Насир-и-Хусрау. Сафар-намэ
Ахмад ал-Балазури. Китабфутухал-булдан
Организация дивана
и распределения государственных доходов
Самый великий из кади Абу-л-Хасан ал-Маварди сказал: Диван держат для хранения того, что связано с правом султана, как из работ, так из имущества. Тот, кто им владеет, принадлежит к войскам и чиновникам.
О том, почему он назван диваном, существуют два мнения. Первое из них: Хосрой однажды осматривал писцов своего дивана и увидел, что они считали в уме, и он воскликнул: диване, т. е. шутники, и стало называться место их работы этим именем. Потом «е» при частом употреблении для легкости стали опускать и говорили: «диван». Второе мнение: диван – название по-персидски для шайтанов, и назвали счетоводов этим именем из-за искусности их в делах и из-за того, что они могли угадывать то, что было на виду, и то, что было скрыто. Из-за того, что они умели собирать то, что было разбросано и рассеяно. Из-за того, что они узнавали одинаково и то, что было близко, и то, что было далеко. Потом стали называть место, где они сидели, их именем и говорили диван.
Знай, что счетные книги дивана трех родов: счетные книги войск, счетные книги хараджа и счетные книги редакции и переписки.
г. Алеппо
...Мы приехали в г. Алеппо. От Мейяфарикина до Алеппо 100 фарсахов. Я нашел, что Алеппо – прекрасный город. Он окружен стеной, высоту которой я определил приблизительно в 25 араш, есть там и замок, выстроенный на скале. Мне кажется, что Алеппо не меньше Балха, он густо заселен. Все строения соприкасаются. В этом городе взимают пошлину с товаров, идущих через Сирию, Рум, Диарбекр, Египет и Ирак, и из всех этих стран туда наезжают купцы и торговцы. В Алеппо четверо ворот: Баб-ал-яхуд, Баб-Алла, Баб-ал-Джинан и Баб-Антакиэ. Базарным весом там служит ратль Захири, составляющий 480 дирхемов...
На полях они сеют исключительно пшеницу, и родится ее много. В большом обилии деревья фиговые, оливковые; фисташки, миндаль и виноградная лоза. Вода в городе дождевая и колодезная.
г. Триполи
От Алеппо до Триполиса тем путем, которым мы ехали, 40 фарсахов.
Мы прибыли туда в субботу 5-го шабана. В окрестностях было много полей, садов и деревьев. Было очень много сахарного тростника, апельсинов сладких и кислых, бананов, лимонов и фиников. В это время как раз собирали сок сахарного тростника.
Город Триполис выстроен так, что три стороны его омываются морем. Когда море волнуется, волны плещут через стены. С той стороны, которая выходит на сушу, устроено укрепление с большим рвом и крепкими железными воротами. С восточной стороны возвышается каменная стена с такими же зубцами и бойницами. На верху стены установлены метательные машины. Обитатели города боятся румийцев, которые нападают на город с кораблями. Пространство города 1000 араш в квадрате. Высота зданий четыре и пять этажей, есть даже и шесть. Улицы и базары там красивые и чистые, можно было бы подумать, что каждый из них – разукрашенный замок. Пища, плоды и съестные припасы всех родов, какие мне только приходилось видеть в Персии, были и там, только их было во сто раз больше.
Посреди города стоит огромная, чистая, хорошо украшенная и прочно выстроенная соборная мечеть. Во дворе ее большой купол, а под куполом мраморный бассейн с бронзовым фонтаном. На базаре тоже устроен фонтан, где вода обильно бьет из пяти труб. Люди пользуются ею, а большая часть течет по земле и впадает в море. Говорили, что в этом городе 20000 жителей, а вокруг него много поселков и селений. Там вырабатывают хорошую бумагу, вроде самаркандской, но только лучше.
Город этот относится к числу владений египетского султана. Причиной этому, говорят, то, что однажды, когда нечестивые румийцы напали на этот город, египетские мусульмане сразились с их войском и разбили его наголову. Египетский султан взял с этого города подать и постоянно держит там свои войска под начальством своих полководцев для охраны города от врага.
В этом городе имеется таможня, так как корабли, прибывающие из Рума, Ференгистана, Андалусии и Магриба, платят там десятину султану. На эти деньги содержатся войска. У султана есть суда, которые ходят в Рум, на Сицилию и в Магриб и ведут торговлю. Население этого города сплошь шииты, и шииты же выстроили во всех городах этой страны прекрасные мечети.
г. Бейрут
Оттуда мы проехали в г. Бейрут. Я видел каменную арку, под которой проходила проезжая дорога, и высоту ее определил в 50 гезов. По бокам она была крыта плитами белого камня, каждая весом больше 1000 мен. Эта постройка возведена из кирпича на высоту 20 гезов, и на верху ее воздвигнуты мраморные колонны, каждая высотой в 8 гезов и такой толщины, что ее не охватить двум человекам. На этих колоннах покоится арка, выстроенная с таким расчетом, что камни ее с двух сторон соприкасаются и не соединены ни глиной, ни известью. Над этими арками сверху другая большая арка на самой середине высотою в 50 араш. Высоту каждого камня, пошедшего на постройку этой арки, я определил приблизительно в 8 араш в длину и 4 араша в ширину, а весом каждый около 7000 мен. Все эти камни покрыты скульптурной и резной работой столь красивой, что и на дереве скульптуру такой красоты видеть доводится редко. Кроме этой арки, в этой местности других строений не осталось. Я спросил, что это за место, и мне ответили: мы слыхали, что это были ворота в сад фараона и что они очень древние.
Все степи этой местности покрыты мраморными колоннами, отдельными капителями и колоннами без капителей, все они из разукрашенного мрамора, закругленные, четырехугольные, шестигранные и восьмигранные. Камень этот настолько тверд, что железо не оставляет на нем никакого следа. Но в окрестностях нигде нет горы, где могли бы быть каменоломни. Другой камень напоминает искусственное соединение, и его так же, как и другие камни, не берет железо.
По всей Сирии мне попадалось около 500000 колонн или капителей, и ни одна живая душа не знает, что это было такое или откуда привезено.
г. Акка
Я смерил город: длина его 2000 араш, а ширина 500. Город окружен прочной каменной стеной, с южной и западной стороны омывается морем. На южной стороне лежит гавань. Большая часть прибрежных городов имеет гавани, которые устраиваются для охраны судов. Это нечто вроде конюшни, задняя стена которой прилегает к кремлю, а две другие вдаются в море. Вход в нее шириной около 50 гезов, и стены там нет, протянуты только цепи от одной стены к другой. Когда хотят впустить в гавань корабль, цепи ослабляют, так что они опускаются под воду, и корабль проходит по воде над ними. Затем цепи опять поднимают, чтобы никто чужой не мог напасть на корабли.
С левой стороны у восточных ворот есть источник, к которому надо спуститься на 26 ступеней, чтобы достать воды.
г. Хайфа
...Мы прибыли в деревню, называемую Хайфой. По дороге в эту деревню нам попалось много того песку, которым в Персии пользуются золотых дел мастера и который они называют «меккским песком». Деревня Хайфа лежит на берегу моря, там много пальмовых рощ и деревьев. Там были корабельные мастера, строившие большие корабли. Эти морские корабли называются «джуди».
г. Рамлэ
...В воскресенье 1-го рамазана мы прибыли в Рамлэ. Оттуда до Кайсарийэ 8 фарсахов. Это большой кремль с прочной стеной из камней, скрепленных известью, и железными воротами. От города до берега моря 3 фарсаха. Жители города пользуются дождевой водой. В каждом доме есть цистерны, куда собирают дождевую воду, и вода всегда есть в запасе.
В этом городе много мрамора и большая часть дворцов и домов изящно выложена мрамором и покрыта рисунками.
Мрамор режут пилой без зубцов, применяя при этом меккский песок. Колонны пилят в длину, не в ширину, как пилят деревья, и делают из камня доски. Я видел много различных цветов мрамора: пестрый, зеленый, красный, черный, белый – всех цветов.
Там есть разновидность фиги, лучше которой фиг не бывает нигде; ее вывозят во все окрестные города. Город Рамлэ в провинции Сирии и в Магрибе известен под названием Филистин.
г. Иерусалим
Окрестности и пригороды Бейт-ал-Мукаддаса гористы, но вся земля там возделана и много масличных, фиговых и других деревьев. Воды там нет совершенно, но, тем не менее, много богатств и жизнь дешева. Там есть хозяева, у каждого из которых колодцы и цистерны наполнены более чем 50 менами оливкового масла; они развозят его оттуда во все страны света.
...Теперь я опишу г. Бейт-ал-Мукаддас. Это город, расположенный на вершине горы. Воды там, кроме дождевой, нет. В окрестностях есть ручьи, но в самом городе нет. Вокруг города возведена прочная стена из камней, скрепленных известью, с железными воротами. Около города нет ни одного дерева, так как город стоит на камне.
Это ближний город. В то время, когда я посетил его, в нем было 20000 жителей. Там есть красивые базары, высокие здания; вся земля его вымощена каменными плитами. Где была гора или возвышение, их срезали и сравнивали, так что, когда идет дождь, вся земля в городе вымывается начисто.
В городе много ремесленников, и каждый цех занимает на базаре отдельный ряд. Мечеть в восточной части города и восточная стена города вместе с тем и стена мечети. Если пройдёшь за мечеть, раскрывается большая бесконечная ровная долина, называемая Сахирэ.
...В Бейт-ал-Мукаддасе есть прекрасная больница, на нее жертвуется много денег, и многим больным там дают снадобья и лекарства; при ней состоят врачи, получающие содержание из пожертвованных сумм.
г. Мекка
Град пророка – мир да будет с ним! Это город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но ее мало. Там есть плантации финиковых пальм. Кыбла от Медины лежит к югу.
От Мекки до Медины 100 фарсахов, но дорога каменистая, и мы шли восемь дней. В воскресенье 6-го зулхидджэ (24 мая 1047 г.) мы вступили в Мекку и остановились около ворот Баб-ас-Сафа. В тот год в Мекке был недород и четыре мена хлеба продавали за один нишапурский динар. Муджавиры покинули Мекку, и ниоткуда не прибыло паломников.
...Этот год из Магриба прибыл огромный караван, и, когда он возвращался обратно, бедуины у ворот благородного города Медины потребовали с паломников уплаты денег за право свободного проезда. Между ними началась схватка, было убито более 2000 магрибинцев, и многие не возвратились назад в Магриб.
У самого подножья Мервэ есть базар, где 20 лавок друг против друга: все они заняты цирульниками, которые бреют головы паломникам.
...Я подсчитал, что в Мекке коренных жителей тысячи две, не больше. Все остальные, около 500 человек, – приезжие и муджавиры. В тот год там был недород, 16 мен пшеницы стоили один магрибинский динар, и много народу покинуло город.
В Мекке были дома для жителей каждого города: Хорасана, Маверанахра, Ирака и других областей, но большая часть их разрушились и лежали в развалинах.
Багдадские халифы выстроили там много богоугодных заведений и красивых зданий, но в то время, когда я был там, некоторые из них развалились, а другие обращены в частную собственность.
...Климат в Мекке чрезвычайно жаркий. В конце месяца бахмана (января), по старому календарю, я видел там свежие огурцы, бадренги и баклажаны... 15-го фарвардина старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать на базарах. 1-го ардибехишта появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.
г. Сана (Йемен)
Замок Гумдан лежит в Йемене около города, называемого Сана. От этого замка осталось сейчас нечто вроде холма посреди города. Там говорят, что владелец этого замка был царем над всем миром, что в этом холме скрыто много сокровищ и кладов, но никто не решается завладеть ими: ни Султан, ни народ. В г. Сана изготовляют агат. Это камень, добываемый из гор.
Его прокаливают, окружив песком, в огне, затем в песке же выставляют на солнце и обрабатывают на станке. Я видел в Мисре меч, привезенный султану из Йемена: и рукоятка, и ножны его были сделаны из одного куска красного агата, похожего на рубин.
г. Лахса (Бахрейн)
Вся торговля и все деловые сношения там ведутся на свинец; держат его в мешках, по 6000 драхм везут в каждом. Когда сделка заключена, отсчитывают мешки и берут сколько надо. Монету эту никто не имеет права вывозить оттуда. Там ткут прекрасные фута и вывозят их в Басру и другие города.
Один из... султанов во времена багдадских халифов пошел с войском на Мекку, взял этот город, убил паломников, совершавших таваф вокруг Каабы, а черный камень выломал из угла и отвез в Лахсу.
...В г. Лахсе продают мясо всех животных: кошек, ослов, коров, собак, овец и др. Когда продают какое-нибудь животное, около мяса кладут его голову и кожу, чтобы покупатель знал, что покупает. Собак там откармливают словно овец, и они делаются столь жирными, что не могут ходить; тогда их режут и едят... Если поехать по морю, приедешь в Бахрейн, остров в 15 фарсахов длиной. Там есть большой город и много пальмовых плантаций.
В этом море добывают жемчуг; но из всего того, что добывают пловцы, половину надлежит отдавать султанам Лахсы.
г. Басра (Ирак)
Каждый день в Басре устраивают базар в трех местах: поутру торгуют в месте, называемом Сук-ал-Хуза, днем – на Сук-Османе, под вечер – на Сук-ал-Каддахине. Торгуют там следующим образом: если у кого-нибудь есть что-нибудь, он сдает этот товар меняле и получает от него расписку. Затем он покупает все, что ему надо, а вместо уплаты дает чек на того же самого менялу. За все время, что купец находится в городе, он сплошь пользуется расписками менял и совершенно не прибегает к звонкой монете.
...К Басре принадлежит 20 областей, и в каждой из них много деревень и обработанной земли.
Глоссарий
Араш – мера длины, равная длине руки от локтя до кончика среднего пальца
Аккар – плоскогорье на территории современного Ливана
Акиб – «идущий вслед»; аль-Акиб – одно из имен пророка
Ардибехешт – месяц мусульманского календаря соответствующий апрелю-маю
Вади – сухие долины периодических водных потоков в пустынях Аравии и Северной Африки
Вакф – собственность уммы, изъятая из гражданского оборота
Вали – покровитель, защитник, помошник; правитель провинции Халифата
Васк – арабская мера веса примерно 135 кг
Ганима – имя собственное, либо военная добыча
Гез - глаз
Джахилия – доисламская и догосударственная эпоха в истории арабов
Дирхем – старинная арабская серебрянная монета
Динар – старинная золотая монета в странах арабского Востока
Зимма - покровительство
Иджара – аренда
Имам – духовный глава мусульман, в данном случае халиф
Икта ат-тамлик – пожалование земли на правах собственности
Икта ал-истиглал – пожалование дохода с земли
Мен – мера весов, колебавшаяся между 2,8 и16 кг
Минбар – трибуна, кафедра с лесенкой для чтения Корана
Мударабат – договор, которым одно лицо представляет другому деньги для торгового оборота. Барыши и убытки делятся между сторонами в оговоренной договором пропорции.
