Китай в XIV в.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и ход крестьянского восстания «Красных войск».

2. Аграрное законодательство эпохи Мин.

3. Государственный строй.

Сообщения: 1. Чжу Юань-чжан – основатель династии Мин.

2. Экзаменационная система замещения должностей.

Литература

1. Бокщанин, А.А. Императорский Китай в начале XV в. [Текст] : монография /А.А.Бокщанин; - М. : 1976. – 323 с.

2. Боровкова, Л.А. Восстание «красных войск» в Китае. [Текст] : монография /Л.А. Боровкова; - М. : 1971. – 196 с.

3. Васильев, Л. В. История Востока. В 2-х т. Т.1. [Текст] : учебное пособие / Л.В. Васильев; - М. : 1994. – С. 351-394.

4. История и культура Китая. [Текст] : учебное пособие - М. : 1974

5. История Китая. Духовная культура Китая. [Текст] : - М. : 2003. – 220 с.

6. Крюков, М.В., Малявин, В.В., Сафронов, М.В. Китайский этнос в средние века (VII – XIII). [Текст] : монография /М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Сафронов; - М. : 1984. – 334 с.

7.Свистунова, Н.П. Аграрная политика Минского правительства во второй половине XIV в. [Текст] : монография /Н.П. Свистунова; - М. : 1966. – 168 с.

8. Этика и ритуал в традиционном Китае. [Текст] : монография; - М. : 1988. – 336 с.

9. У Хань. Жизнеописание Чжу Юань-чжана. [Текст] : / У Хань; - М. : 1980. – 257 с.

Методические рекомендации

Источники изучения истории Китая в XIV в., предлагаемые в настоящем пособии, делятся на несколько групп. Документальные источники включают в себя юридические памятники, каковыми являются «Да мин люй» (Свод законов династии Мин) и «Мин хуэй дянь» (Собрание указов династии Мин) и «Да гао» - сборник высказываний основателя династии Мин Чжу Юань-чжана.

Исторические записки, составленные современниками для будущей династийной истории «Мин Тай-цзу ши лу» и «Мин ши» (История династии Мин) следует отнести к повествовательным источникам. К последним относится и фрагмент книги Лю Чжэня «Го чу ши цзы». Следует иметь в виду, что и «Мин Тай-цзу ши лу» и «Мин ши» принадлежат перу чиновников «Палаты исторических уложений» - специального учреждения при императорском дворе. Эти чиновники были заняты подбором и обработкой документов своего времени, но опубликовать результаты своих изысканий могли лишь с одобрения императора. Лю Чжэнь не был официальным историографом, он писал историю по собственной инициативе, что не требовало высочайшего одобрения.

Прочтите «Мин Тай-цзу ши лу» и «Го чу ши цзы» и составьте ответ на вопрос: какие мероприятия провел Чжу Юань-чжан в период борьбы с монголами? Чьи интересы эти мероприятия выражали? Почему Чжу Юань-чжан проявлял снисходительность к беглым крестьянам, но не поощрял беглых торговцев? Почему военным чиновникам разрешалось превращать землю в собственность, а гражданские чиновники получали только должностные наделы?

Сравните разделы «Мин Тай-цзу ши лу» и «Мин хуэй дянь», посвященные беглым крестьянам. Как вы могли бы объяснить явные противоречия в документах?

Прочтите тексты «Мин хуэй дянь» и «Да Мин люй» и найдите в них ответы на следующие вопросы: Каковы были основные мероприятия, составляющие аграрную политику Чжу Юань-чжана, в чьих интересах она проводилась? Какие категории земель сдавались в аренду, на каких условиях? Какова была налоговая политика новой династии?

Источники

«Мин Тай-цзуши лу»

Участие крестьян
в антимонгольских восстаниях

Год гуйцзи (1353), 6-й месяц, день биншэн, первое число. В Хаочжоу многие воины были ранены и убиты юаньскимисолдатами (солдатами правившей тогда Китаем монгольской династии Юань).

Император(Имеется в виду Чжу Юань-чжан тогда военачальник в отряде Го Цзы-сина. Поскольку летопись «Мин Тай-цзу ши лу» была составлена уже после его вступления на престол, его называют императором или основателем династии, так как по китайской традиции собственное имя императора никогда не упоминалось) вернулся в родную деревню вербовать воинов, завербовал более 700 человек и вернулся в Хаочжоу.

Люди из свиты Го Цзы-сина доложили: «В местечке Чжанцзябао, около Динюаня, есть укрепленный лагерь отдельного отряда народного ополчения, который называется Лупайсай; им(воинам этого отряда) недостает продовольствия, они никому не подчиняются и хотели бы к кому-нибудь присоединиться.

