Тема 22. Неосознаваемые явления в психике

Тема 21. Сознание

Цель занятия: проанализировать сущность, основные признаки и функции сознания, связь сознания и деятельности, соотношение уровней и компонентов сознания.

Понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания.

Вопросы для обсуждения:

1. Признаки сознания. Функции сознания.

2. Сознание и деятельность.

3. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания.

4. Структура сознания. Соотношение уровней и компонентов сознания.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13, С. 88-98.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Гл.5, с. 112-115.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6, с. 177-205.

Список источников литературы:

Психология сознания. Хрестоматия/ под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.

· Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. С.72-92.

· Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение. С.110-137.

· Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. С.149-162.

· Ананьев Б.Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека. С. 316-327.

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968, с. 353-375.

Годфруа М. Что такое психология М. 1992 г. с. 137-153

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с.292-317.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 94-101, 124-158, 265-279.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966, с.135-53, 180-183.

Фрейд 3. Забывание иностранных слов. В кн.: Хрестоматия по памяти. 1978, с. 104-119.

Лысюк Л.Е. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы психологии, 1993 № 2, с.26

Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов - в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997 № 5 с 44.

Цель занятия: дать характеристику неосознаваемых явлений в психике, раскрыть особенности взаимосвязи сознания и неосознаваемых явлений, обозначить основные психологические защиты.

Понятия: бессознательное, неосознаваемые механизмы деятельности, неосознаваемые побудители деятельности, надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика неосознаваемых явлений в психике:

а) неосознаваемые механизмы деятельности;

б) неосознаваемые побудители деятельности;

в) надсознательные явления;

г) проявления субсенсорного восприятия;

д) структуры общественного бессознательного.

2. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений. Механизмы психологической защиты.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А. Г. Общая психология. С-П6,.2000, Глава 6.

Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6.

Список источников литературы:

Психология сознания. Хрестоматия/ под.ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.

· Фрейд З. Я и Оно. С. 184-203.

· Ясперс К. Сознание бессознательное. Флюктуации сознания. С. 225-229.

· Грановская Р.М. Механизмы психологической защиты у взрослых. С. 258-265.

(часть 3)