Вопросы к экзамену (4 семестр)
1. Четыре подхода к образу современной науки (ньютонианский, номологический, каузальный, прагматический). Примеры из психологии, относящиеся к этим четырем подходам.
2. Теории о теориях: реализм и антиреализм. Анализ любой психологической проблемы с позиций реализма / антиреализма.
3. Теории о теориях в рамках антиреализма: синтаксический подход, семантический подход, натуралистические подходы.
4. Теории научных изменений: натуралистический подход и методологический подход (Поппер, Лакатос).
5. История науки: любой из античных мыслителей и его вклад в науку в целом и в психологию.
6. История науки: любой из европейских философов начала Нового времени (17 век) и его вклад в науку в целом и в психологию.
7. Любой из мыслителей Немецкой классической философии и его вклад в науку в целом и в психологию.
8. Тенденции современной западной философии и их проявления в психологической науке (постпозитивизм, герменевтика, постмодернизм).
9. История четырех научно-технических революций и их отзвуки в психологической науке.
10. Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Отличие экспериментальной и альтернативной гипотез.
11. Основные отличия методов эксперимента и наблюдения при проверке научных гипотез.
12. Наука и псевдонаука: проблема, основные черты псевдонауки, демаркационный критерий.
13. Основные этапы психологического экспериментального исследования.
14. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (факторы выборки).
15. Виды валидности: внешняя, внутренняя, конструктная, операциональная.
16. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (побочные переменные).
17. Реальный эксперимент и эксперимент полного соответствия. Факторы нарушения внешней валидности.
18. Экспериментальная выборка: виды выборок и правила формирования.
19. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.
20. Способы контроля экспериментальных переменных: контроль за независимой переменной, контроль за внешними переменными (элиминация, создание константных условий).
21. Способы контроля за внешними переменными (балансировка, контрбалансировкА, рандомизация).
22. Виды однофакторных планов: обзор.
23. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с независимыми и уравненными группами (с примерами).
24. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с неэквивалентными группами и повторяемыми измерениями (с примерами).
25. Разновидности особых контрольных групп (плацебо, листа ожидания, сцепленные).
26. Виды многофакторных экспериментальных планов.
27. Понятия основного эффекта и взаимодействия, некоторые варианты их сочетания.
28. Отличия истинно-экспериментальных планов от квазиэкспериментальных.
29. Логика статистического тестирования гипотез. Ошибка I и II рода.
30. Выборка и популяция.
31. Понятие распределения, меры центральной тенденции: среднее, медиана, мода.
32. Понятие распределения, меры разброса: дисперсия, стандартное отклонение.
33. Основные характеристики распределения и понятие нормального распределения.
34. Зоны статистической нормы.
35. Меры различий: T-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.
36. Меры связи: коэффициент корреляции Пирсона (с формулой), ранговый коэффициент корреляции Спирмена.
37. Проблемы интерпретации корреляционной связи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К экзамену (4 семестр)
Составьте и защитите грантовую заявку на экспериментальное исследование (research proposal – исследовательское предложение), используя следующую гипотезу: