. Теории о теориях в рамках антиреализма: синтаксический подход, семантический подход, натуралистические подходы.

4. Теории научных изменений: натуралистический подход и методологический подход (Поппер, Лакатос).

5. История науки: любой из античных мыслителей и его вклад в науку в целом и в психологию.

6. История науки: любой из европейских философов начала Нового времени (17 век) и его вклад в науку в целом и в психологию.

7. Любой из мыслителей Немецкой классической философии и его вклад в науку в целом и в психологию.

8. Тенденции современной западной философии и их проявления в психологической науке (постпозитивизм, герменевтика, постмодернизм).

9. История четырех научно-технических революций и их отзвуки в психологической науке.

10. Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Отличие экспериментальной и альтернативной гипотез.

11. Основные отличия методов эксперимента и наблюдения при проверке научных гипотез.

12. Наука и псевдонаука: проблема, основные черты псевдонауки, демаркационный критерий.

13. Основные этапы психологического экспериментального исследования.

14. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (факторы выборки).

15. Виды валидности: внешняя, внутренняя, конструктная, операциональная.

16. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (побочные переменные).

17. Реальный эксперимент и эксперимент полного соответствия. Факторы нарушения внешней валидности.

18. Экспериментальная выборка: виды выборок и правила формирования.

19. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.

20. Способы контроля экспериментальных переменных: контроль за независимой переменной, контроль за внешними переменными (элиминация, создание константных условий).

21. Способы контроля за внешними переменными (балансировка, контрбалансировкА, рандомизация).

22. Виды однофакторных планов: обзор.

23. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с независимыми и уравненными группами (с примерами).

24. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с неэквивалентными группами и повторяемыми измерениями (с примерами).

25. Разновидности особых контрольных групп (плацебо, листа ожидания, сцепленные).

26. Виды многофакторных экспериментальных планов.

27. Понятия основного эффекта и взаимодействия, некоторые варианты их сочетания.

28. Отличия истинно-экспериментальных планов от квазиэкспериментальных.

29. Логика статистического тестирования гипотез. Ошибка I и II рода.

30. Выборка и популяция.

31. Понятие распределения, меры центральной тенденции: среднее, медиана, мода.

32. Понятие распределения, меры разброса: дисперсия, стандартное отклонение.

33. Основные характеристики распределения и понятие нормального распределения.

34. Зоны статистической нормы.

35. Меры различий: T-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.

36. Меры связи: коэффициент корреляции Пирсона (с формулой), ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

37. Проблемы интерпретации корреляционной связи.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К экзамену (4 семестр)

 

Составьте и защитите грантовую заявку на экспериментальное исследование (research proposal – исследовательское предложение), используя следующую гипотезу: