ЧАСТЬ 1.

Программа дисциплины

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в общую психологию

Тема 1. Предмет психологии

Основные (ключевые) понятия: психология, психика, отражение, психические явления, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность.

Содержание темы:

Психология как наука, ее предмет. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Сознание и бессознательное. Житейские и научные знания о психических явлениях.

Развитие представлений о предмете психологии. Представления древних философов о душе (Демокрит, Платон, Аристотель). Сознание как предмет психологии (Р. Декарт, У. Джемс). Психология как наука о поведении – бихевиоризм (Дж. Уотсон). Введение объективного метода в изучение психических явлений. Бессознательное и психоанализ.

Современные представления о предмете психологии. Применение категории отражения для характеристики психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Специфические особенности психического отражения. Активность психического отражения. Связь психики с деятельностью. Основные функции психики в деятельности.

 

Тема 2. Мозг и психика

Основные (ключевые) понятия: психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие, блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга.

Содержание темы:

Связь психических явлений с работой мозга. Психофизиологическая (психофизическая) проблема. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического. Концепции психофизиологической идентичности, психофизиологического параллелизма и психофизиологического взаимодействия.

Три основных блока головного мозга и их функции (А.Р. Лурия). Энергетический блок мозга и его аппараты. Источники поддержания тонуса мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичные зоны коры и их функции. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности и его связь со сложными психическими функциями.

Функциональная асимметрия полушарий мозга. Концепция доминантности полушарий мозга (Х. Джексон). Взаимодействие полушарий мозга.

 

Тема 3. Развитие психики в филогенезе

Основные (ключевые) понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.

Содержание темы:

Психика и эволюция нервной системы. Сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система. Развитие центральной нервной системы.

Раздражимость и чувствительность. Стадии элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадия интеллекта (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Инстинктивные формы поведения. Индивидуально изменчивые формы поведения. Возрастание роли головного мозга в индивидуально изменчивом поведении в процессе эволюционного развития животных. Навыки и двигательные программы. Интеллектуальное поведение животных. Предпосылки интеллектуального поведения: экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский), особенности восприятия и памяти животных. Ограниченность интеллектуального поведения животных.

Тема 4. Психология и другие науки. Отрасли психологии.

Основные (ключевые) понятия:место психологии в системе наук, отрасли психологии, фундаментальные и прикладные отрасли психологии, практическая психология.

Содержание темы:

Место психологии в системе общественных, естественных и технических наук. Связь психологии с философией, социологией, историей, педагогикой, естествознанием, техническими науками.

Отрасли психологии. Общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, психология труда, инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, военная психология, медицинская психология, зоопсихология, психофизиология, психогенетика.

Теоретические и прикладные задачи психологии и их взаимосвязь. Практическая психология: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Роль психологии в решении задач общего и профессионального образования и нравственного воспитания личности.

 

Тема 5. Методы психологии

Основные (ключевые) понятия: интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.

Содержание темы:

Интроспекция как метод исследования психики, ее ограниченность. Изучение внешних проявлений психики в деятельности и поведении – основа ее объективного познания (С.Л. Рубинштейн). Виды внешних проявлений психики. Многозначный характер между психическими явлениями и их проявлениями.

Характеристика методов психологии. Классификации методов. Организационные, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы (Б.Г. Ананьев). Наблюдение и его виды. Изучение продуктов деятельности. Анамнез. Метод экспертных оценок. Лабораторный и естественный эксперимент; формирующий эксперимент. Опросные методы. Тесты. Моделирование в психологии.

Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.

Раздел 2. Психические процессы

Тема 6. Общая характеристика психических процессов

Основные (ключевые) понятия: познавательные и регулирующие процессы, уровни и формы психического отражения.

Содержание темы:

Познавательные и регулирующие процессы и их функции. Связь психических процессов с особенностями субъекта. Индивидуальное и социальное в психических процессах.