Взятие у монголов г. Уюаньчжоу

Год маосюй (1358), 2-й месяц, в день имаоДэн Юй послал подчиненных ему полководцев Ван Би, Сунь Ху, Ван Туна, Сунь Моу-сяня и других взять Уюаньчжоу. Войска подошли к городу, и к западу от него завязался бой с охранявшим его юаньским полководцем Чжумуэрбухуа. Бились с утра до полудня, враги потеряли убитыми и ранеными более 500 человек, но город все еще не сдавался. Тогда рассредоточили войска и у разных ворот стали теснить врага. Сунь Моу-сянь напал на восточные ворота, Вин Би и Сунь Ху – на южные, Ван Тун – на северные. Продвигаясь по трем направлениям, еще убили более 3000 человек. Взяв город, обезглавили Чжумуэрбухуа и захватили в плен свыше 3000 человек.

Война с Чжан Ши-чэном
и занятие Исина

Год усюй (1358), 10-й месяц, в день цзясюй Сюй Да и Шао Жун взяли Исин. Перед этим император Чжу Юань-чжан отправил посла сказать Сюй Да и другим: «Исин – маленький город, но он сильно укреплен, приступом его нелегко взять. Говорят, что на западе город соединяется с озером Тайху». Чжан Ши-чэн, бесспорно, подвозит продовольствие по этому пути. Если войска перережут дорогу, по, которой подвозят продовольствие, то вражеские войска в городе будут испытывать нехватку продовольствия и город можно будет взять. Поэтому Сюй Да и другие перерезали дорогу на Тайху и, объединив силы, стремительно напали на город и овладели им.

Создание военных поселений
в годы антимонгольских восстаний

Год усюй (1358), 2-й месяц, (Чжу Юань-Чжан) повелел У Чжану вместе с братом У Ляном охранять Цзянъин. В то время число охранных войск в Цзянъине не доходило до 5000 человек, а земли эти граничили с территорией Чжан Ши-чэна. Братья обучали войска и постоянно были настороже

Использовали военные поселения, чтобы снабдить воинов продовольствием. Враги не осмеливались вторгаться, а народ очень доверял братьям У.

Год гуймао (1363), 2-й месяц, (Чжу Юань-чжан) разъяснил всем полководцам указ о военных поселениях.

Первоначально император повелел всем полководцам в отдельности организовать военные поселения в Лунцзяне и других местах. К настоящему времени только Кан Мао-цай добился успехов, а остальные полководцы нет. Тогда был издан указ, в котором говорилось: «Основа государства в сильной армии и достаточном питании. В прошлом, при ханьском Уди, с помощью военных поселений покорили варварские государства на Западе. Цао Цао, используя военные поселения, обеспечил снабжение армии и стал гегемоном. С того времени как началась война, народ жил неспокойно, несколько лет подряд были неурожаи, земли запустели. Если продовольствие целиком брать с народа, то народу будет очень трудно. Поэтому я приказал полководцам и воинам создавать военные поселения, обрабатывать землю и вести военные действия. Ныне во всех районах крупные и мелкие полководцы прикреплены к городам и крепостям, но повсюду с земли еще не получена та польза, которую можно было бы получить. Прошло несколько лет, а успехов не видно. Только Кан Мао-цай собрал 15000 даней зерна. Он снабдил воинов продовольствием, и, еще осталось более 7000 даней. Из сравнения его достижений с положением дел у других полководцев видно, что к земле приложены равные силы, а доходы получены неодинаковые. В чем кроется причина этого? Причина кроется в том, что люди различны: есть прилежные и есть ленивые. Отныне все полководцы должны организовать своих воинов для своевременного подъема целины, чтобы земля не пропадала даром. Тогда через несколько лет армия будет иметь вдоволь продовольствия, а государство получит опору.

Из «Минши»

Аграрные мероприятия начала Мин.
Указа прикреплении крестьян к земле.
О возделывании заброшенных земель

Еще был издан указ, повелевавший повсеместно земли, ранее оставленные людьми, бежавшими из-за военных действий, считать собственностью тех лиц, которые их возделают. Если же хозяева вернутся, то чиновники должны вознаградить их из близлежащих пустующих земель. Кроме того, император повелел разрешить всем людям повсюду превращать в вечную собственность возделанные ими заброшенные земли с освобождением их на три года от налогов и повинностей, а затем обложить их налогом как частные земли (В «Мин Тай-цзу ши лу» этот указ датирован 1368).

И еще был издан указ о том, что людям, вернувшимся к своим хозяйствам и имеющим в настоящее время мало тяглых, а в прошлом имевшим много земли, не разрешается занимать землю не в соответствии с числом тяглых.(В «Мин Тай-чзу ши лу» этот указ датирован 1372 г.)

В 3-м году (1370) из-за того, что вблизи городов в северных областях и уездах земли заброшены, было приказано призывать людей для подъема целины. На двор давали по 15 му пашни и по 2 му под огород. Имевших излишнюю рабочую силу не ограничивали этим количеством земли, всех их на три года освобождали от податей. В 13-м году (1380) императорским эдиктом было разрешено населению Хэнаи, Шаньдуна, Бэй-пина и других бучжэнсы, а также областей Фэнъян, Хуай-ань, Янчжоу, Лучжоу и других в полную силу поднимать новь; власти не должны были облагать их налогами.

«Минхуэйдянь»

О наказании беглых крестьян,
ремесленников и др.

Бегство на территорию соседних округов и уездов с целью уклонения от повинностей карается 100 ударами палкой. Затем беглые возвращаются на первоначальное место приписки и облагаются повинностями. Попустительствовавшие их побегу старосты ли и уездные чиновники, а также лица, скрывшие их на новом месте, несут такое же наказание. 60 ударами палкой наказываются старосты ли, знавшие о побеге и не пославшие тотчас погони; уездные чиновники, не отправившие бумаги с требованием вернуть беглых на прежнее местожительство; чиновники соседних уездов, получившие требование о возвращении беглых, но не задержавшие их и не отправившие их обратно. Действие этого закона не распространяется на лиц, переселившихся в другие области до 10-го месяца 7-го года правления Хуну (видимо, в этом месяце был опубликован свод законов), уже занесенных в реестры этих областей и обложенных повинностями. Бегство от повинностей крестьян и ремесленников, а также музыкантов и лиц прочих профессий, постоянно приписанных к казне, карается 10 ударами плети за один день, за каждые последующие 5 дней наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 50 ударов плети. Попустительствовавшие им чиновники, ведающие раскладкой повинностей в данном уезде, подвергаются такому же наказанию. Взяточники караются по всей строгости в зависимости от величины взятки как извратившие закон в личных интересах. Необнаружение бегства 5 тяглых карается 20 ударами плети, за каждых последующих 5 человек наказание увеличивается на одну степень и доходит до 40 ударов плети. Если бежали менее 5 человек, то чиновники не несут ответственности.

О разрешении беглым крестьянам
пахать землю в новых местах

Год 24-й (1391), 4-й месяц, день гуйхай. Чиновники уезда Дайсянь, округа Дайчжоу, области Тайюань, подали доклад о том, что бежало более 300 крестьянских дворов, что в течение ряда лет их пытались вернуть назад, но они не возвращаются. Чиновники просили разрешения отдать приказ войскам вернуть их. Император, обращаясь к чиновникам ведомства финансов, сказал: «Крестьянам недостает одежды и пищи или же налоги очень тяжелы – вот они и бегут. Если бы у них было достаточное количество одежды и пищи, а чиновники не беспокоили их, то, даже если бы их прогоняли силой, разве они согласились бы покинуть свою деревню, свою землю? Приказываю не разрешать беглым крестьянам переходить границу, однако если на новом месте они имеют пахотную землю, достаточную для пропитания, то следует включить их в тамошние списки населения и приказать местным властям помогать им. Если же есть такие, которые не хотят заниматься земледелием, а исключительно занимаются торговлей, то считать их беглыми и взять их под стражу».

«Да Мин люй»

О возвращении беглых крестьян

В 23-м году правления Хуну (1390) император повелел студентам государственной школы совместно с чиновниками каждой области, округа и уезда собрать жителей ли и цзя и расследовать, есть ли в них беглые. Соответствующий уезд должен был составить бумагу и отправить с нею родственников и соседей по ли и цзя в различные места с розыском. Те ли и цзя, в которых есть беглые из других областей, по получении бумаги должны тотчас же отправить их в уезд. Чиновники обязаны выдать им продовольствие на дорогу и под стражей отослать их в округа и уезды, где они первоначально были приписаны, для занятий сельским хозяйством.

«Минши»

Установление системы податей
и повинностей

Система податей и повинностей – танские цзу, юн и
дяо – была подобна древности, а введенная Ян Янем система двух налогов – лян шуй (Реформы сановника Ян Яня были утверждены указом, императора в 780 г.) – была проста и легко осуществима. С течением времени, передаваясь из поколенияв поколение вплоть до эпохи Мин, она не претерпела изменений.

Тай-цзу, сделавшись князем У, стал взимать лишь 1/10 податей. Люди выполняли повинности, исчисляемые с земли.

Уезды подразделялись на 3 категории: высшую, среднюю и низшую, внося соответственно этому различную сумму налогов–в 60000, З0000, 10000 даней и меньше. Области, исходя из суммы налогов, подразделялись также на три различные категории: высшая в 200000, а низшая в 100000 даней.

После восшествия на престол император сразу же установил систему податей и повинностей, считая единственно правильным Желтый реестр, который включал тяглых (дин) и поля (тянь). На тяглых налагалась повинность, а на землю - зерновая подать. Налог был двух родов: летний налог и осенняя подать. Летний налог взимался не позже 8-го месяца, а осенняя подать – не позже 2-го месяца следующего года.

Тяглые подразделялись на 2 категории: совершеннолетние и несовершеннолетние. Как только человек родился, его имя вносили в списки, и он числился несовершеннолетним тяглым; когда же он достигал 16 лет, то становился совершеннолетним тяглым и облагался повинностями, а по достижении 60-летнего возраста от них освобождался. Исключение составляли барщинники чиновников, которые были освобождены от повинностей государству.

Повинностей было всего три вида: повинность, которой облагались дворы; повинность, накладываемая на тяглых крестьян, и повинности, устанавливаемые в разное время специальными императорскими указами. Все они выполнялись в порядке трудовой повинности или по найму.

В областях, округах и уездах проверили записи податного населения, выясняя, много или мало производят продуктов, богаты или бедны дворы, чтобы налогообложение было равномерным и соответствовало местным возможностям.

В годы правления Хуну летний налог состоял из риса и пшеницы, а также из денег (монеты и ассигнации) и из шелка. Осенние подати состояли из риса, денег (монеты и ассигнации) и шелка.

При Хунчжи (1488–1505) подсчитали общее количество поступлений. В летние налоги входили: рис, просо, пшеница, гречиха, шелковая вата вместе с нераспутанными нитями, налоговый шелк, шелковая вата, заменяющей ткани, нитки взамен ткани.

Осенняя подать состояла из риса, ассигнаций «цзу», ассигнаций «линь», ассигнаций «шаньцзу», налогового шелка, налоговых тканей и пр.

Тай-цзу вскоре после восшествия на престол приказал на всех частнособственнических землях размером от 5 до 10 му отводить по ⅓ му на посадку тутовых деревьев, конопли и хлопчатника, а если земли имелось более 10 му, то вдвое больше. С 1 му засеянной койоалей земли брали 1 лян подати, с 1 му хлопчатника – 4 ляна, если же сажали туты, то только через 4 года начинали взимать налоги. Те же, кто не посадил тутовых деревьев, были обязаны внести 1 кусок шелковой ткани; кто не посадил конопли и хлопка – вносил холстом и хлопчатобумажной по 1 куску. По этой причине произошел подъем в разведении тутов и в шёлкоткачестве.

В 9-й год правления Хуну (1376) приказано было народу во всей стране приравнять натуральные поборы к серебру, ассигнациям, звонкой монете, шелковым тканям. Один лян серебра, или 1000 вэнь монеты, или 10 гуаней ассигнациями приравнивались к 1 даню риса. Один кусок хлопковой ткани приравнивался к 6 доу риса или к 7 доу пшеницы; 1 кусок холста из конопли приравнивался к 4 доу риса или 5 доу пшеницы. Шелк-сырец и ткани заменялись соответственно их весу. Желающим разрешалось вносить налоги просом.

В 17-м году (1358) в Юньани осенние подати заменили золотом, серебром, раковинами, холстом, лаком, киноварью, ртутью.

Тогда рис и пшеница считались основным налогом, а все, что их заменяло и вносилось как подать, считалось заменяющим налогом.

В 30-м году (1396) в приказе императора ведомству финансов говорилось, что некий человек Гао Чжэнь написал о том, что Шэньси бедствует из-за задолженности по налогам, что и повелевалось обсудить. Чиновникам разрешалось в погашение задолженности по налогам в Поднебесной до 28-го года (1395) принимать рис, шелковые ткани, хлопок, золото, серебро и другие предметы. Что и сделали правилом.

Тогда ведомство финансов установило:

1 дин ассигнациями приравнивать к 1 даню риса;

1 лян золота приравнивать к 10 даням риса; 1 лян серебра приравнивать к 2 даням риса;

1 кусок шелковой ткани приравнивать к 1 даню 2 доу риса;

1 кусок хлопчатобумажной ткани приравнивать к 1 даню риса;

1 кусок ткани из рами приравнивать к 7 доу риса;

1 цзинь хлопка-сырца приравнивать к 2 доу риса.

Император сказал: «Ведь получением недоимок заменой желаю смягчить народную нужду. Подобное же бремя налогов может только увеличить бедствия народа. А разве это значит жалеть народ? Каждый лян золота и серебра следует приравнивать к рису в двойном количестве. Ассигнациями ограничиться 2 гуанями 500 вэнь за 1 дань. Остальное оставить, как предложено».