Муджавиры – мусульманские поломники
Музараат - аренда необработанной земли
Мукатабы – вольноотпущенники. Рабы, получившие свободу на определенный срок, с целью приобретения суммы, необходимой для выкупа, после чего раб становился свободным
Мусакат – аренда обработанной земли
Нискала – «скала-нискала», «видимое-нивидимое»
Право фая – право на долю в добыче, земли, завоеванные арабами, собственность государства. Прежние ее владельцы сохраняли право пользования
Право хумса – пятая часть военной добычи, которой распоряжался глава государства
Ратль Захири – мера веса, введенная в XI в. египетским правителем Эз-Захири
Сабеи – арабское племя, поклонявшееся небесным светилам
Самаритяне – жители Самареи
Сафар – второй месяц мусульманского года
Сеид – почетный титул мусульманина, претендующего на происхождение от пророка Мухаммеда; многие монархи объявляли себя сеидами
Субстанция – перевод «ракабат ал-ард»; буквально – «шея земли»
Сунна – священное предание мусульман, содержащее рассказы о жизни пророка и его высказывания
Таваф – обряд обхода вокруг Каабы
Таглибиты – арабское племя христиан
Территория ислама – территория, подчиненная мусульманской юрисдикции («дар ал-ислам»)
Территория войны – территория, не подчиненная исламской юрисдикции, могущая стать объектом завоевания («дар ал-харб»)
Ушр – десятая часть урожая, выплачиваемая арабами мусульманами государству
Фавардин – первый весенний месяц мусульманского лунного календаря
Факих – мусульманский богослов, разбирающийся в тонкостях права
Фарсах – единица длины; 1 фарсах равен 6-7 км
Фута – длинный кусок материи, чалма
Хадис – рассказы о поступках и изречениях пророка Мухаммеда
Харадж – поземельный налог, взимаемый с завоеванных народов, сохранивших свою веру
Шабан - восьмой месяц мусульманского календаря
Именной и предметный указатель
Абу Йусуф – представитель ханафитской школы права (ум. 798 г.)
Абу-Ханиф ан-Нуман - основоположник юридической школы ханифитов (VIII в.)
Акка – порт в Палестине
Ал-Балазури – (810-812), переводчик с персидского, автор «Книги завоевания стран»
Алеппо – столица государства Хаманидов
Ал-Маварди Абу-ль-Хасан – (974-1058),крупнейший законовед XI в., советник халифа
Аш-Шафия Мухаммед ибн Идрис – основоположник юридической школы афийтов (IX в.)
Баб-ал-Яхуд – Еврейские ворота
Баб-Алла – ворота Бога
Баб-ал-Дженан – Садовые ворота
Баб-Антакие – Антиохийские ворота
Бейт-ал-Муккадас - Иерусалим
Бент Нафила – имя девушки
Диербекр – поселение на территории Армении
Зубайр – близкий родственник Мухаммеда, участник завоевания Египта
Йахйа ибн Адам – законовед VIII в, не примыкал ни к одной из юридических школ, писал о тех же вопросах, что и Абу-Йусуф
Китаб-ал-Харадж – Книга о хардже
Китаб футух ал-булдан – Книга завоевания стран
Мадинат ас-Салам - Багдад
Малик Абу-Абдаллах ибн Анас – основоположник юридической школы маликитов (VIII в.)
Насир-и-Хусрау – (1004- 1088), персидский ученый, поэт и философ, шиит, бежал на Памир от преследований
Савад – южный Ирак
Сук-ал-Хуза – рынок, где торговали верблюжьим мясом
Сук-ал-Каддахин – рынок мастеров, изготавливавших чаши
Умар ибн-ал-Хаттаб – Омар, второй халиф (634-644)
Усман – Осман, третий халиф (644-656)
Хаманиды – династия шиитских эмиров Мосула (929-1022 г.)
Хира – столица Лахмидского царства арабов на территории южного Ирака, существовавшего до начала арабских завоеваний
Халид ибн-ал-Валид – знаменитый арабский полководец, завоеватель Хиры при Абу-Бекре