Тема 36. Виды и уровни развития способностей

Тема 35. Способности

Цель занятия:раскрыть сущность понимания и взгляд на природу способностей в отечественной и зарубежной психологии, рассмотреть различные классификации видов способностей.

Понятия: способности, задатки как природные предпосылки способностей, условия развития способностей, виды способностей.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к пониманию способностей в зарубежной и отечественной психологии.

2. Физиологическая основа способностей. Задатки и способности.

3. Виды способностей.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002.

Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5. С.18-30.

Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологический аспект // Философские науки. 1988. №2. С.23-35.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. С.27-58.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. №5. С.3-11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. С. 15-56.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

Цель занятия:проанализировать понятие и основные модели интеллекта, подходы к пониманию творческих способностей, понятие и критерии обучаемости, обозначить специфические особенности и критерии определения понятий «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Понятия: интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, талант, гениальность.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика общих способностей:

а) интеллект: понятие, модели и виды

б) творческие способности личности

в) обучаемость

2. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

Список источников литературы:

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.

Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психологии. 1990. №2.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.