Форма правления – порядок формирования высщих органов государства, их компетенция и взаимодействие между собой.

Республика (лат. – достояние, имущество, дело народа) представляет собой такую форму правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок.

В республике отсутствует институт правящей династии, а вся полнота власти принадлежит народу. Фактически, республика есть аналог греческого термина «демократия». Глава государства избирается или назначается; он обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность за свои действия. Срок его полномочий ограничен.

Виды республик:

Парламентская – не действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой. Но и в парламентской республике возможно такое явление, как министериализм. Важное место в такой системе занимает глава правительства (премьер-министр, канцлер). Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум, отправлять в отставку по собственному желанию главу правительства или правительство в целом. Все свои действия президент вынужден согласовывать с правительством. К парламентским республикам относятся Болгария, Венгрия, германия, Индия, Италия, Польша.

Президентская – глава государства (президент) избирается, как правило, всем населением, и является главой правительства, которое он сам назначает и которое ответственно перед ним за свои действия. Осуществляется принцип разделения законодательной и исполнительной власти, каждая из которых должна действовать на основе принципа «вдержек и противовесов» (США, Бразилия, Зимбабве, Мексика, Филиппины).

В политической действительности зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты, например, республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называют смешанными. Создание смешанных форм направленно на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определенных случаях может устранить недостатки, присущие «чистым» формам правления: склонность к авторитаризму в президентской республике и нестабильность правительства – в парламентской.

В современном государствоведении существует проблема определения формы государств, которые де-юре относятся к монархиям или республикам, но де-факто таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов государства. Возможно и «чистое» существование такой формы (Ватикан). Может быть, есть смысл применительно к таким государствам говорить об идеократической форме правления.