Уровни психического отражения: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф. Ломов). Представленность познавательных процессов в уровнях психического отражения. Ступени чувственного и рационального познания. Взаимосвязь уровней психического отражения. Образная и понятийная (знаковая) формы отражения и их соотношение с уровнями отражения.

 

Тема 7. Ощущения

Основные (ключевые) понятия: ощущение, анализатор, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности.

Содержание темы:

Понятие об ощущениях. Роль ощущений в познавательной деятельности человека. Тонизирующее значение ощущений. Роль ощущений в психическом развитии человека. Подходы к рассмотрению роли ощущений в обеспечении связи человека с внешним миром. Теории, отрицающие возможность правильного отражения воздействий внешнего мира с помощью органов чувств (И. Мюллер, Г. Гельмгольц). Теория специфической энергии органов чувств.

Физиологические основы ощущений. Анализатор и его строение. Специфическая и неспецифическая сенсорные системы. Вторая сигнальная система и ощущения.

Классификация ощущений на основе выделения рецептивных полей (Ч. Шеррингтон): экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Проявление в разных видах ощущений протопатической и эпикритической чувствительности (Х. Хэд.).

Общие свойства ощущений. Закономерности ощущений. Психофизика ощущений. Абсолютные пороги ощущений и абсолютная чувствительность. Зависимость между нижним абсолютным порогом и абсолютной чувствительностью Разностный порог и разностная чувствительность, зависимость между ними. Основной психофизический закон (закон Вебера - Фехнера). Адаптация и ее виды. Контраст ощущений и его виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, интерференция, синестезия.

Компенсаторные возможности ощущений. Условия развития чувствительности. Практическое значение развития чувствительности.

 

Тема 8. Восприятие

Основные (ключевые) понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

Содержание темы:

Понятие о восприятии. Ощущения и перцептивные образы. Активный характер восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии (В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А.Л. Ярбус). Восприятие и деятельность. Опыт и восприятие. Связь восприятия с мышлением.

Характеристика восприятия в гештальтпсихологии и когнитивной психологии. Характеристика восприятия в отечественной психологии.

Физиологические основы восприятия. Анализ и синтез комплексных раздражителей, осуществляемый анализаторами. Внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи. Ориентировочный рефлекс и рефлекс на отношение. Вторая сигнальная система. Роль второго и третьего блоков головного мозга в восприятии.

Классификация восприятий по преобладающей роли анализатора, по степени произвольности, в зависимости от воспринимаемого объекта, по формам существования материи и по степени развернутости во времени.

Свойства восприятия. Предметность, целостность, структурность восприятия. Выделение предмета из фона. Осмысленность, избирательность и константность восприятия. Апперцепция. Факторы, способствующие объединению элементов в целое и выделению предмета из фона (М.Вертгеймер). Иллюзии восприятия.

Характеристика видов восприятия. Осязательное, зрительное и слуховое восприятие. Восприятие пространства, времени и движения.

Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия в восприятии.

 

Тема 9. Память

Основные (ключевые) понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Содержание темы:

Понятие о памяти. Процессы памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Память и психическое развитие субъекта. Память – условие единства психической жизни человека, единства его личности. Память как условие накопления и сохранения опыта. Тренировка и развитие памяти. Расстройства памяти.

История исследования процессов памяти. Принципы «сцепления» представлений (Аристотель) и выделение трех типов ассоциаций. Объяснение процессов памяти в ассоциативной психологии. Проблемы памяти в гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии. Изучение высших форм памяти в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов).

Физиологические и биохимические основы памяти. Временные связи в нервной системе – физиологическая основа ассоциаций (И.П.Павлов). Способность нервной ткани сохранять следы возбуждения. Консолидация следов возбуждения. Реверберирующие круги возбуждения (Лоренте-де–Но, Мак Келлок). Биохимические основы памяти (Хиден, Мак Коннел). Влияние глии на процессы памяти.

