Абу Йусуф. Китаб ал-харадж

Джизья

Абу Йусуф сказал: Джизья подлежит взиманию со всего населения зимма, проживающего в Саваде, и с других – населения Хиры и прочих городов, населенных иудеями, христианами, магами, сабиями, самаритянами, не считая только христиан из племени таглиб и населения Наджрана.

Джизья взимается с мужчин этих городов, исключая женщин и подростков: с богатого – 48 дирхемов, с человека со средним достатком – 24 дирхема, а с бедного земледельца, живущего своим трудом, – 12 дирхемов.

Она взимается с них ежегодно, а если даже они доставят (джизью) в виде другого имущества: вьючных животных, утвари и им подобных, то их принимают и притом берут по их стоимости. Но в качестве джизьи не принимают: ни дохлятины, ни свиньи, ни вина. Умар ибн ал-Хаттаб запретил принимать их в качестве джизьи и говорил: Велите владельцам продать их и берите с них их цену в счет джизьи. В качестве джизьи принимают вьючных животных, утварь и им подобное, если в этом больше пользы для плательщиков джизьи.

Али ибн Абу Талиб – да почтит лицо его Аллах – как нам передают, брал с них джизью толстыми и тонкими иглами и засчитывал их в счет хараджа с их головы.

Джизью не взимают с бедных, получающих милостыню, со слепых, не имеющих ни профессии, ни работы, с парализованных и больных хроническими болезнями, получающих милостыню, но если они состоятельны, с них джизью взимают так же, как с состоятельного слепого.

В таком же положении монахи в монастырях: если они состоятельны, с них джизью взимают, а если они бедны и получают милостыню от богатых, с них джизью не взимают.

В таком же положении и отшельники в кельях, если они богаты и состоятельны. Если они и передают свое имущество уполномоченному лицу с тем, чтобы оно его давало на расходы монастырям, живущим в них монахам и их настоятелям, то джизью с них взыскивают и притом – с настоятеля монастыря. Но если этот последний, в руках которого должна быть часть расходуемого имущества, будет доказывать, что у него нет ничего из этого имущества, и при этом поклянется в этом богом и тем, чем клянутся его единоверцы, то его оставляют и с него ничего не берут.

С муслима джизью с его головы не берут, если только он не принял ислама по прошествии отчетного года, ибо, если он принял ислам по прошествии отчетного года, с него следует джизья, так как она переходит в состав хараджа, предназначенного для всех муслимов, и ее с него взыскивают. Но если он принял ислам до окончания отчетного года за один или два дня, за один или два месяца, за больший или меньший срок, то никакая часть джизьи с него не взимается, ибо он принял ислам до истечения отчетного года.

Если с кого-либо положена джизья, но тот умирает до того, как она с него была взята или была взята только часть, а часть осталась за ним, то ни с его наследников, ни с оставленного им имущества джизью не берут, так как это не из долгового обязательства умершего.

Так же обстоит дело и тогда, когда кто-либо принимает ислам, а часть джизьи с его головы остается неуплаченной, с него этого остатка не взимают.

Джизья не берется и с престарелого человека, который не располагает каким-либо имуществом и который не в состоянии работать.

В таком же положении и человек, потерявший рассудок: с него ничего из джизьи не взимают.

Со скота населения зимма, как-то: с верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, закат не взимают, все равно, будут ли они принадлежать мужчинам или женщинам.

Абу Йусуф сказал: Нам сообщил Суфйан со слов Абдаллаха ибн Тауса со слов своего отца со слов Абдаллаха ибн-Аббаса, который говорил: Имущество населения зимма свободно от налога, уплачиваемого с имущества муслимов.

Абу Йусуф сказал: Закат не взимается с какого-либо имущества населения зимма, принадлежит ли оно мужчинам или женщинам, разве только с имущества, предназначенного для продажи, с которого взимают пол-ушра. Не берется с этого имущества ничего, пока он достигнет 200 дирхемов или 20 мискалов золотом, или такой же стоимости товарами, предназначенными для продажи.

При взимании джизьи с населения зимма не избивают никого из этого населения, не подвергают их телесным наказаниям, не выставляют их на солнце и не подвергают другим пыткам, не вешают на них предметов, к которым у них чувство отвращения. К ним следует обращаться мягко, в темницу сажают лишь для того, чтобы они уплатили требуемую сумму, и не выпускают их из тюрьмы, пока они не выплатят джизью сполна.

Не дозволено вали освобождать от джизьи кого-либо из христиан, иудеев, магов, сабиев, самаритян, также не дозволено никому из них отказаться от уплаты какой-либо части джизьи, равным образом он не может освобождать от джизьи одного из них и взимать ее с другого, ибо неприкосновенность их жизни и имущества гарантирована ценой уплаты джизьи, которая в этом отношении равноценна хараджу.

Что касается больших городов, таких, как Мадинат ас-Салам, Куфа, Басра и им подобных, то я думаю, что имам должен передать их человеку порядочному и благонравному, заслуживающему доверия в надежности и честности, дать ему помощников, обязанных собирать у него верующих, принадлежащих к иудеям, христианам, магам, сабиям, самаритянам. Он будет взыскивать с них джизью по разрядам, согласно тому, как я описал: 48 дирхемов – с богатого, например менялы, торговца тканями, владельца имения, купца, врача. Со всех, кто занят ремеслом и торговой деятельностью, взимают согласно доходности их ремесла и торговли: 48 дирхемов с богатых, 24 дирхема – со средних, чье ремесло выдерживает 48 дирхемов, с того взимают эту сумму, а чье ремесло выдерживает 24 дирхема, с того взимают эту сумму, 12 дирхемов взимают с тех, кто занят трудом своими руками, например с портных, красильщиков, сапожников, башмачников и им подобных.

Когда все это будет собрано у вали, они их переводят в государственную казну – байт ал-мал. Что касается Савада, то ты [обращается к Харун ар-Рашиду] прикажи своим вали хараджа, чтобы с их стороны были посланы люди, в благочестивости и надежности которых они уверены. Они приходят в деревню и приказывают ее главе, чтобы тот собрал тех, кто там живет из иудеев, христиан, магов, сабиев, самаритян. Когда они будут собраны, с них взимают согласно тому, как я тебе описал – по разрядам. Прикажи им, чтобы они приноравливались к тому, что я изобразил и описал, с тем, чтобы они не совершали беззакония, не взимали ничего с того, которого ты не считаешь обязанным платить джизью, и не прибегали к притеснениям и насилию.

Если глава деревни им скажет: «Я заключу с вами договор о них, и я вам дам требуемую сумму джизьи», то они не удовлетворяют его просьбу, ибо потери в джизьи от таких сделок велики. Может быть так, что глава деревни заключит с ними сделку на 500 дирхемов, а в деревне столько жителей зимма, что сумма джизьи при ее взимании непосредственно с них достигнет 1 тыс. дирхемов или больше этой суммы. Это из того, что недозволено и недопустимо. Помимо того, что от этого уменьшается сумма хараджа, возможно и то, что при взимании им джизьи с тех, кто живет в его деревне из населения зимма, на долю одного, из них выпадет меньше 12 дирхемов, а уменьшить эту сумму не дозволено. Возможно также и то, что среди них будут богачи, с которых положено 48 дирхемов.

Вали хараджа отправляют джизью, как и харадж, в государственную казну – байт ал-мал, так как она – фай, принадлежащий всем мусульманам.

