Источники права: проблемы определения понятия, виды.
Понятие источника права имеет в юриспруденции несколько разных значений. Если отождествлять право с правовыми нормами и рассматривать источник права в генетическом смысле (т.е. откуда берется право, что обусловливает его возникновение?), то в рамках рационалистической философско-правовой традиции в качестве такового могут пониматься «объективные» причины, вызывающие появление тех или иных норм права. Эти причины могут трактоваться как материальные (потребности общества, обусловленные социально-экономическими условиями), и как идеологические 9представления всего общества о том, каким должно быть право).
В нормативистско-этатистской прав.теории существует и еще одно важное значение понятия источника права – юридическое – когда под ним подразумевают способ внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой она получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право, оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления).
В коммуникативной теории права под правом понимается определенный порядок отношений, основанный на правовых нормах, но выражающийся в реализуемых субъектами взаимных правах и обязанностях. С этих позиций правом является не столько сами нормы, сколько та коммуникативная целостность, смысловым ядром которой выступают субъективные права, а необходимыми коррелятами правовые обязанности. Интерсубъективная деятельность членов общества создает разнообразные формы объективированных правовых текстов. Коммуникативная теория права дает основания различать такие понятия как текстуальный и внетекстуальныйисточник права. Под внетекстуальным источником права следует понимать саму интерсубъективную деятельность членов общества. Именно совместная деятельность «порождает» феномен права. Типичное и значимое в этой деятельности через обыкновения, волевое императивное установление или договор объективируется в текстах правовой культуры – текстуальных источниках права. Из текстов правовой культуры можно выделить источники права в узком смысле – первичные правовые тексты – это такие тексты, которые являются рациональными легитимными первичными основаниями для возникновения у субъектов взаимообусловленных прав и обязанностей, которые всегда нормативны.
Правовой текст сам является сложной системой и в нем следует различать знаковую форму и содержание. Текст получит правовое значение только тогда, когда он будет интерпретирован социальным субъектом (обществом) как содержащий в себе определенную норму (правило поведения), устанавливающую чьи-либо субъективные праваи правовые обязанности. Т.о., первичным текстуальным источником правабудут являться форма и содержание правового текста, которые никогда буквально не совпадают с формой и содержанием правовой нормы.
В свою очередь нормы права будут являться источниками прав и обязанностей у конкретных субъектов в той же мере, в какой права и обязанности субъектов являются источниками правовой нормы.
Т.о., правовые тексты могут иметь различные формы объективации, в т.ч. и государственно-признанные. Правовая норма является результатом интерпретации не одного правового текста, а всех тех, которые имеют текстуально-правовую связь с первичным правовым текстом. Такие вторичные правовые тексты, которые уточняют смысл правовой нормы, могут создаваться и как гетерономные тексты (определяющие поведение участников соответствующих отношений извне), и как автономные тексты (создаваемые самими участниками правовых отношений).