Классификация видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по степени осмысленности материала, по продолжительности сохранения материала и обслуживанию памятью актуальных действий, по степени сложности и соотношению образных и обобщенных компонентов. Представления памяти.

Процессы памяти. Запоминание и его виды. Условия эффективного запоминания. Зависимость запоминания от характера деятельности (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Организация работы памяти с учетом условий эффективного запоминания. Воспроизведение и его виды: узнавание, ассоциативное воспроизведение, персеверация, припоминание, воспоминание. Сохранение и забывание. Факторы, влияющие на забывание. Кривая забывания Г.Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Реминисценция.

Индивидуальные различия памяти.

 

Тема 10. Мышление

Основные (ключевые) понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач.

Содержание темы:

Мышление как высшая ступень познавательной деятельности. Основные признаки мышления. Связь и отличие мышления и процессов чувственного познания. Связь мышления с практической деятельностью. Социальная природа человеческого мышления.

Язык, сознание и мышление. Роль мышления в когнитивной стороне сознания. Мышление – сторона осознанной, целенаправленной деятельности. Взаимосвязь мышления и речи. Общение и освоение социального опыта – факторы онтогенетического развития мышления. Интеллектуальное поведение и мышление животных.

Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. Представления о мышлении в ассоциативной психологии, Вюрцбургской школе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе. Изучение мышления в отечественной психологии.

Физиологические основы мышления. Опора на имеющиеся нервные связи и формирование новых связей. Роль второй сигнальной системы и ее взаимосвязи с первой сигнальной системой. Ориентировочный рефлекс. Экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский). Доминанта (А.А. Ухтомский). Функциональная система (П.К. Анохин).

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Логические формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (силлогизмы). Развитие понятийного мышления. Виды умозаключений: индукция и дедукция. Понимание и его характеристики.

Мышление и интеллект. Трактовка интеллекта как общей способности, обеспечивающей успешность адаптации к условиям жизни и как обобщенной характеристики умственных способностей, обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Структура интеллекта. Вербальный и невербальный интеллект. Модель интеллекта Д.Ж.. Гилфорда. Использование тестирования для оценки интеллекта. Искусственный интеллект.

Виды мышления по степени творчества, по степени развернутости и осознанности процесса мышления, по характеру решаемых задач, по уровню развития и характеру деятельности. Наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление.

Решение задач. Проблемная ситуация и задача. Этапы решения задач. Место и роль вопроса в решении задач. Нахождение способа решения задачи. Проявление алгоритмического, эвристического, интуитивного и дискурсивного мышления в решении разных задач. Роль гипотез в решении задач. Влияние подсказки на решение задач. Роль опыта в решении задач. Влияние на решение задач особенностей мотивации и других личностных характеристик субъекта.

Творческое мышление и его особенности (Д.Ж.. Гилфорд).

Индивидуальность и мышление.

 

Тема 11. Воображение

Основные (ключевые) понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.

Содержание темы:

Понятие о воображении. Воображение и действительность; особенности психического отражения, характеризующие воображение; опережающее отражение в процессах воображения (Р.Г. Натадзе, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн). Опыт и воображение. Связь воображения с другими познавательными процессами. Особенности представлений воображения. Воображение и мышление. Творчество в мышлении и воображении. Роль воображения в жизни и деятельности человека

Физиологические основы воображения. Диссоциация систем нервных связей и образование новых систем связей. Соотношение первой и второй сигнальных систем и воображение. Воображение и органические процессы.

Виды воображения по степени активности, по степени творчества, по степени волевых усилий, по характеру связи с действительностью. Мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения.

Способы создания образов воображения. Агглютинация. Гиперболизация. Заострение. Аналогия. Схематизация. Типизация.

Воображение и индивидуальность.

 

Тема 12. Внимание

Основные (ключевые) понятия: внимание, свойства внимания, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание.

