ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И КВАЛИФИКАЦИЯ БОРТПРОВОДНИКОВ.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТУ НА ДОЛЖНОСТЬ БОРТПРОВОДНИКА.

ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БОРТПРОВОДНИКАМ.

Основные положения.

 

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность бортпроводника свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, должен быть здоров. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками.

 

В период растущей конкуренции в авиации, повышение качества обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности полетов прямо зависит от профессиональной подготовки кадров, их активности и инициативности.

Кандидат на должность бортпроводника (далее – Кандидат) должен соответствовать следующим требованиям:

 

a) гражданство Российской Федерации;

b) возраст старше 18 лет, (требования к максимальному возрасту определяется АК);

c) рост для девушек 165 – 175 см., размер одежды до 46-48го (требования устанавливаются АК);

d) рост для мужчин - 175-185, размер одежды до 52-го (требования устанавливаются АК);

e) образование не ниже среднего;

f) наличие загранпаспорта (приветствуется);

g) Кандидаты – мужчины принимаются только после прохождения службы в Вооруженных Силах РФ, или после окончания высших учебных заведений с военной кафедрой при наличии военного билета;

h) владение английским языком на уровне Pre-Intermediate (на разговорном уровне);

i) владение вторым иностранным языком приветствуется;

j) умение плавать.

 

Внешние данные:

a) прямая осанка и стройное телосложение, без дефектов в походке;

b) рекомендуется, чтобы вес соответствовал росту по медицинским нормам (не превышал цифру: рост минус 100);

c) лицо должно быть без видимых дефектов и ассиметрии, кожа лица должна быть чистой, выражение и мимика лица должны производить благоприятное впечатление, располагать к общению и выражать те эмоции, которые необходимы в данной ситуации (понимание, приветливость, заботу, сочувствие);

d) наличие аккуратной прически, длинные волосы должны быть уложены таким образом, чтобы они не касались ворота одежды;

e) зубы должны быть ровные, чистые, с правильным прикусом;

f) руки должны быть ухожены (с маникюром). Форма кисти руки должна быть правильной и пропорциональной, недопустимо отсутствие пальцев;

g) недопустимо наличие шрамов, пигментных и родимых пятен, крупных родинок, следов ожога и татуировок на открытых участках тела;

h) опрятный и подтянутый внешний вид.

 

Поведение, общение:

a) кандидату должны быть присущи такие качества, как: доброжелательность, сдержанность, внешнее обаяние, коммуникабельность, предусмотрительность, решительность и тактичность;

b) в общении с людьми кандидат должен способствовать созданию теплой и доброй атмосферы, не давать повода для конфликтов, а при возникновении такого должен уметь погасить его;

c) кандидат должен обладать хорошими манерами; иметь высокий культурный уровень, знание и соблюдение правил этикета;

d) позы, жесты, походка должны быть спокойными, плавными, уверенными и ненапряженными;

e) высокая мотивация к летной работе и работе в области сервиса, уверенность в себе, сообразительность, энергичность, эмоциональная устойчивость, доброжелательность и коммуникабельность;

f) быстрая реакция, психологическая устойчивость и готовность к работе в стрессовых, нештатных ситуациях и в условиях дефицита времени.

 

Голос, речь:

a) кандидат должен иметь правильную дикцию, произношение и ударение, достаточный словарный запас, правильное построение предложений, благозвучные и адекватные высоту, тональность и тембр голоса;

b) речь должна быть грамотной и четкой. Кандидат должен уметь лаконично выражать свою мысль, говорить ясно, просто и кратко, поддерживать правильный эмоциональный тон;

c) голос должен быть мягким, умеренной громкости (но не тихим), с доброжелательной интонацией;

d) недопустимо наличие акцента и дефекта речи, а также употребление нелитературных и нецензурных выражений

Общие положения.

Профессиональное обучение бортпроводников проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для правильных и своевременных действий по обеспечению безопасности пассажиров и их обслуживанию на борту ВС в нормальных условиях полета и в особых случаях.

Профессиональное обучение бортпроводников проводится в учебных центрах ГА имеющих лицензию компетентного образовательного органа и сертификат Уполномоченного органа в области ГА на обучающие виды деятельности и занимающихся профессиональной подготовкой авиационного персонала, по программам, утвержденным Уполномоченным органом РФ в области ГА.

Программы обучения, учебные и методические пособия, используемые в системе профессионального обучения, разрабатываются методически подготовленными и опытными специалистами.

Профессиональная подготовка бортпроводников подразделяется на:

· первоначальную подготовку бортпроводников, СБКЭ, бортпроводников инструкторов;

· переподготовку на другой тип ВС;

· периодическую подготовку (ежегодную аварийно – спасательную подготовку, КПК бортпроводников, СБКЭ, бортпроводников инструкторов, сезонную подготовку);

· подготовку в СБП.