Виды земельной собственности.
Формы эксплуатации крестьян

Минский Тай-цзу, став государем, послал Чжоу Чжу и других 164 человека перемерить в Чжэси2 поля, чтобы обложить податями и налогами. Затем он приказал ведомству финансов (хубу) обследовать подлинное состояние земель в Поднебесной. В то время в обоих Чжэ богатые люди, уклонялись от повинностей, переписывали в большом количестве «земельное имущество на чужое имя. Это называлось «Те цзяо гуй цзи»– железные ножки – ложная передача.

В двадцатом году Хунъу (1388) император приказал Го Цзышэну, У Чуну и другим отправиться в округи и уезды и соответственно размерам продовольственного налога установить участки (цюй). В каждом участке назначить по 4 податных старосты. Измерив площадь земельных участков, по номерам записать имена хозяев и размеры полей и, собрав эти записи, сделать реестр. Формой он был подобен рыбьей чешуе, а потому назывался «Рыбьечешуйчатый реестр» («Юймань туце»). До этого императорским эдиктом было приказано по всей стране составить «Желтый реестр» («Хуан цэ»), в котором принимался за основу двор; в нем подробно записывались по 4 рубрикам: 1) количество давних владений, 2) вновь полученных, 3) потерянных владельцами, 4) действительно имевшихся в наличии. А в «Рыбьечешуйчатом реестре» земля принималась за основу, и особо записывались все земли равнинные, возвышенные, расположенные на крутых склонах, заливные и заболоченные, плодородные и неплодородные, песчаные и солончаковые.

«Рыбьечешуйчатый реестр» был как бы основой, и в случае земельных тяжб в нем справлялись. «Желтый реестр» служил как уток, на основании его устанавливались нормы взимания податей и повинностей.

В связи с тем, что на всякой равнине многие земли пришли в запустение, император приказал местным чиновникам сосчитать людей и раздать им землю, учредить сынун, чтобы южнее Хуанхэ они ведали освоением целины и делами управленческими. Земли, находящиеся при канале, император приказал учесть, передать местным тяглым и не разрешать отбирать у них эти земли.

На севере, где вблизи стены многие земли лежали необработанными, было приказано призвать народ для пахоты. При этом одному человеку давали по 15 му пахотной земли и 2 му огородной и освобождали от податей в течение трех лет. Каждый год палата Чжуншушэн подавала доклад о том, сколько в Поднебесной поднято целины: наименьшее количество целинной земли достигало тысячи му, а наибольшее – превышало 200 тыс. му.

Люди, получившие от казны быка и сельскохозяйственные орудия, платили за них налог. Целина и пустоши, обработанные сверх нормы, навечно освобождались от обложения.

В двадцать шестом году (1394) при переучете земель в Поднебесной оказалось 8507623 цина потому, что тогда почти не было пустующих земель. Как правило, поля, расположенные близ городов, считались землей высшего разряда, более отдаленные – среднего и низшего. 5 чи равнялись 1 бу, 240 бу равнялись 1 му, 100 му – 1 цину.

Тайцзу сохранил юаньскую систему «ли» и «шэ». В округах и уездах севернее Хуанхэ «шэ» – общины местного населения – разделялись на «ли» и «цзя». Земли пришлых людей в каждом поселении также разделили на «ли» и «цзя». Общинники раньше заняли большие участки, а новые участки переселенцев были малы. Поэтому земли поселенцев считались малыми му, а земли общинников – широкими му. В царствование Сюаньдэ (1426–1435) целина и пустоши больше не освобождались от обложения податями навечно, а заболоченные низины и солончаки, с которых ранее вообще не взимали подати, все подверглись учету и были включены в установленную норму обложений; поэтому сумма податей превысила прежнюю норму. Местные власти считали большие му за малые му, чтобы общее число соответствовало прежней сумме; случалось, что несколько му считали за 1 му; бу и чи были неодинаковыми. Люди произвольно то увеличивали их, то уменьшали. Земли распределялись неравномерно.

Такое положение было только в северных районах. В гуй-чжоуских землях отсутствовало подробное измерение и перепись; когда же нужно было уточнить количество земли, то справлялись у местных чиновников.

Со временем учет земли повсюду пришел в хаотическое состояние и «Желтому реестру» не соответствовал...

Система поселенческих земель (тунь, тянь) состояла из военных поселений и народных поселений. В начале царствования династии Тай-цзу установил народных и военных поселений 10 тыс. хуфу, где солдаты одновременно занимались земледелием. Эта система была чрезвычайно хороша. Кроме того, приказали военным начальникам расселять солдат в районах Лунцзяна. Кан Муцай сравнительно с другими имел большой успех, поэтому император издал указ, восхвалявший его; тем самым порицались другие начальники. В третий год Хунъу (1370) палата Чжуншушэн просила разрешения взимать подати с солдат – поселенцев в Шочжоуском округе Тайюаня, но император не разрешил. На следующий год палата Чжуншушэн ходатайствовала о разрешении взимать подати с поселенческих земель в Хэнани, Шаньдуне, Бэйпине, Шэньси, Шаньси и в областях Чжили и Хуайань; с тех, кто получил от казны скот и семена, взимать подати 50%,а с тех, кто сам себя всем обеспечивал, брать подати 30%. Император приказал пока не облагать податью, а через три года начать взимать зерновой налог по одному доу с каждого му земли.

