Тема 39. История развития экспериментальных методов

Тема 37. Самосознание

Цель занятия:проанализировать и сопоставить разнообразные подходы к пониманию и структуре самосознания в отечественной психологии, выяснить роль самооценки в развитии личности.

Понятия: самосознание, самопонимание, самоотношение, саморегуляция, самооценка, виды самооценки, уровень притязаний и самооценка

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие самосознания в отечественной психологии.

2. Функции самосознания. Самооценка, ее виды.

3. Структура самосознания и его компоненты.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. С.40-42.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. С.81-107.

Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.

Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. – М.: МГУ,1982. С.127-132.

Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.

Тема 38. Проблема «Я» в психологии и «Я-концепция»

Цель занятия:рассмотреть в исторической перспективе вопрос становления проблемы «Я» в психологии, сущность понятия «Я» и «Я-концепция», охарактеризовать структурные компоненты «Я-концепции».

Понятия: «Я», «Я-концепция», «Образ Я».

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема «Я» в психологии.

2. Теоретические предпосылки создания «Я-концепции».

3. Характеристика структурных компонентов «Я-концепции».

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982, 1984.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. С. 30-47.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984

Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. С. 28-74, 256-270.

Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1989. С. 84-106.

Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2000.

(ЧАСТЬ 4-5)

Цель занятия:рассмотреть логику развития и становления экспериментального метода в психологии как наиболее «научного» в естественнонаучном смысле

Понятия:эмпиризм, рационализм, критерии демаркации

Вопросы для обсуждения:

1. Экспериментальная психология как отрасль психологии, её значение и место экспериментальной психологии в системе психологического знания.

2. Эмпиризм и рационализм и априорная традиция в философии.

3. Физиологические исследования и их роль в развитии методов психологии (учение о рефлексе, психофизика, исследования времени реакций).

4. Вклад В. Вундта, Ф. Гальтона и А. Бине в развитие экспериментальной психологии.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.

Список источников литературы:

Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.

Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)