Все, что взимают с имущества населения зимма, предназначенного для продажи, что поступает к нам за покровительство чужестранцам, что взимают с земель ушр населения зимма, перешедших в его владение, что взимают со скота христиан таглибитов там, где этот скот стоит, – все это идет по тому же пути, по какому пути идет харадж – оно делится между теми же людьми, между которыми делится харадж.

Назначение джизьи не то, что садака и хумса. Относительно садака Аллах установил правила ее дележа, и она делится согласно этим правилам. Хумс делится по тем же непреложным правилам, и люди не имеют права преступать и нарушать эти правила.

Абу Йусуф сказал: Следовало бы тебе, повелитель верующих, – да поможет в этом Аллах – приказать сборщикам мягко обращаться с людьми зимма – людьми, находящимися под покровительством твоего пророка, твоего двоюродного брата Мухаммада– да благословит его Аллах да приветствует. Прикажи им, чтобы они не творили беззакония и не обижали их, не налагали на них выше их платежеспособности и не брали с них ничего из их имущества, разве только по праву.

Рассказывают о посланнике Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует, – что он сказал: Кто несправедлив к муахиду – человеку, имеющему договор, и облагает его выше его платежеспособности– против того я буду свидетелем в день воскресения мертвых.

Среди других слов Умара ибн ал-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сказанных им, когда он умирал, были: Я завещаю моему преемнику относительно зимма посланника Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – соблюсти верность договорам, заключенным с людьми зимма, сражаться за них и не облагать их выше их платежеспособности.

Сказал: Нам сообщил Хишам ибн Урва со слов своего отца со слов Са'ида ибн Зайда о том, что этот последний в какой-то местности Сирии встретился с людьми, стоящими на солнце. Он спросил: Что с этими людьми? В ответ ему сказали: Они выставлены на солнце из-за джизьи. Сказал: Он осудил это, зашел к их эмиру и сказал: Я слышал, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – говорил: «Кто наказывает народ, того накажет Аллах».

Нам сообщили некоторые наши шейхи от Урва со слов Хишама ибн Хакима ибн Хизама о том, что этот последний видел, что Ийад ибн Ганам обошелся с людьми зимма из-за джизьи таким же образом, и он ему сказал: Ийад, что это такое? Ведь посланник Аллаха сказал: Тех, кто наказывает на этом свете, накажут на том свете.

Сказал: Нам сообщил Хишам ибн Урва со слов своего отца о том, что Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах – возвращался из поездки в Сирию и встретился по сирийской дороге с людьми, стоящими на солнце с облитыми маслом головами. Он спросил: Что с этими людьми? Ему ответили: На них лежит джизья, но они ее не уплатили, и их наказывают, пока они ее не уплатят. Умар спросил: А что они говорят и как они объясняют неуплату джизьи? Они сказали: Говорят, что они не найдут чем платить. Сказал: Освободите и не облагайте их тем, что выше их сил, я слышал, посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – говорил: Не наказывайте народ, тех, кто наказывает народ на этом свете, Аллах накажет в день воскресения мертвых. Он приказал, и им освободили дорогу.

Сказал: Мне рассказал один из старых шейхов, который возводил хадис к пророку, да благословит его Аллах да приветствует, о том, что посланник Аллаха назначил Абдаллаха ибн Аркама сборщиком джизьи с населения зимма. И когда он отошел от него, пророк позвал его и сказал: Кто поступит несправедливо с муахидом – человеком, имеющим договор, или обложит его выше его сил, или умалит его права, или возьмет у него что-либо без его доброй воли, с того я спрошу лично в день воскресения мертвых.

Сказал: Мне сообщил Хусайн ибн Амр ибн Маймун относительно Умара – да будет доволен им Аллах – о том, что он сказал: завещаю моему преемнику о людях зимма, чтобы с ними обращаться хорошо, соблюсти верность их договорам, сражаться за них и не облагать их выше их платежеспособности.

Сказал: Нам сообщил Варка ал-Асади со слов Абу Зубйана, который говорил: Мы были с Салманом ал-Фариси в походе. Мимо нас прошел человек, который, собрав фрукты, делил их со своими товарищами. Он прошел около Салмана, а тот его обругал. Человек ответил ему тем же, не зная, что тот был Салман. Сказал: Ему было сказано: Это ведь Салман. Сказал: Человек вернулся назад и стал перед ним извиняться, а потом спросил: Абу Абдаллах, что позволено нам в отношении населения зимма?

Он ответил: Три вещи. Они приведут тебя от слепоты к верному пути, от бедности – к богатству. Когда ты возьмешь в спутники кого-либо из населения зимма, то ты ешь то, что он ест, и он ест то, что ты ешь, пусть он ездит на твоем верховом животном, и ты – на его верховом животном, и не отклоняй его от избранной им дороги.

Сказал: Мне сказал Умар ибн Нафи со слов Абу Бакра, который говорил: Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах – проходил мимо двери какого-то жителя и видит, что у порога стоит нищий с протянутой рукой, человек в глубокой старости и слепой. Умар дотронулся до его плеча, стоя сзади него, и сказал: Из какого народа, имеющего писание, ты родом? Он ответил: Из иудеев. Сказал: А что тебя принуждает к тому, что я вижу? Он ответил: Я выпрашиваю из-за джизьи, нужды и старости. Сказал: И взял его Умар за руку, повел его к своему дому и дал ему из своего дома милостыню. Потом он послал за хранителем казны, а когда тот пришел, сказал: Посмотри на этого старика и ему подобных. Клянусь Аллахом, мы не правы в отношении к нему: мы съели его молодость, а потом, при старости, наказываем: «Садака – только для бедных и нищих». [Садака – только для бедных и нищих, работающих над этим, – тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, – по постановлению Аллах. Коран]

Бедные – из муслимов, а этот старец – из нищих, из населения писания. Снимите с него и ему подобных джизью. Сказал: Абу Бакр говорил: Я был свидетелем этого поступка Умара и видел этого старца.

Сказал: Нам сообщил Исраил ибн Йунус со слов Ибрахима ибн Абд ал-Ала, который говорил: Я слышал Сувайд ибн Гафала говорил: Я однажды был у Умара ибн ал-Хаттаба, а у него собрались его сборщики. Этим последним он сказал: До меня дошло, что вы берете в джизью дохлятину, вино и свиней. Билал ответил: Да, они так и поступали. Умар сказал: Поступайте не так, а велите их владельцам продать их, а потом берите у них их цену.

Нам сообщил Амр ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахба ал-Мисри со слов Йунуса ибн Йазида со слов Ибн Шихаба аз-Зухри о том, что этот последний говорил: Относительно неверующих курайшитов и арабов было ниспослано: «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а религия будет принадлежать Аллаху» [Коран]

А относительно людей (священного) писания было ниспослано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха – и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и его посланник, и не подчиняется религии истины» и до слов «будучи униженными» [Коран]

И первыми, кто дал джизью из народа писания, были жители Наджрана, поскольку мы знаем, и они были христианами. Потом во время табукского похода джизью дали жители Аилы, Азруха и Азриат.