В шестом году (1373) тайпучэн Лян Есянь Темуэр писал, что на территориях Нинся и Сычуани, к юго-западу до Чуань-чэна и к северо-востоку до Татань, на протяжении 800 ли расположены плодородные земли и нужно призвать бродяг и разорившихся людей для поселения на тех землях, что и было сделано императором. В связи с этим послали Дэн Юя, Тан Хэ и других военачальников для руководства заселением Шэньси, Чжандэ, Хунина, Бэйпина, Юнпина, для переселения жителей Шаньси и Чжэньдина в Фынян.

В связи с тем, что доставлять провиант морем было далеко и случалось, что многие тонули, горячо обсуждалась выгода переселенческой политики и необходимость того, чтобы в Поднебесной и «вэй со» – военных округах и уездах – все солдаты и поселенцы занимались возделыванием, целины.

Эта мера имела целью уменьшение тесноты в густозаселенных местностях и переселение в редкозаселенные районы завербованных или сосланных за преступления. Переселенцы считались «минь тунь» – народными поселенцами, и ими управляли «юсы» – гражданские власти, а «цзюнь тунь» – военные поселенцы управлялись вэй со – гарнизонными властями. В пограничных районах три десятых поселенцев несли гарнизонную службу, а семь десятых занимались земледелием. Во внутренних землях страны две десятых несли охранную службу, а восемь десятых занимались земледелием. Каждый военный получал 50 му пахотной земли, что и считалось одним наделом. Он получал также рабочего вола, сельскохозяйственный инвентарь, его учили полеводству и выращиванию деревьев, а позже облагали повинностями и податями. Чиновников посылали взимать подати, а тех из них, которые грабили и насильничали, наказывали.

Вначале с 1 му взимали подати 1 доу, а спустя 35 лет установили правило взимания с одного надела земли военного поселенца основной подати (чжэн лян) –12 даней. Запасы складывали в поселенческие амбары, и местным войскам разрешали самим их расходовать. Остальная продовольственная подать находилась в распоряжении местных вэй со – гарнизонных властей.

В начале годов правления Юнлэ установили правила награждения и штрафов поселенцев из правительственного войска. Сверх ежегодного рациона, равного 12 даням риса, считалось нормой иметь излишек в 6 даней. Собиравших сверх этого награждали ассигнациями, а у кого была нехватка – вычитали из жалованья.

Ввиду различия плодородия земли законные нормы не могли быть одинаковыми, а потому император приказал воинским начальникам засевать поле для образца, чтобы по количеству снятого с него в год урожая можно было проверять и сравнивать.

Тайюаньский цзовэйцяньху Чэнь Хуай собрал с образцового поля каждого военного поселения зерна 23 даня. Император приказал щедро вознаградить его. Командующий войсками (цзунбин) в Нинся Хэ Фу собрал зерна еще больше, за что пожалован был указом, восхвалявшим его.

Начальник ведомства финансов Юй Синь донес, что в Ху-гуане гарнизоны собирают зерно различных сортов, и просил, чтобы рис считали стандартом. Все же остальное: просо – су, гу, ми, шу, -ячмень, гречиху, просо (ци) – по 2 даня, рис –дао (необрушенный), гаолян (сорго) – 2 даня 5 доу, красное просо (шань), мелкое просо (бай) – 3 даня приравнивали к 1 даню риса. Пшеницу, коноплю, бобы также приравнивали к рису. Император утвердил это и опубликовал как приказ.

Кроме того, изменили количественное соотношение поселенцев: земледельцев и воинов с таким расчетом, чтобы в важных стратегических пунктах близ границы гарнизонов было больше, чем поселенческих земель, а в захолустных местностях, куда подвоз провианта затруднен, поселенцев было больше, чем гарнизонных солдат. На каждые 100 воинов назначали сотника (байху), на каждые 300 – тысячника (цзяньху), на каждые 500 и более – военного командира (чжихуэй), чтобы они осуществляли командование. В поселениях установили красные доски, на которых перечисляли правила, гласившие, что старики старше 60 лет, калеки и малолетние должны обрабатывать землю, чтобы только прокормить самих себя, и их не включают в установленные нормы поборов. Те из поселенческих войск, которым государственные задания мешали заниматься земледелием, должны были быть освобождаемы от поборов до последней крупинки. Запрещалось также солдат гарнизонов (вэйсо) привлекать на другие работы.

