Субъекты правосознания и виды правосознания.

Правовая установка – это состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру. Можно выделить неосознаваемые установкиисложные правовые установки,а также – индивидуальные, групповые и этнические.

Поэтому под правосознанием можно понимать непосредственное и опосредованное восприятие правовой действительности в чувственных и мыслительных образах, имеющих коммуникативно-волевую направленность!

Совокупность наиболее характерных, типичных ментальных образов (текстов) правовой действительности образует систему общественного правосознания или систему правосознания общества.

Нерсесянц дает следующее определение правосознания: правосознание – это совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям. Правосознание носит оценочно-волевой характер и может выступать в различных ипостасях. Выделяет гносеологический и социологический аспекты правосознания.

Спиридонов полагает, что правосознание – это один из видов общественного сознания, отражающий юридическую действительность. И дает следующее определение:

Общественное правосознание – это отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях, и т.п.

 

№ 24. Структура правового сознания.

Структура правосознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксиология. Основными видами отношений сознания к миру являются познание, ценностные отношения и практика. Соответственно и в правосознании можно выделить познавательные, ценностные и коммуникативно-волевые элементы, из которых складываются как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образует структуру правосознания. Эти элементы в ракурсе правосознания можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

Однако, правовая реальность чаще всего отражается в правосознании субъекта в «нерасчлененном» виде, как правовой жизненный мир, мир правовой повседневности, который периодически взрывается правовыми конфликтами. Поэтому на практике элементы структуры правосознания как бы сращены, и их содержание в чистом виде доступно только через феноменологическую редукцию.

Элементом структуры правосознания является правовая онтология. Правовая онтологияпредставляет собой сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще (каковы его всеобщие признаки и свойства, каково его место в правовой системе) и что есть право в конкретном обществе (какие возможности оно предоставляет субъектам и что оно от них требует).

Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией. А сознание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо вести себя в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Эта часть правосознания представляет собой результат нормативной социальной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев, договоров и т.п. и, одновременно, индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение по отношению к другим субъектам.

Второй элемент структуры – правовая аксиология, содержанием которой является интеллектуально-эмоциональное восприятие права.

Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Активной составляющей является правовая идеология, которая выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативный правовой смысл и значение. И такая легитимация осуществляется на уровне правовой психологии.

Третий элемент – правовая праксиология: тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Известно, что существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека.

Правовая праксиология – есть совокупность представлений о том, каковы путии средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика (политика права) – это совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной (революционной), либеральной и авторитарной, национально ориентированной и космополитичной, буржуазной и творческой. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике – требование ее органичности. Она должна определяться не случайными, частными интересами и модными идеологиями, а творческим совершенствованием социальной жизни при помощи правовых средств.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии.

Спиридонов в структуре выделяет: область обыденного правосознания, в которой в свою очередь выделяет рациональную сферу и эмоциональную сферу.

Нерсесянц выделяет гносеологический и социологический аспекты правосознания. При этом, социологический аспект имеет два уровня – обыденный и теоретический (правовая психология и правовая идеология).

Гревцов различает уровни правосознания:1 уровень – материализовавшееся правосознание; 2 уровень – отдельная личность; 3 уровень – правовое сознание общества, его коллективных образований.

Субъектами могут быть: отдельные индивиды, различные социальные группы, социум в целом. В соответствие с этим различают виды правосознания: индивидуальное, групповое и общественное.

Среди видов правосознания дополнительно можно выделить:обыденное, профессиональное и научное правосознание.