Правовая норма и источник права: проблемы соотношения.

Под источником права в генетическом смысле понимаются причины, обусловившие возникновение права, трактовка которых зависит от типа правопонимания. Для правового этатизма генетическим источником права, понятого как совокупность установленных государством норм, будет государственная воля, сообщающая нормам общеобязательное значение и придающая им официальную форму. Для юснатурализма, трактующего право как естественную закономерность, в качестве генетического источника права будет выступать открываемый человеческим разумом некий «объективный» порядок бытия или «объективная» природа человека. Представители социологического типа правопонимания, рассматривающие право как систему правовых отношений, усматривают генетический источник права в обществе, а для представителей психологической теории права таким источником права, понятого как правовые эмоции субъекта, будет индивидуальная психика.

Под источником права в формально – юридическом смысле этатистская теория права понимает форму внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой правовая норма получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право: оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа и т.д.). Таким образом, в этатистском типе правопонимания источник права и норма права соотносятся как форма (источник права) и ее содержание (норма права). Право отождествляется с законом.

В психологической теории права отсутствует понятие нормы как объективного явления. Есть понятие нормативный факт, который определяется эмоциями субъектов, которым адресован этот факт. Нормативный факт – внешний источник императивно – атрибутивных эмоций.

Право, с позиции социологического подхода, возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права.

С точки зрения коммуникативного подхода, источником права является некий текст, который содержит в себе определенную норму. В коммуникативной теории права предлагается различать внетекстуальный и текстуальный источники права. Внетекстуальным источником права является интерсубъективная деятельность членов общества, в ходе которой реализуются разнообразные человеческие потребности. Типичное и значимое в этой деятельности, основанное на основополагающих ценностях культуры, в рамках которой осуществляется коммуникативное взаимодействие субъектов, объективируется в текстах правовой культуры – текстуальных источниках права.

Под текстуальным источником права, т.е. текстуальным источником правовых норма и возникающих на их основе взаимообусловленных субъективных прав и правовых обязанностей, следует понимать различные правовые тексты.

Правовые тексты являются источниками информации о правовых нормах. Текст культуры получит правовое значение только тогда, когда он будет интерпретирован социальным субъектом (членами общества) как содержащий в себе информацию о правовой норме, определяющей субъективные права и правовые обязанности и тем самым – коммуникативное правовое поведение членов общества. Правовые нормы, т.е. социально значимые и обязательные для исполнения правила поведения, не содержатся в правовых текстах, а формируются в сознании субъектов как результат социальной интерпретации и легитимации правовых тестов – носителей информации о правовых нормах. В силу своего социально признанного ценностного значения правовые нормы воспринимаются как должное, побуждающее субъектов вступать в правовую коммуникацию и поддерживать ее, т.е. являются основанием субъективных прав и обязанностей.

Таким образом, правовые тексты – это информационные источники правовых норм, а правовые нормы – это источники прав и обязанностей субъектов – участников правовой коммуникации. Следовательно, правовые тексты являются информационными источниками правовой коммуникации.

Правовая норма может формироваться под воздействием не одного даже правового текста. Если существуют несколько связанных тестов, например, законы и подзаконные акты, которые направлены на регулирование одних и тех же общественных отношений, то правовая норма, которая возникает на этой основе, представляет собой определенную выжимку, квинтэссенцию из этих правовых текстов, и представляет собой живое правило, которому должны следовать субъекты правового действия для того, чтобы реализовать свое право, исполнить свою обязанность. Правовая норма не является материальным объектом, она существует в общественном сознании, т.е. в общественном правовом сознании, в правовом сознании общества (и в этом смысле правовую норму следует отличать от правового текста).