В то время на востоке от Ляо и Цзо, на севере до Сюань и Да, на западе до Ганьсу, на юге вплоть до Дянь и Шу и даже до Цзяочжи и внутри страны, к югу и к северу от великой реки Хуанхэ – повсюду поселения процветали.

В эпоху Сюаньцзуна (1426–1435) произвели переучет жителей всех поселений. Тем, кто из-за участия в походах прекратил пахоту или у кого землю захватили начальники (гуань), богачи (хао) и влиятельные люди (ши яо), уменьшили дополнительную подать вполовину. Людям, которые приходили в поселения из северных земель, давали повозку, быка и земледельческие орудия.

Всех ляодунских военнопоселенцев (тунь цзюнь) подразделили на 3 категории. Тех, кто имел тяглых (дин) и быков, отнесли к первой категории. Тех, кто имел одного из двух – либо тяглых, либо скот, – включили во вторую категорию. Не обладавшие ни тем, ни другим считались принадлежащими к третьей, низшей категории.

При Инцзуне (1436–1449 и 1457–1465) отменили взимание с военных земель чжэнлян – основной натуральной подати в зернохранилище, а взимали только юйлян – дополнительную подать, равную 6 даням. После этого освободили от всех податей военных, поднявших целину вдоль границы, и уменьшили в различных размерах зерновую подать с пограничных поселенческих земель.

Во время Цзинди (1450–1456) в пограничных районах было много ратных дел, поэтому приказали разделить солдат на две смены, так, чтобы каждая смена 6 дней несла охрану, а 6 дней занималась земледелием.

В начале правления Чэнхуа (1465–1486) губернатор в Сюаньфу Е Шэн закупил для казны 1 800 быков и сельскохозяйственный инвентарь и послал солдат в земледельческие поселения. Собрав с этих поселенцев подать зерном, он обменял ее на серебро, чтобы покрыть расходы на содержание казенных лошадей. Пограничное население считало это выгодным...

После восшествия на престол Сюаньцзуна (1426–1435) гуансийский бучжэнши Чжоу Гань производил проверку в округах (фу) Су, Чан, Цзя, Ху и, вернувшись, сообщил: «Во всех этих округах народ во множестве разбегается и гибнет. Старшины, которых я опрашивал о причинах, говорят, что это результат тяжелых поборов. Так, например, в Уцзяне и Куньшане налог с частных земель со старого му был равен 5 шэн. Мелкий люд (сяо минь) арендовал и возделывал землю богачей (фуминь) и вносил с му частной аренды 1 дань. Позже в связи с событиями и конфискацией установили налог по образцу частной аренды. Забирали все. Даже если из 10 частей брать 8, народ не может этого вынести, и тем более, когда все отбирают! Если все отбирать, то это обрекает людей на холод и голод. А если желать, чтобы они не разбегались и не погибали, то так нельзя поступать. В Жэньхэ, Хайнине, Куньшане море затопило более 1900 цин государственной и частной земли, но даже теперь, более 10 лет спустя, с них еще взимают (чжэн) налоги. Земля затоплена морем, откуда же платить налог?»

«Дагао»

Борьба центральной власти
со злоупотреблениями местных чиновников

О вреде, причиненном народу налоговым старостой(В 1371 г. вся империя была разбита на районы, каждый из которых должен был сдавать в казну по 10000 даней зерна в качестве налога. Во главе районов были поставлены налоговые старосты, отвечавшие за своевременный сбор и доставку зерна в казенные амбары.) Цюй Чжун-ляном.