Ушур

Абу Йусуф сказал: Что касается ушура, то я думаю, что его взимание ты должен поручить людям благочестивым и религиозным, которым ты прикажешь, чтобы они не нарушали закона в обращении с народом, не чинили несправедливости, не брали больше положенного и приноравливались к правилам, которые мы им предписали. Потом ты осведомишься об их делах, об их обращении с теми, кто проходил мимо них, не нарушили ли они того, что им было приказано. Если они совершили это, ты устранишь их, накажешь и взыщешь с них сумму, определяемую по твоему усмотрению, в пользу тех, с которыми они поступили несправедливо или у которых взяли больше положенного. И, напротив, если они будут сообразовываться с тем, что им было приказано, и устранять несправедливость по отношению к муслимам и му'ахидам, ты оставишь их на местах и окажешь им благодеяния.

Таким образом, если ты оставишь одних за их хорошие поступки и честность, накажешь других за их несправедливость и нарушение того, что им было приказано в обращении с народом, то благодаря этому первые будут совершенствоваться в своем обращении с народом и в честности, а вторые будут воздерживаться от повторения несправедливости и нарушения закона.

Прикажи им, чтобы они определили общую стоимость товара и взыскивали с муслима четверть ушра, с людей эимма – пол-ушра, а с людей харб – ушр. С любого предмета стоимостью в 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сборщика ушура и предназначенного для продажи, взимается ушур, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не подлежит.

Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушур, а предмет стоимостью менее 20 мискалов никакому обложению не подлежит. Если с одними и теми же предметами мимо сборщика проходят несколько раз и стоимость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, то в таком случае они обложению не подлежат; если сборщик ушура даже будет складывать их стоимость и она достигнет 1000 дирхемов, то все равно эти предметы не подлежат никакому обложению, так как такое сложение не полагается.

Когда мимо сборщика ушура проносят 200 дирхемов в виде монет, или 20 мискалов в виде слитков, или 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в виде монет, то взимается: с муслимов – четверть ушра, с людей зимма– пол-ушра, с людей харб – ушр. После этого до соответствующего времени будущего года с этих предметов не взыскивается ничего, если их проносят даже несколько раз.

Так же бывает и тогда, когда мимо сборщика проносят предметы, купленные с целью перепродажи. Если стоимость этих предметов достигает 200 дирхемов или 20 мискалов, ушур взимается, а предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов обложению не подлежат.

В этом отношении люди харб представляют исключение. Когда с них взыщут ушур и после этого они возвращаются и вступают в страну харб, а через месяц после взимания с них ушура выезжают из этой страны и проходят мимо сборщика ушура, он взимает с них ушур, если стоимость предметов достигает 200 дирхемов или 20 мискалов. Это по той причине, что с их возвращением в страну харб мусульманский закон теряет силу. Но если у них будут предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов, в таком случае они обложению не подлежат, так как согласно сунна взимается лишь с предметов стоимостью от 200 дирхемов или 20 мискалов.

Таким образом, с муслимов взимают с 200 дирхемов 5 дирхемов, с людей зимма – с 200 дирхемов 10 дирхемов, а с людей харб–с 200 дирхемов 20 дирхемов. Такое же соотношение, которое я тебе описал, остается и тогда, когда по необходимости ушур берется золотом: с муслимов – полмискала, с людей зимма - мискал, а с людей харб – два мискала.

В то же время, когда мимо сборщика ушура проносят имущество, не предназначенное для продажи, то с него ушур не взимается. Когда мимо сборщика ушура люди зимма проносят вино или свинью, последние оцениваются кем-либо из зиммиев и потом взимается пол-ушра.

В таком же положении люди харб, когда они проносят такие же предметы: после оценки этих предметов с людей харб взимают ушур.

Когда мимо сборщика ушура проходит муслим с крупным рогатым скотом, или овцами, или верблюдами и скажет, что они не предназначены для продажи, то он должен в этом поклясться, и если он это сделает, то с него достаточно.

Так же бывает и тогда, когда муслим, пронося мимо сборщика продукты, скажет: «Это из моих посевов», и тогда, когда он, пронося финики, скажет: «Они с моих финиковых пальм», – с них не взимается ушур. Он взимается только с предметов, приобретенных с целью продажи. Люди зимма в таком же положении, а что касается людей харб, то их клятва не принимается.

Сказал: Зиммии из племени бану таглиб и из жителей Наджрана, как и все люди зимма, имеющие писание, платят пол-ушра. В таком же положении маги и многобожники.

Сказал: Когда мимо сборщика ушура пройдет купец со скотом или другим имуществом и скажет, что закат за них уплачен, и поклянется в этом, клятва его принимается, и это с него достаточно. Но такая клятва не принимается от людей зимма и харб, так как на них нет заката, чтобы они могли сказать: «Мы уже уплатили его».

Если кто-либо проходит мимо сборщика ушура с имуществом мударабат или частью имущества, предназначенной для путевых расходов, после того как он даст клятву в этом, с него ушур не взимается. В таком же положении находится раб. Проходит ли он мимо сборщика ушура с имуществом своего господина или собственным имуществом – это все равно – и при этом не присутствует его господин, с него ушур не взимается. В таком же положении находятся мукатабы: с их имущества ушур не взимается.

Когда мимо сборщика ушура проходит купец с виноградом, финиками или прочими свежими фруктами, купленными с целью перепродажи, то в этом случае, если их стоимость 200 дирхемов и выше, взимается четверть ушра, если он из мусульман; пол-ушра, если из людей зимма; ушр, если он из людей харб. Если стоимость этих предметов менее 200 дирхемов, никакого ушура не взимают.

Ушур не берется и в том случае, если с этими же предметами мимо сборщика ушура проходят несколько раз, и стоимость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, если даже сборщик ушура будет складывать их стоимость и она достигнет 1000 дирхемов, закат с них не взимается, так как такое сложение не полагается.

Абу Йусуф сказал: Умар ибн ал-Хаттаб ввел несколько видов ушура, и в его взимании нет никакого зла, если только при этом не нарушают закона в обращении с людьми и не берут с них больше, чем положено.

Все, что взимается в виде ушура с муслимов, следует по пути садака, а все, что взимается с людей зимма и харб, следует по пути хараджа.

Таким же образом все, что взимают с людей зимма в виде джизьи с их голов и что берут со скота племени бану таглиб, путь всего этого – путь хараджа. Все это делится между теми, между которыми делится харадж. Следовательно, это не то, что садака. Для садака Аллах установил правило, согласно которому она должна делиться, и так она и делится. Он же установил правило дележа хумса, и тот делится по этому правилу.

Таковы основания, на которых взимается садака со скота и с другого имущества, таков наш опыт, хотя Аллах знает лучше.

Абу Йусуф сказал: Мне передали со слов Исмаила ибн Ибрахима ибн Мухаджира со слов его отца со слов Зийада ибн Худайра, который сказал: Я был первым, кого Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах всевышний – послал сборщиком ушура. Сказал: Он приказал, чтобы я не обыскивал никого и со всего, что пронесут мимо меня, взимал согласно следующему исчислению: у муслимов с 40 дирхемов – один дирхем, у людей зимма с 20 дирхемов – один дирхем, а у кого нет зимма – ушр. Сказал: Он приказал мне с христианами бану таглиб обращаться сурово, говоря: Они тоже арабы, не принадлежат к народам, имеющим писание, и, быть может, они перейдут в ислам. Умар им поставил условия, чтобы они не крестили своих детей.

Сказал: Нам передал Абу Ханифа со слов ал-Касима со слов Анаса ибн Сирина со слов Анаса ибн Малика, который сказал: Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах всевышний – меня послал взимать ушур и предписал, чтобы у муслимов взимал с того, что они будут проносить для продажи, четверть ушра, у людей зимма – пол-ушра, а у людей харб – ушр.

Сказал: Нам передал Асим ибн Сулайман со слов ал-Хасана, который сказал: Абу Муса ал-Ашари написал письмо Умару ибн ал-Хаттабу о том, «что купцы-муслимы из наших подданных вступили на территорию харб и с них взяли ушур». Сказал: Умар ему ответил: «Взыскивай с них таким же образом, как они взыскали с купцов-муслимов, а с людей зимма бери пол-ушра, с муслимов с каждых 40 дирхемов – дирхем и не взыскивай с 5 дирхемов, а свыше этой суммы будешь взимать по этому исчислению».

Сказал: Нам рассказал Абд ал-Малик ибн Джурайдж со слов Амра ибн Шуайба, что народ Манбиджа, а это народ из людей харб по ту сторону Евфрата, написал Умару ибн ал-Хаттабу – да будет доволен им Аллах всевышний: Разреши нам вступить в вашу страну для торговли и бери с нас ушур. Сказал: Умар посоветовался со сподвижниками посланника Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – и они дали совет Умару, чтобы он принял это предложение. Они были первыми из людей харб, с которых взяли ушур.

Сказал: Нам передал ас-Сари ибн Исмаил со слов Амира ибн Ша'би со слов Зийада ибн Худайра ал-Асади о том, что Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах всевышний – послал Зийада ибн Худайра для взимания ушура в Ираке и Сирии и приказал взыскивать с муслимов четверть ушра, с людей зимма – пол-ушра, а с людей харб – ушр. И вот проходит мимо него человек из племени бану таглиб из христиан-арабов, с лошадью. Эта последняя была оценена в 20 тыс. дирхемов. Зийад ему говорит: Дай мне лошадь и бери у меня 19 тыс. дирхемов или оставь себе лошадь и дай мне 1000 дирхемов. Сказал: Он отдал 1000 дирхемов и таким образом сохранил себе лошадь. Сказал: В том же году он, возвращаясь обратно, прошел мимо Зийада, и он сказал ему: Дай мне другую тысячу. И таглибит сказал: Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать у меня тысячу? Тот ответил: Да. Сказал: И вернулся таглибит к Умару и застал его в Мекке, в одном доме. Он спросил разрешения войти. Умар спрашивает: Кто ты? – Человек из арабов-христиан, – ответил он и рассказал все, что с ним случилось. Умар говорит: С тебя достаточно, – и не прибавил к своим словам ничего. Вернулся таглибит к Зийаду ибн Худайру и заранее свыкся с мыслью, что у него возьмут другую тысячу. Но у Зийада он застал письмо Умара, которое опередило его и в котором говорилось: со всякого, кто пройдет мимо себя и с которого ты взыщешь садака, не бери ничего до соответствующего дня будущего года, если только ты не найдешь излишки. Сказал: Таглибит воскликнул: Клянусь Аллахом, я уже собирался дать тебе другую тысячу. Призываю Аллаха в свидетели, что я отрекаюсь от христианства и принимаю веру человека, написавшего тебе это письмо.

Сказал: Передал нам Абд ар-Рахман ибн Абдаллах ал-Масуди со слов Джамиа ибн Шаддада со слов Зийада ибн Худайра, что этот последний протянул веревку через Евфрат. Один из христиан прошел мимо него, и он взял с него ушур. Потом тот удалился и продал свой товар. Когда тот на обратном пути опять проходил мимо него, Зийад хотел еще раз взять с него ушур. Тот ему сказал: Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать с меня ушур? Он ответил: Да. Этот человек отправился к Умару ибн ал-Хаттабу и нашел его в Мекке, обращающимся к народу с проповедью: «Мы назначили этот дом в сборище и убежище людям! Да не узнаю, чтобы кто-нибудь от убежища Аллаха до своего дома потерпел убыток» [Коран]

Сказал: Тогда я ему говорю: О, повелитель верующих, я христианин, прохожу мимо Зийада ибн Худайра, и он взял с меня ушур. Потом удаляюсь и продаю свой товар, после этого он хотел еще раз взять с меня ушур. Умар сказал: На это он не имеет права, он не имеет права больше одного раза в год взять с твоего имущества ушур. Потом он сошел с минбара и написал сборщику письмо. Я задержался там несколько дней, а потом прихожу к Умару и говорю: Я тот старец-христианин, который говорил с тобой о Зийаде. А я тот истинно верующий старец, – ответил он, – который решил твое дело.

Сказал: Передал мне Йахйа ибн Саид со слов Зурайка ибн Хаййана, а он был сборщиком ушура в Мисре, что Умар ибн Абд ал-Азиз – да будет доволен им Аллах всевышний – ему писал: Осматривай всех, кто проходит мимо тебя из муслимов, и со всего, что заметно глазу из их имущества и что предназначено для продажи стоимостью в 40 динаров, взыскивай динар, а если не достает до 40 динаров, такое соотношение остается в силе до 20 динаров, а когда она менее 20 динаров, то оставь и не бери ничего. Когда мимо тебя проходят люди зимма с предметами, предназначенными для продажи, то взимай с каждых 20 динаров динар. Но если стоимость предмета не достает до этой суммы, то такое соотношение остается в силе до 10 динаров. Потом оставь и не бери ничего с предметов стоимостью менее 10 динаров, и напиши им расписку в том, что с них взято, которая остается в силе до соответствующего времени будущего года.

Сказал: Передал нам Амр ибн Маймун ибн Михран со слов своего отца со слов его матери, которая сказала: Я вместе с ал-Силсилой проходила мимо Масрука. Она была мукатаба с большим количеством товара. Масрук спросил ее: Кто ты? Она ответила: Мукатаба. Она была персиянка, и с ней говорил переводчик. Она ему «мукатаба» сказала по-персидски. Переводчик об этом сообщил Масруку, который сказал: С имущества раба не взимается закат, – и дал ей дорогу.

Сказал: Передал нам Абу Ханифа со слов Хаммада со слов Ибрахима о том, что, когда проходили люди зимма с вином для продажи, у них взимали с его стоимости пол-ушра, но не верили словам о стоимости вина, пока они не приводили двух человек из людей зимма, которые оценивали его, и после этого согласно его цене взимали пол-ушра.

Сказал: Передал нам Кайс ибн Рабиа со слов Абу Фазара со слов Йазида ибн ал-Асамма со слов ибн аз-Зубайра о том, что этот последний сказал: Эти преграды и веревки – дело нехорошее и незаконное. Он послал сборщиков в Йаман и приказал, чтобы они ничего не взимали, прибегая к преградам и веревкам, установленным на мостах и дорогах. Когда ему привезли собранный ушур, он нашел, что его стало меньше. Они сказали: Ведь ты нам запретил... Он сказал: Взимайте так же, как взимали раньше. Нам рассказал Мухаммад ибн Абдаллах со слов Анаса ибн Сирина, который сказал: Меня хотели назначить сборщиком ушура к ал-Убулле, но я отказался. Со мной встречается Анас ибн Малик и спрашивает: Что тебе мешает занять эту должность? Я отвечаю: Взимание ушура – это наихудшее из занятий человека. Сказал: Не говори так, – ответил Анас, – он ведь учрежден Умаром, который предписал взимать с людей ислама четверть ушра, с людей зимма – пол-ушра, а с многобожников, у которых нет зимма, – ушр.

