Правовая культура: понятие, типы.

Как известно, право представляет собой психосоциокультурную коммуникативную систему и существует в форме социального правосознания, неразрывно связанного с правовыми текстами и действиями правовых субъектов. Правосознание и правовая деятельность являются средствами объективации правовой культуры. Как отмечал Флоренский, право есть культурная реальность, а не фикция. Следует отметить, что человеческая форма социальности со всеми ее образованиями, включая и правовую культуру, не могут быть признаны естественными образованиями в том же смысле, в каком естественны нерукотворные горы, океаны и планеты. Право также есть феномен культуры, а не природное явление. Т.о., правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию, хранению и трансляции. Правовая культура – это продукт процесса правовой коммуникации и одновременно условие и пространство ее бытия. В современном правоведении понятие правовой культуры иногда трактуется в более узком смысле. Так, с т.зрения ряда ученых, в состав правовой культуры входят ценности, нашедшие отражение в правосознании общества, однако не все ценности общественного правосознания, а господствующий в обществе эталон отношения к праву; не сама правовая деятельность как таковая, а ее особенности; не вся совокупность правовых норм, а те нормы, в которых отразились особенности юридической техники данного общества. Такой подход акцентирует внимание на наиболее важном и значимом в правовой культуре и известен со времен римской юриспруденции. Тем не менее, имеет право на существование и более широкая трактовка правовой культуры, основанная на том факте, что в сложном обществе серьезное значение может иметь не только общий эталон отношения к праву, что вообще характерно для полиэтнических обществ. Эталон отношения к праву можно назвать центральной зоной культуры. И в моноэтнических обществах можно встретиться с таким феноменом как субкультура, представляющая собой относительно самостоятельное структурное образование в рамках системы социальной культуры, ценности которой могут значительно отклоняться от общесоциальных. Но если создаваемые при этом тексты не получают социальной легитимации, то они не могут быть отнесены к текстам центральной зоны культуры, хотя и остаются в рамках правовой культуры общества. Такова, например, преступная субкультура.

Типы правовой культуры. Типология правовой культуры может осуществляться по разным основаниям, но так или иначе они (основания) определяются различиями в правовой коммуникации. Если брать ценностный аспект коммуникации с специфику создаваемых на этой основе правовых текстов, то можно использовать предложенное Питиримом Сорокиным деление культуры на идеациональную, чувственнуюи идеалистическую, выделив их в рамках соответствующие правовые культуры.

Рассматривая культуру в диахронном аспекте, можно также говорить об античной правовой культуре и средневековойзападной правовой культуре, о западной правовой культуре модерна и правовой культуре постмодерна. При синхронном взгляде на культуру можно остановиться на западной и восточной правовйх культурах, в рамках которых выделяются англосаксонская, романо-германская и исламская правовые культуры. В принципе каждая культура представляет собой особый мир, который содержит те или иные черты, сближающие его с доминирующими социокультурными вариантами. Такая специфическая правовая культура сформировалась и в России.