Налогоплательщики Сун Гуань-эр и другие подали челобитную о том, что в Шанхайском уезде налоговый староста Цюй Чжун-лян собирал слишком тяжелые налоги, отбирал у крестьян, доставивших зерно, подорожные(Доставка зерна осуществлялась крестьянами в порядке отбывания государственных трудовых повинностей. Крестьяне, назначенные на эту повинность, получали от старост своих деревень подорожные, на которые налоговые старосты ставили свою пометку о доставке зерна в казенные амбары, после чего крестьяне возвращались в свои деревни, сдавали подорожные деревенским старостам, и это означало окончание отбываний повинности. Вот эти-то подорожные и отобрал у крестьян Цюй Чжун-лян) и не разрешал им вернуться домой к хозяйствам. И у них не осталось иного выхода, кроме как донести на него. Я послал людей арестовать его и обратился к нему с вопросом: «Кроме того, что ты поливал зерно водой (зерно увеличилось в объеме, появлялся излишек по сравнению с установленной правительством нормой и часть зерна староста присваивал) и замерял его неправильными мерами(нестандартные меры широко практиковались чиновниками феодального Китая в целях личного обогащения), ты еще собрал 10000 гуаней на жертвоприношения духам (в Китае почитались духи местных рек, озер и т.д.). Как же ты их использовал?» На что Цюй ответил: «Налогоплательщики сами использовали эти деньги в ближайшем храме». Я еще раз спросил его об этом, и он не смог произнести ни слова. Тогда вызвали налогоплательщиков и они доложили: Гуань-эр и другие перевозили зерно из Сунцзяна, один раз они везли зерно до Шаоюаня, один раз до Сучжоу и один раз до Иси. Как только мы покинули лодки, с нас сразу же стали требовать лодочные деньги по 6 гуаней». Я спросил старосту: «Как ты использовал эта деньги?» Он ответил: «На починку лодок». Налогоплательщики сказали: «Гуань-эр и другие доставили по 17 даней, а два хозяина (Хуан Гуань-и и Сун Гуань-эр) – по 10 даней, и все они пользовались собственными лодками для доставки зерна в казенные амбары». Увы, вот так он вел себя в моем присутствии. Слова налогоплательщиков поставили его в тупик, и он не смог сказать ни одного слова в свое оправдание и только стоял, опустив голову. Он (Цюй Чжун-лян) из богатой семьи, и я повелел ему вместо меня оказывать помощь народу, не допускать скверных дел и творить добрые дела; так он смог бы сохранить навеки свое потомство (По китайскому законодательству, наказанию подвергался в случае тяжелых преступлений не только сам преступник, но и члены его семьи), разве это не прекрасно? «Почему ты же, староста, не угомонился и после того, как крестьяне внесли то зерно, которое следовало с них собрать, установил фиктивные налоги и требовал множество повинностей? Почему же ты довел дело до того, что на тебя донесли, и погубил себя и свою семью? Когда же я передал тебя в руки закона, ты испугался. Разве ты не знал, что такие дела караются законом? А теперь вздыхаешь и просишь освободить тебя, но как же можно освободить тебя?»

Глоссарий

Бучжэнсы – провинция

Бучжэнши - наместник провинции

Вэнь – медная монета

Гуань – ассигнация достоинством в 1000 медных монет

Дань – мера объема сыпучих тел, приблизительно равная 103 л.

Дин – денежная единица, в которую входили несколько лян серебра

Доу – мера объема сыпучих тел равная 10 литрам

Дяо – налог тканями в период Танской династии (618–906)

Сынун - земельное управление

Ли – административно-фискальное объединение из 110 крестьянских дворов

Лян – мера веса, равная 37 граммам серебра

Ли и шэ – сельские общины и другие административные единицы в деревне

Лян шуй – система двух налогов

Му – мера земельной площади, примерно 6 соток

Тайпучин – чиновник, ведавший пастбищами для лошадей

Рами – ткань из китайской крапивы

Хуфу – китайская одежда

Цзинь – мера веса примерно в 0,5 кг

Цзовэйцяньху – начальник нед тысячей дворов военнопоселенцев в эпоху Мин

Цзя – административно-общинное объединение 10 дворов в сельской местности, имевшее фискальные цели

Цзу - зерновой налог

Цин – мера площади равная 100 му

Юн – государственная барщина

Именной и предметный указатель

Го Цзы-син – командир девятки

Да Мин люй – законы Великой Мин

Дэн Юй – крупный полководец группировки, возглавленной Чжу Юань-чжаном

Динъюань – город в провинции Аньхой

Исин – город в современной провинции Цзянсу на восточном берегу озера Тайху

Кан Мао-цай – генерал, наместник провинции

Лунцзян–вероятно, нынешний Цзюцзян в провинции Цзянси.

«Мин Тай-цзу ши лу» – «Правдивые записи об императоре Тай-цзу»

«Мин хуай дянь» – дополнительная опись земель в эпоху Мин

Палата Чжуншушэн – одно из высших учреждений в империи.

Сюй Да и Шао Жун – полководцы Чжу Юань-чжана

Тай-цзу – посмертное имя основателя Минской династии Чжу Юань-чжана.

У Чжэн и У Лян – вожди повстанцев группы Чжу Юань-чжана

Уюаньчжоу – уезд и город того же названия в современной провинции Цзянси

Ханьский Уди – девиз правления ханьского императора Лю Чэ (140–87 гг. до н. э.)

Хаочжоу – ныне Фэнъян в провинции Аньхой. В 1352 г. здесь началось антимонгольское восстание во главе с Го Цзы-сином, а в самом начале 1353 г. к этому движению примкнул Чжу Юань-чжан, будущий основатель Минской династии

Цао Цао – древнекитайский полководец - основатель царства Вэй
(III в.н.э.)

Цзянькан – современный Нанкин.

Чжан Ши-чэн - вождь антимонгольское движение в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. С конца 50-х годов XIV в. началась борьба между ним и Чжу Юань-чжаном за власть в Центральном Китае.