Содержание темы:

Понятие о внимании. Его роль в жизни и деятельности человека. Связь внимания с другими психическими процессами. Внимание как регулирующий процесс. Внимание и ясность сознания. Внимание - характеристика степени интенсивности сознания (С.Л.. Рубинштейн).

Подходы к трактовке внимания. Теории внимания (Н.Н. Ланге). Теория внимания Т.Рибо. Объяснение внимания законами восприятия, эмоций и психомоторики. Подходы к вниманию в отечественной психологии (Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Д.Н.Узнадзе). Исследование внимания в когнитивной психологии (Д.Е.Бродбент, У.Найссер).

Физиологические основы внимания. Очаг оптимальной возбудимости. Доминанта. Ориентировочный рефлекс. Связь внимания с функционированием ретикулярной формации. Вторая сигнальная система и внимание.

Виды внимания по выраженности целевой направленности, по характеру психической активности, по расположению объекта внимания по отношению к субъекту, по широте охвата субъектов.

Свойства (характеристики) внимания. Концентрация, устойчивость, объем, переключение, распределение внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность внимания и ее виды.

Внимание и индивидуальность.

 

Тема 13. Эмоции и чувства

Основные (ключевые) понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.

Содержание темы:

Понятие об эмоциях и чувствах. Связь эмоций и чувств с мотивами. Влияние эмоций и чувств на деятельность и поведение. Стенические и астенические эмоции. Функции эмоций и чувств. Амбивалентность чувств. Экспериментальное исследование эмоций.

Основные направления развития представлений об эмоциях. Выделение основных измерений эмоциональных состояний В. Вундтом. Эволюционная теория эмоций Ч.Дарвина. Психоорганические теории: теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда. Активационная теория Линдсея-Хебба. Когнитивистские теории: теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера, информационная теория П.В.Симонова. Теория, отражающая влияние эмоций на деятельность (Д.О.Хебб).

Физиологические основы эмоций и чувств. Роль коры и подкорковых образований в эмоциях и чувствах. Роль второй сигнальной системы в эмоциональных переживаниях. Связь эмоций и чувств с различными органическими процессами.

Основные («фундаментальные») эмоции (К. Изард). Формы эмоциональных переживаний. Чувственный тон. Настроение. Аффект. Стресс. Фрустрация.

Высшие чувства. Связь высших чувств с социальными мотивами и отношениями личности. Моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические чувства. Страсти.

Эмоции и чувства и индивидуальность.

 

Тема 14. Воля

Основные (ключевые) понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.

Содержание темы:

Понятие о воле. Воля и сознание. Воля как высший уровень регуляции. Воля и высшие психические функции. Процессы, обеспечивающие волевую регуляцию деятельности и поведения. Признаки волевых явлений. Целенаправленный характер волевой активности. Преодоление трудностей в характеристике воли. Волевое усилие. Произвольные и волевые действия. Функции воли. Воля и познание.

Подходы к рассмотрению проблемы воли. Теория свободы воли. Теория детерминированности воли внешними условиями. Характеристика воли отечественными психологами (С.Л.Рубинштейн, В.И.Селиванов, В.А.Иванников, Е.П.Ильин). Изучение волевых качеств.

Физиологические основы воли. Лобные доли мозга и воля. Абулия и апраксия – нарушения воли, возникающие при мозговых поражениях. Связь воли с двигательной областью мозга. Связь двигательной области с другими участками мозга. Роль второй сигнальной системы в воле. Нисходящая ретикулярная система и воля. Функциональная система и воля. Связь воли с очагом оптимальной возбудимости и доминантой.

Структура волевого акта. Мотивация волевого действия и оформление цели. Борьба мотивов. Принятие решения. Исполнение решения. Связь исполнения решения с волевыми привычками (В.С. Юркевич) и сформированностью волевых свойств личности.

Волевые свойства личности и их формирование. Индивидуальные различия в воле (В.И.Селиванов).