Формы издольной аренды

Ты спрашивал, повелитель верующих, о сдаче в издольную аренду-музараат необработанной земли из половины или трети урожая.

Наши товарищи из Хиджаза и Мадины не одобряют ее и считают ее недействительной, говоря, что необработанная земля отличается от земли под пальмами и фруктовыми деревьями. Вместе с тем они не видят никакого зла в сдаче в издольную аренду-мусакат земли под пальмами и другими фруктовыми деревьями из трети, четверти, из меньшей или большей доли урожая.

Наши товарищи из Куфы не имеют единого мнения по этому вопросу. Тот, кто одобряет сдачу в издольную аренду-мусакат земли под пальмами и другими фруктовыми деревьями, тот одобряет сдачу в издольную аренду-музараат необработанной земли из половины и трети урожая, а тот, кто не одобряет сдачу в издольную аренду-мусакат земли под пальмами и фруктовыми деревьями, тот не одобряет также и сдачу в издольную аренду-музараат необработанной земли из половины или трети урожая. Но эти две группы из Куфы единодушны в одном: кто одобряет сдачу в издольную аренду-мусакат земли под пальмами и фруктовыми деревьями, тот одобряет и сдачу в издольную аренду-музараат необработанной земли, а кто не считает юридически действительным первый вид, тот не считает юридически действительным и второй вид издольной аренды.

Абу Йусуф сказал: Лучшее, что мы слышали, хотя об этом Аллах лучше знает, – это то, что все они дозволены, правильны и юридически законны. Эти земли, по моему мнению, подобны имуществу мударабат: одно лицо передает другому имущество мударабат из половины или из трети, а это дозволено, хотя при этом стороны не знают сумму барыша, но по этому поводу между учеными нет никакого разногласия. Земля, по моему мнению, подобна имуществу мударабат, все равно она необработана, под пальмами или другими фруктовыми деревьями.

Сказал: Абу Ханифа– да помилует его Аллах – был из тех, кто не одобряет всех этих издольных аренд как необработанной земли, так и земли под пальмами и другими фруктовыми деревьями из трети или четверти, из большей или меньшей доли урожая, но ибн Абу Лайла был из тех, кто в этом не видит никакого зла.

Абу Ханифа и те, кто не одобрял сдачу земли в издольную аренду, в доказательство своего мнения приводили хадис, передаваемый Абу Хасином со слов Ибн Рафиа ибн Хадиджа со слов своего отца о том, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – проходил мимо какого-то огороженного участка и спросил: Кому он принадлежит? Хадидж ответил: Мне, я его взял внаймы. Посланник Аллаха сказал: Не бери его внаймы на условиях уплаты чего-либо из собранного с него урожая. Абу Ханифа – да будет доволен им Аллах – и те, кто не одобряет сдачу земли в издольную аренду-мусакат, приводя этот хадис, утверждают: Такая иджара юридически недействительна и основана на неясных условиях.

В доказательство недозволяемости(сдачи земли в)издольную аренду-музараат из трети или четверти урожая они приводили также хадис, передаваемый со слов Джабира о том, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – не одобрял сдачу земли в издольную аренду-музара'ат из трети или четверти урожая.

Наши товарищи из Хиджаза, как я уже об этом упоминал, считают это законным, и в доказательство своего мнения они приводят сделку посланника Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – с жителями Хайбара о сдаче им в издольную аренду фиников и посевов. Я не знаю ни одного из факихов, который бы оспаривал это, не считая ту группу из Куфы, о которой я уже упоминал.

Абу Йусуф сказал: Лучшее, что мы слышали по этому поводу, хотя об этом Аллах лучше знает, это то, что они дозволены и законны. Мы следуем за хадисами, дошедшими до нас, относительно сдачи в аренду-мусакат посланником Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – Хайбара, так как они, по нашему мнению, более достоверны, более многочисленны и более распространены, чем дошедшие до нас противоречащие им хадисы.

Сказал: Нам сообщил Нафк со слов Абдаллаха ибн Умара со слов Умара о том, что пророк – да благословит его Аллах да приветствует – сдал жителям Хайбара землю из половины урожая посевов и фиников, а каждой из своих жен он жаловал из этого дохода ежегодно 100 васков: 80 васков финиками, 20 васков ячменем. Когда халифом стал Умар ибн ал-Хаттаб, он разделил Хайбар между муслимами, а женам пророка –да благословит его Аллах да приветствует – он дал на выбор: пожаловать их землями или обеспечить ежегодно каждой из них 100 васков. Они разошлись во мнениях, одни предпочли, чтобы им была пожалована земля, другие – выдачу васков. Айша и Хафса – да будет доволен ими Аллах всевышний – были из тех, которые предпочли васки.

Сказал: Нам сообщил Умар ибн Динар: Мы сидели у Абу Джафара, и один из присутствующих спросил его о сдаче в аренду земли, фиников и фруктовых деревьев. Он ответил: Посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – сдавал Хайбар его жителям в аренду из половины, они ухаживали за финиковыми пальмами, охраняли их, орошали и искусственно опыляли. Накануне их сбора он посылал к ним Абдаллаха ибн Раваха, тот подсчитывал жителям Хайбара приблизительно ожидаемый сбор фиников. Они брали на себя сбор фиников и пророку – да благословит его Аллах да приветствует – посылали цену половинной доли всего урожая. В каком-то году они пришли к посланнику

Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – и сказали: Абдаллах ибн Раваха обманул нас при предполагаемом определении урожая фиников. Он ответил: Мы возьмем у вас цену согласно подсчету Абдаллаха, а затем возвратим вам из полученной суммы цену полученной вами фактически половинной доли.

Но они ответили с помощью рук своих таким образом – и рассказчик скрестил пальцы, изображая число 30 – это по праву, на это опора небес и земли, и мы сами его соберем. Они взяли на себя сбор фиников и вручили посланнику Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – цену половинной доли урожая.

Сказал: Нам сообщил ал-Хаджжадж со слов Абу Джафара о том, что пророк – да благословит его Аллах да приветствует – отдал Хайбар его жителям в аренду из половины. Сказал: Абу Бакр, Умар и Усман – да будет доволен ими Аллах – давали свои земли в издольную аренду из половины.

Сказал: Нам сообщил ал-Амаш со слов Ибрахима ибн ал-Мухаджира со слов Муса ибн Талха; Я видел, что Сад ибн Абу Ваккас и Абдаллах ибн Максуд давали свои земли в издольную аренду из трети и четверти урожая.

Сказал: Нам сообщил ал-Хаджжадж ибн Арта со слов Абу Джафара о том, что пророк – да благословит его Аллах да приветствует– дал Хайбар в аренду из половины, но в то же время пророк, да благословит его Аллах да приветствует, Абу Бакр, Умар и Усман – да будет доволен ими Аллах всевышний – давали свои земли в издольную аренду из трети урожая.

Абу Йусуф сказал: Это – лучшее из того, что мы слышали по этому поводу, хотя об этом Аллах лучше знает, и оно, по нашему мнению, принято.

Абу Иусуф сказал: Издольная аренда-музараат, по нашему мнению, делится на несколько видов.

