Проблемы повышения эффективности деятельности ООН (реформирование).
Специализированные учреждения ООН как особый вид международных организаций.
В систему ООН входят Секретариат ООН, программы и фонды ООН, специализированные учреждения ООН. Эти органы и организации, связанные с ООН специальными соглашениями, предоставляют доклады ЭКОСОС и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы, устанавливают направления своей деятельности и предоставляют техническое содействие и др. виды практической помощи практически во всех областях экономической и социальной деятельности.
Специализированные учреждения ООН – особый вид международных организаций, которые входят в систему ООН и позволяют ей обладать универсальной компетенцией. Данные организации по своей компетенции должны касаться только определенных направлений сотрудничества между государствами (специальная компетенция международных организаций). Специализированные учреждения характеризуются также устойчивой связью с ООН, которая оформляется путем заключения специальных соглашений между ними и ЭКОСОС.
Понятие специализированных учреждений ООН дано в ст.57 Устава ООН: «Различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью, в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях будут поставлены в связь с Организацией».
Более чем полувековая деятельность Организации позволяет говорить о ее позитивном вкладе в развитие современных международных отношений.
Однако при всей значимости роли ООН в современном мире, выполнение ею уставных задач нельзя признать достаточно эффективным. Со времени создания ООН в 1945 году в мире произошло более 120 вооруженных конфликтов, в том числе инициированные постоянными членами Совета Безопасности (Военная акция НАТО против союзной республики Югославии в 1999 г.), в которых погибло 22 миллиона человек, по-прежнему в нищете проживает более половины населения земного шара, не всегда приносят позитивные результаты миротворческие операции ООН (например, в Сомали 1992-1995 гг., в Сьерра-Леоне 2000 г., в Анголе 1998 г.), что является причиной непрекращающейся критики ООН, требований, особенно со стороны развивающихся стран, радикального пересмотра ее Устава.
Указанные недостатки проистекают не столько из несовершенства ее Устава, системы коллективной безопасности ООН, сколько из нежелания отдельных государств, в том числе великих держав, соблюдать основополагающие принципы международного права, закрепленные в Уставе, и международные обязательства, содержащихся в конвенциях, участниками которых они являются. Это подтверждается единогласным принятием в 2000 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларации тысячелетия ООН. В Декларации была определена стратегия ООН в эпоху глобализации, в качестве первоочередных задач которой определялось: «борьба за развитие для всех народов мира, борьба с нищетой, невежеством и болезнями, борьба с несправедливостью, насилием и террором и преступностью, борьба с деградацией и разрушением нашего общего дома».
С целью превращения ООН в более эффективный инструмент для выполнения указанных задач в ней предлагается признать центральное место Генеральной Ассамблеи как главного директивного совещательного органа ООН и дать ей возможность выполнять эту роль; реформировать Совет Безопасности ООН во всех аспектах; укрепить и повысить роль ЭКОСОС, чтобы дать ему возможность выполнять его полномочия, предписанные Уставом; укрепить Международный Суд, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах; проводить координацию действий и консультации между главными органами; обеспечить ООН наделение ресурсами, необходимыми для выполнения полномочий; призвать Секретариат к эффективному использованию этих ресурсов путем применения передовых технологий и методов управления; предоставить частным лицам, неправительственным международным организациям более широкие возможности для содействия достижению целей и осуществления программ ООН.
Еще в 1974 году Генеральная Ассамблея постановила учредить Специальный комитет по Уставу ООН, который с 1975 года был созван как Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации в целях рассмотрения предложений в отношении Устава ООН и усиления роли Организации в деле поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между всеми народами и развития норм международного права в отношении между государствами.
Основные направления адаптации Устава ООН к меняющимся условиям развития международных отношений:
1. путем толкования Устава (подразумевающаяся компетенция).
2. принятия документов, конкретизирующих и раскрывающих положения Устава ООН.
3. система «резервных соглашений» предусматривает заблаговременное выделение государствами национальных военных контингентов, гражданского персонала, других ресурсов и поддержание их на условленном уровне готовности к развертыванию, как только это понадобиться ООН.
4. новым важным приоритетом служит поворот в сторону сотрудничества с гражданским обществом – с неправительственными организациями, профсоюзами, деловыми кругами и т.п. – для поощрения практического партнерства в осуществлении целей и зада Организации.
5. административные и организационные реформы:
а) изменение органов и учреждений ООН, включая расширение состава Совета Безопасности, реорганизацию ЭКОСОС, Совета по опеке;
б) пересмотр шкалы взносов, уплачиваемых Организации государствами-членами, а также
в) пути улучшения общей координации работы ООН и ее системы.
В целях содействия Генеральному секретарю в выполнении возложенных на него обязанностей по проведению реформ в 1998 г. была учреждена новая должность – I заместителя Генерального секретаря. На 59 сессии Генеральной Ассамблеи был заслушан и одобрен Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Пути укрепления ООН предусматриваетРаздел V Итогового документа Саммита 2005 года «Укрепление ООН».
ТЕМА
ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие, источники и принципы права прав человека.
Право прав человека – отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по их реализации и судебной защите, а также механизмы международного контроля за их соблюдением государствами.
В праве прав человека отсутствует какой-либо документ, который обобщенно закреплял бы принципы прав человека, поэтому их наличие и содержание определяется на основе анализа важнейших международно-правовых документов в области прав человека.
Все принципы права прав человека можно разделить на две категории: общие принципы международного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.
К первой категории относятся: принцип равноправия и самоопределения народов (наций); принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; принцип справедливости.