Тема 22. Неосознаваемые явления в психике
Тема 21. Сознание
Цель занятия: проанализировать сущность, основные признаки и функции сознания, связь сознания и деятельности, соотношение уровней и компонентов сознания.
Понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания.
Вопросы для обсуждения:
1. Признаки сознания. Функции сознания.
2. Сознание и деятельность.
3. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания.
4. Структура сознания. Соотношение уровней и компонентов сознания.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13, С. 88-98.
Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Гл.5, с. 112-115.
Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6, с. 177-205.
Список источников литературы:
Психология сознания. Хрестоматия/ под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.
· Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. С.72-92.
· Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение. С.110-137.
· Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. С.149-162.
· Ананьев Б.Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека. С. 316-327.
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968, с. 353-375.
Годфруа М. Что такое психология М. 1992 г. с. 137-153
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с.292-317.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 94-101, 124-158, 265-279.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966, с.135-53, 180-183.
Фрейд 3. Забывание иностранных слов. В кн.: Хрестоматия по памяти. 1978, с. 104-119.
Лысюк Л.Е. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы психологии, 1993 № 2, с.26
Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов - в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997 № 5 с 44.
Цель занятия: дать характеристику неосознаваемых явлений в психике, раскрыть особенности взаимосвязи сознания и неосознаваемых явлений, обозначить основные психологические защиты.
Понятия: бессознательное, неосознаваемые механизмы деятельности, неосознаваемые побудители деятельности, надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного, взаимодействие сознания и бессознательного.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика неосознаваемых явлений в психике:
а) неосознаваемые механизмы деятельности;
б) неосознаваемые побудители деятельности;
в) надсознательные явления;
г) проявления субсенсорного восприятия;
д) структуры общественного бессознательного.
2. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений. Механизмы психологической защиты.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А. Г. Общая психология. С-П6,.2000, Глава 6.
Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6.
Список источников литературы:
Психология сознания. Хрестоматия/ под.ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.
· Фрейд З. Я и Оно. С. 184-203.
· Ясперс К. Сознание бессознательное. Флюктуации сознания. С. 225-229.
· Грановская Р.М. Механизмы психологической защиты у взрослых. С. 258-265.
(часть 3)