Первая из них – это арийа – предоставление права пользования безвозмездно. При этом виде отсутствует арендная плата-иджара. Он состоит в том, что одно лицо передает другому землю, которую оно засевает, но первое не ставит второму в условии плату за сдаваемую землю. Тот, кто получает землю в арийа, засевает ее своими семенами с помощью своих быков и на свои средства. Посев принадлежит ему, а харадж взимается с собственника земли, но если земля – ушурная, то ушр взимается с сеятеля, такова точка зрения и Абу Ханифа – да будет доволен им Аллах всевышний.

Другой вид: Одному принадлежит земля, и он зовет другого для совместной обработки земли при условии, что средства на ее обработку, так же как и семена, будут разделены между ними в равных долях. При этом виде, как и при первом, посев делится между ними, а ушр – с посева, если земля ушурная, но если она хараджная, то харадж взимается с собственника земли.

Следующий вид: Иджара – сдача в аренду необработанной земли за определенную сумму дирхемов на один или два года. Этот вид дозволяется, а харадж, по мнению Абу Ханифа – да будет доволен им Аллах всевышний – взимается с собственника земли, но если земля ушурная, то и ушр взимается с собственника земли. Также говорит и Абу Йусуф, если земля хараджная, но если она ушурная, то ушр взимается с собственника хлеба.

Следующий четвертый вид: Издольная аренда-музараат из трети или четверти урожая. Абу Ханифа – да будет доволен им Аллах всевышний – считает этот вид издольной аренды юридически)недействительным и полагает, что издольщику положена подходящая для сданной земли денежная плата. Харадж, так же как и ушр, взимают с собственника земли. Я говорю: Издольная аренда-музараат законна с ее условиями, харадж взимается с собственника земли, а ушр они платят совместно с посева. Это – четвертый вид.

Последний вид: Одному принадлежат земля, быки, семена. Он зовет аккара, передает их ему, а тот обрабатывает землю. Аккар получает '/6 или '/7 долю урожая. Абу Ханифа – да будет доволен им Аллах всевышний – и кто соглашается с ним, считают этот вид юридически недействительным. По их мнению, посев принадлежит собственнику земли, а аккару – соответствующая денежная плата. Харадж взимается с собственника земли, а ушр – с посева.

Абу Йусуф сказал: По моему мнению, этот вид дозволяется на заключенных сторонами условиях, согласно дошедшим до нас преданиям.

Йахйа ибн Адам. Китаб ал-харадж

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана со слов Саида со слов Алкама ибн Сарсада со слов своего отца о том, что он сказал: Посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – относительно мусульман-бедуинов говорил: Они не имеют - какой-либо доли из фая и ганима, если они не участвуют с остальными мусульманами в джихаде.

Йахйа сказал: Умар ибн ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах – сказал: Нет мусульманина, не имеющего права в этом фае, не считая тех, кем овладели ваши десницы [т. е. рабов].

Нам сообщил ал-Хасан со слов Йахйи со слов Усмана ибн Миксама ал-Бурри со слов Амра ибн Убайда о том, что ал-Хасан говорил: Фай и ганима – постановления, не подлежащие аннулированию.

Йахйа сказал: Я слышал, Шарик ибн Абдаллах говорил: Земля хараджа – это земля, завоеванная на основе договора, предусматривающего уплату ее владельцами хараджа в пользу мусульман.

Тогда я спросил его: А как ты думаешь относительно Савада Куфийского? Он ответил: Он завоеван посредством оружия, следовательно, он относится к фаю, но жители его были оставлены. Они платили какую-то определенную плату, но не харадж.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Иахйи со слов Зийада ибн Абдаллаха ибн ат-Туфайла о том, что Мухаммад ибн Исхак говорил: Я спросил ибн Шихаба о Хайбаре, и он мне сказал, что, как ему передавали, посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – завоевал Хайбар посредством оружия, после сражения. Хайбар был из того, что доставил Аллах своему посланнику в качестве фая – добычи. Он отделил от него хумс – пятую часть, а остальное разделил между муслимами. Жители Хайбара сдались на условиях выселения, но посланник Аллаха – Да благословит его Аллах да приветствует – призвал их к обработке земли на издольных началах

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахима со слов ал-Хаджжаджа ибн Арта со слов Амра ибн Усмана ибн Мавхаба со слов Муса ибн Талха: Посланник Аллаха– Да благословит его Аллах да приветствует – послал Муаза в Иаман и приказал, чтобы тот взимал садака с пшеницы, ячменя, финиковых пальм и с изюма.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Шарика со слов ибн Абу Лайла со слов Амра ибн Мурра со слов Абу ал-Бахтари со слов Абу Са'ида ал-Хадри, который, возводя хадис к пророку, да благословит его Аллах да приветствует, говорил: С пшеницы, ячменя, фиников и изюма весом меньше пяти васков садака не взимается.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасаиа со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Амра ибн Убайда со слов ал-Хасана: Посланник Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – предписал садака только с десяти предметов: верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, золота, серебра, пшеницы, ячменя, фиников, изюма. Ибн Уйайна сказал: Я думаю, что он сказал также с кукурузы.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасаиа со слов Йахйи сослов Абу Бакра ибн Аййша со слов ал-Аджлаха со слов аш-Шаби о том, что посланник Аллаха – да благословит его Аллах, да приветствует – написал жителям Йамана относительно заката с пшеницы, ячменя, фиников и изюма.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Аттаба ал-Джазари со слов Хусайфа со слов Муджахида: Во времена посланника Аллаха – да благословит его Аллах да приветствует – садака брали только с пяти предметов: с пшеницы, ячменя, фиников, изюма и кукурузы.

Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зухайра ибн Муавии со слов Муса ибн Укба со слов Нафиа со слов Ибн Умара: Относительно садака с фруктов и посевов говорили: с земли бал, или с земли, орошаемой из родников и рек, и с земли асари, или орошаемой дождями, взимают ушр, один с десяти, а с земли, орошаемой с помощью животного, доставляющий воду для орошения, взимают пол-ушра: один с двадцати.

Иахйа сказал: При упоминании хадиса Джафара Хатим ибн Исмаил сказал: ал-гайл – это то, что орошается текущими на поверхности земли реками, а ал-бал – это засушливая земля, орошаемая водами дождя.

Йахйа сказал: Я спросил Абу Ийаса, и он сказал: ал-бал, ал-асари и ал-ази – это земля, орошаемая водой неба.

Йахйа сказал: Если земля частично орошаема рекой, частично с помощью бурдюков, – закат взимают из нормы пяти васков: ушр с той части, которая орошается рекой, а с той части, которая орошается с помощью бурдюков, – пол-ушра.

Асари – это посев, орошаемый исключительно водами дождя и облаков, никакими другими водами, а только дождевыми. Это – асари.

Ал-бал – это виноград, корни которого, уходя в землю, достают до воды, не требующий орошения в пределах 5–6 лет и, если оно будет заброшено, выдерживает. Это – бал.

Сайл – это вода вади, когда она течет. Что касается гайл, то это – небольшой сайл, когда он несет мало воды, но чистую. Это гайл.

Ази– это дождевая вода.

Абу-л-Хасанал-Маварди.
Книга о принципах управления

Категории земель
по принципам налогообложения

Все земли делятся на четыре категории. Первая категория – земли, оживленные мусульманами. Это земли ушра, и не дозволено облагать их хараджем. Вторая категория – земли, ради сохранения которых владельцы их приняли ислам. Они имеют преимущественное право на эти земли, и, по мнению аш-Шафии,– да благословит его аллах – они – земли ушра, и не дозволено облагать их хараджем.

Абу-Ханифа говорит: имам может по собственному выбору наложить на них харадж или ушр. Если он наложил на них харадж, то не дозволено перевести их на ушр, но если он наложил на них ушр, то дозволено перевести их на харадж.

Третья категория – земли, завоеванные у неверующих посредством оружия, с бою. Они, по мнению аш-Шафи'и, – и добыча, подлежащая разделу между взявшими их в качестве добычи, и они – земли ушра. Не дозволено облагать их хараджем. Малик их считает вакфом из-за хараджа, налагаемого на них. Абу-Ханифа говорит, что имам может выбирать: разделить их или сделать вакфом.

Четвертая категория – земли, о которых неверующие заключили договор. Это та специальная категория земель, которая облагается хараджем и состоит из двух видов.

Первый вид – земли, брошенные их владельцами. Таким образом, ставшие принадлежностью мусульман без сражения. Они – вакф в пользу всех мусульман и облагаются хараджем, который представляет постоянную арендную плату, если его сумма и не будет определена во времени, когда это будет в общих интересах.

Харадж не подлежит изменению ни при принятии ислама, ни при вступлении под покровительство. Не дозволено продавать субстанции этих земель из-за распространения на них статута вакфа.

Второй вид – земли, владельцы которых остались на них и заключили договор об их сохранении в своем владении посредством хараджа, который налагается на них. Этот вид состоит из двух подвидов.

Первый подвид – земли, владельцы которых при заключении договора с нами отказались от собственности на них в пользу нас. Эти земли – вакф мусульман подобно землям, брошенным их владельцами. Харадж, налагаемый на них, представляет арендную плату, которая сохраняется и при обращении их владельцев в ислам. Не дозволено им продавать субстанцию этих земель. Они сохраняют преимущественное право на них, пока они соблюдают договор, независимо от того, останутся ли они неверующими или примут ислам, у них нельзя отобрать эти земли, так же как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов. Платеж хараджа не освобождает их от платежа подушного налога – джизьи, если они станут людьми зиммы и изберут новое местожительство. А если они не вступают в покровительство – зимму, сохраняют договор и не платят джизью, то не дозволено оставить их в этом положении больше года. А меньше одного года без платежа джизьи оставлять их дозволено. [Эту категорию, по мнению других законоведов, составляют земли, завоеванные посредством оружия. Ал-Маварди признает наличие договора с их владельцами, но собственность на эти земли, по его мнению, принадлежит мусульманам, а право пользования – владельцам, обязанным платить в пользу государства расчлененный налог: харадж – поземельный налог; джизью – подушный налог.]

Второй подвид – земли, владельцы которых сохранили собственность на них, не отказались от их субстанции и о которых они заключили договор при условии уплаты хараджа, налагаемого на них. Это харадж-джизья, которая взимается с них, пока они остаются неверующими, но при обращении в ислам снимается. Дозволено не брать у них подушный налог, и им разрешается продавать эти земли, кому они пожелают: из их среды, из мусульман или из зиммьев.

Если они продадут землю своим, то на нее будет сохранен статут хараджа. Если они продадут землю мусульманину, то харадж с нее снимается. Если они продадут землю зиммьям, то, возможно, с нее будет взиматься харадж из-за неверия покупателя, а, возможно, с него будет снят харадж из-за того, что после принятия им зимма, условия прежнего договора для него не обязательны [Эту категорию, по мнению некоторых законоведов, составляют земли, приобретенные на основе договора. Согласно ал-Маварди, отличительная черта этой категории – принадлежность права собственности на землю ее владельцам, плата не расчлененного, а единого налога – хараджа, который по своему существу то же, что и джизья (единый налог, дань), платимый в пользу государства. Дозволена купля и продажа этих земель без ограничения круга покупателей].

Принципы пожалования икта

Что касается икта ат-тамлик, то земля, пожалованная на правах икта, делится на три категории: мертвую землю, обработанную землю и землю с полезными ископаемыми. Что касается мертвой земли [согласно мусульманским законоведам, мертвыми считались все земли, которые не находились во владении или в собственности кого-либо и не обрабатывались], то она двух видов. Первый вид – земля, которая не переставала быть мертвой с давних времен, не подвергалась обработке и на которую не была установлена собственность. Это та земля, которую султан может пожаловать тому, кто ее оживит и обработает. По мнению Абу-Ханифы, пожалование ее в икта – условие дозволенности ее оживления, так как Абу-Ханифа не разрешает оживить мертвую землю без дозволения имама. По мнению аш-Шафии, пожалование ее на правах икта дает получателю преимущественное право на ее оживление по сравнению с другими, но это пожалование не обусловливает дозволенности ее оживления, ибо оживлять мертвую землю дозволяется без разрешения имама.

Согласно обоим мнениям, тот, кто получает мертвую землю на правах икта, посредством оживления приобретает преимущественное право по сравнению с другими.

Посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – пожаловал Зубайру ибн-Авваму земли из мертвой земли ан-Наки столько, сколько тот покрыл бы галопом своего коня. Зубайр припустил своего коня, а потом, желая увеличить получаемую землю, перебросил свой кнут через коня, и посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – сказал: «Дайте ему землю до места падения его кнута».

Второй вид – земля, которая была обработана, а потом пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной.

Такая земля двух видов. Первый вид – земля, которая существовала при джахилии подобно землям адии самуд [названия древних племен, употребляемые в значении древнего происхождения. Имеется в виду земли, которые были в собственности племен или отдельных лиц до возникновения ислама, запустевшие по разным причинам, в том числе по причинам переселения племен].

Этот вид походит на землю, которая не была обработана, и ее пожалование на правах икта дозволено. Посланник аллаха, да благословит его аллах, да приветствует – сказал: «Земля ади принадлежит аллаху, его посланнику, а потом от меня – вам», подразумевая землю ади.

Второй вид – земля, которая была приобретена во время ислама и на которую распространялась собственность мусульман, а потом она пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной. О правилах ее оживления у законоведов три различных мнения.

По мнению аш-Шафии, на эту землю посредством оживления нельзя установить собственность, независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Малик говорит, что посредством оживления на нее можно установить собственность, независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Абу-Ханифа говорит, что если владельцы этой земли известны, то на нее посредством оживления собственность не устанавливается, но если они не известны, то на нее посредством оживления собственность устанавливается. Согласно его мнению, посредством оживления не дозволено установить собственность на мертвую землю без пожалования ее на правах икта. Если ее владельцы известны, тогда не дозволено пожаловать мертвую землю на правах икта, ибо ее владельцы имеют преимущественное право на ее продажу и оживление; но если они не известны, то пожалование ее на правах икта дозволено и это пожалование – условие законности ее оживления.

Когда мертвая земля по комментированному нами способу становится икта, лицо, которому имам пожалует ее и, в силу этого, приобрело на эту землю преимущественное право по сравнению с другими, не может установить собственность на эту землю, пока ее не оживит. Если это лицо приступает к оживлению полученной земли, то по окончании ее оживления становится собственником. Если же получивший мертвую землю на правах икта не приступает к ее оживлению, то он имеет преимущественное право на эту землю только в качестве ее владельца, но не собственника. Будут рассмотрены причины, из-за которых он не приступил к ее оживлению; и если они будут явно уважительными, то нельзя оспаривать у него эту землю, и он сохраняет ее в своем владении, пока существуют эти причины.

Но если причины будут неуважительными, то, по мнению Абу-Ханифы, нельзя оспаривать у него эту землю до истечения трех лет. Если владелец оживит ее в течение этого времени, то хорошо, а если нет, то упраздняется статут икта на том основании, что Умар назначил срок пожалования три года.

По мнению аш-Шафии, установление срока не обязательно. Во внимание принимается возможность этого лица оживить мертвую землю, и когда наступит время, в течение которого земля должна быть оживлена, то ему будет сказано: или ты оживи ее, и она будет утверждена в твоей собственности, или откажись от нее с тем, чтобы она вернулась в положение, в котором она находилась до ее пожалования. Что касается срока, назначенного Умаром, – да будет доволен им аллах, то он, возможно, был вызван частным обстоятельством, или же его мнение было признано годным во всех случаях.

Если какой-либо узурпатор присвоит пожалованную мертвую землю и оживит ее, то по этому поводу законоведы высказывают три различных мнения.

По мнению аш-Шафии, тот, кто оживит такую землю, приобретает преимущественное право над лицом, получившим ее на правах икта.

Абу-Ханифа говорит, что при оживлении такой земли до истечения трех лет, она остается в собственности того, кому она была пожалована, а после истечения трех лет она становится собственностью того, кто ее оживил.

Малик говорит, что если эту землю оживили, зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда земля остается в собственности того, кому она была пожалована, но если ее оживили, не зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда тот, кому она была пожалована, может выбирать: или оплатить расходы по оживлению тому, кто мертвую землю оживил, или оставить ее у него и передать ему же остальную часть мертвой земли.

Что касается обработанной земли, то она двух категорий. Первая – земля, собственник которой признан и на которую у султана нет никаких прав, за исключением обязательств, налагаемых на эту землю казной, когда она находится на территории ислама, независимо от того, будет ли она принадлежать муслимам или зиммьям; но если земля находится на территории войны, которую мусульмане еще не захватили, и имам пожелает пожаловать ее на правах икта с тем, чтобы тот, кому она будет пожалована, вступил в собственность при ее завоевании, то это дозволено. Тамим ад-Дари просил посланника аллаха – да благословит его аллах, да приветствует, – чтобы тот пожаловал ему Уйун ал-Балад, который находился в Сирии, до ее завоевания, и он так и сделал.

Таким образом, если кто-либо просит у имама в дар имущество на территории войны, и оно еще в собственности ее населения или кто-либо просит пленных и подростков с этой территории, с тем чтобы при ее завоевании он имел преимущественное право на них, то это дозволено. Дарение разрешено и тогда, когда еще не известно, осуществимо ли оно, ибо оно зависит от общего положения [когда успех военных мероприятий еще не определился].

Аш-Шаби рассказал, что Харим ибн-Аус ибн Харис ат-Таи сказал пророку – да благословит его аллах, да приветствует: «Если аллах доставит тебе победу над Хирой, то дай мне Бинт Нафилу». Когда Халид хотел заключить договор с жителями Хиры, Харим заявил ему: «Посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – назначил мне Бинт Нафилу, и не включай ее в договор». Башир ибн-Саад и Мухаммад ибн-Маслама засвидетельствовали это, и Халид исключил ее из договора и передал Хариму, который продал ее за тысячу дирхемов. Со времен договоренности Харима она изменилась и состарилась. Хариму сказали: «Горе тебе, ты ее удешевил, а если ты запросил, то родственники ее дали бы тебе в два раза больше». Тот ответил: «Я не думал, что существовало число большее, чем тысяча».

Когда икта ат-тамлик соответствует этой категории, то необходимо рассматривать условия завоевания. Если завоевание имело место на основе договора, то земля освобождается для лица, получившего ее на правах икта, и она подлежит изъятию из условий договора в силу предшествующего пожалования этой земли на правах икта. Но если завоевание осуществлено посредством оружия, то лицо, получившее землю на правах икта и дара, приобретает преимущественное право на пожалованную и подаренную землю над теми, кто ее взял в качестве добычи. Дело последних будет рассмотрено, и если они знали о пожаловании и дарении этой земли до ее завоевания, то они не имеют права требовать возмещения за пожалованную и подаренную землю. Но если они не знали об этом до завоевания, то имам дает им в возмещение то, что их удовлетворит, таким же образом, как имам дает им компенсацию из добычи за какое-нибудь другое дело. Абу-Ханифа говорит, что не обязательно дать им компенсацию из добычи как за пожалованную и подаренную землю, так и за какое-нибудь другое дело.

Вторая – земля, владелец которой не признан и на которую никто не может предъявить права. Эта категория делится на три вида.

Первый вид – земля, которая в завоеванных странах была взята имамом в пользу казны или по праву хумса, так как она принадлежала людям хумса, или по праву конфискации для удовлетворения тех, кто взял ее в добычу. Умар ибн-ал-Хаттаб – да будет доволен им аллах – конфисковал на территории Савада земли Хосроя, земли членов его дома и земли, собственники которых или бежали или погибли в сражении. Общая сумма дохода с этих земель составляла 9000000 дирхемов. Он расходовал ее в интересах мусульман и никому не жаловал из этих земель икта. Потом Усман – да будет доволен им аллах – начал жаловать из них икта, так как считал, что пожалование их на правах икта дает больше доходов, чем их оставление необработанными. Эти пожалования земли на правах икта он обусловливал платежом по праву фая.

Эти его пожалования были икта иджара, а не икта ат-тамлик. Доход с этих земель увеличился до того, что достиг, как говорят, 50000000 дирхемов. Из этого дохода выдавал он награды и дары, а после халифы передавали его друг другу. Во время ал-Джамаджима в 82 г., когда восстал ибн ал-Аш'ас, сгорел Диван и каждый забрал ту часть этой земли, которая примыкала к его владению. [Имеется в виду восстание Абд ар-Рахман ибн-Мухаммада ибн ал-Ашаса, наместника Седжестана, в 700 г. против Халифа Абдал-Малика и его наместника Хаджжаджа. В восстании приняло участие наряду с арабскими войсками, которыми командовал Абд ар-Рахман, множество шиитов и хариджитов. После ряда побед войска восставших в 702 г. потерпели поражение у Дайра ал-Джамаджима в окрестности Куфы].

Это тот вид обработанной земли, субстанцию которой не дозволено пожаловать на правах икта, ибо посредством конфискации она стала принадлежать казне как собственность всех мусульман и на субстанцию этого вида земли распространяется статус постоянного вакфа.

Второй – земли хараджа, субстанции которых не дозволено пожаловать в собственность. Этот вид делится на два подвида.

Первый подвид – земли, субстанции которых – вакф, а ее харадж – арендная плата. Передача в собственность вакфа посредством пожалования, а также посредством продажи и дарения незаконна. [В действительности владельцы хараджных земель, обремененные тяжелыми налогами, продавали или дарили свои земли арабским феодалам, платившим по сравнению с ними незначительный поземельный налог – десятую часть урожая. Халиф Умар II признал законность всех сделок, имевших место до 718/19 г.]

Второй подвид – земля, субстанция которой частная собственность, а ее харадж – джизья.

Незаконно пожаловать в икта землю, которая находится в частной собственности и собственники которой признаны. Что касается пожалования ее в харадж, то об этом мы упомянем после, в икта ал-истиглал.

Третий подвид – земля, владельцы которой умерли и на которую не имеют права наследники умершего.