 

Профессиональная подготовка бортпроводников предусматривает:

· теоретическую подготовку;

· практические занятия на авиационной технике;

· тренажерную подготовку;

· летную подготовку на ВС.

Целью проведения профессиональной подготовки бортпроводников на базе СБП является допуск к самостоятельной работе на борту ВС, поддержание и совершенствование знаний, умений и навыков практической работы.

Профессиональная подготовка членов кабинного экипажа на базе СБП проводится руководящим и инструкторским составом СБП и подразделяется на:

§ Летную подготовку (ввод в строй);

§ Сезонную подготовку;

§ Предварительную подготовку;

§ Технические и практические занятия в учебно-методическом классе;

§ Поддержание годности к летной работе на типах ВС.

Ответственность за качество профессиональной подготовки на базе СБП несут лица, проводившие подготовку.

 

Первоначальная подготовка бортпроводников на базе АУЦ.

Первоначальная подготовка бортпроводников проводится в целях приобретения кандидатом на должность бортпроводника теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей:

 

§ по обеспечению безопасности пассажирской кабины в нормальных условиях полёта при штатном выполнении рейса, и в нештатных условиях, в случае возникновения на борту аварийной ситуации или других чрезвычайных обстоятельств;

§ по оказанию первой доврачебной медицинской помощи на борту ВС;

§ по обслуживанию пассажиров на борту ВС.

Программа первоначальной подготовки кандидатов на должности бортпроводников состоит из двух частей: теоретической и практической.

 

Организация и проведение теоретической части программы обучения возлагается на соответствующий АУЦ по учебным планам и программам, утвержденным уполномоченным органом ГА РФ.

Отбор кандидатов для обучения проводит специальная комиссия авиакомпании, на основании данных профессионального отбора, целью которого является прием наиболее пригодных для обучения кандидатов по возрасту, знаниям, состоянию здоровья, психофизиологическим характеристикам.

 

В соответствии с требованиями ФАП-147 (глава XV. Требования к обладателю свидетельства бортпроводника), по окончанию первоначальной подготовки член кабинного экипажа должен знать специальные дисциплины в объеме программы первоначальной подготовки, а также уметь четко и своевременно проводить комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на этапах перед вылетом, во время полета и после окончания полета, который включает:

 

a) координацию действий членов экипажа и связь между ними;

b) предотвращение доступа посторонних лиц в кабину экипажа;

c) инструктажи по технике безопасности и охране труда;

d) технологии проверки ВС на безопасность (исправность АСО ВС, электро- и бытового оборудования, отсутствие посторонних предметов и т. д.);

e) особенности взаимодействия с пассажирами (размещение ручной клади, заправка с пассажирами на борту, личные электронные устройства, Указание ФАС РФ от 14.10.1997г. №66/И – ДПС «О действиях членов экипажей в чрезвычайных ситуациях», Инструкция по действиям персонала АК при нарушении пассажирами правил поведения на борту ВС);

f) особенности взаимодействия кабинного и летного экипажей в обычных и чрезвычайных условиях полета;

g) основные принципы человеческих факторов и управление ресурсами экипажа;

h) применение всех видов обслуживания в полете, оформление рейсовой документации бортпроводника;

i) знать действующие правила авиакомпании, в том числе международные нормативные документы, Авиационную терминологию, основную теорию полёта, в объеме необходимом для исполнения обязанностей в салоне ВС;

j) знать таможенные и пограничные правила;

k) основные учебные вопросы производства полета (физиологию полета) – главные составные части ВС, систему герметизации, массу и баланс, метеорологию, турбулентность, оборудование связи и управление воздушным движением;

l) учебные вопросы, связанные с физиологией человека во время полета, в том числе в чрезвычайных ситуациях (при разгерметизации ВС на больших высотах);

m) принципы и применение стандартных эксплуатационных процедур;

n) уметь общаться с пассажирами на иностранном языке, делать стандартную информацию для пассажиров на борту ВС, общаться с обслуживающим персоналом зарубежных аэропортов в пределах, необходимых для обслуживания ВС.

В ходе учебных практических занятий используются функциональные и реалистичные тренажерные устройства и макеты аварийно-спасательного оборудования и индивидуальные средства спасения ВС. Программа подготовки включает практические занятия с высадкой на воду, для чего используется специально оснащенное помещение. Практические учебные упражнения включают процедуры, связанные с использованием систем и оборудования ВС, включая:

 

· системы внешней связи и переговорные устройства;

· спасательные плоты, спасательные жилеты;

· защитное противодымное оборудование;

· открывание и закрывание дверей;

· развертывание и использование надувных эвакуационных трапов;

· тушение учебного пожара;

· использование ручных огнетушителей;

· инструктаж пассажиров;

· групповые учения по отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

Кандидаты успешно сдавшие экзамены по теоретической части программы первоначальной подготовки бортпроводников и получившим сертификаты (свидетельства об окончании первоначальной подготовки), направляются в СБП для прохождения практической части (летной подготовки на ВС), согласно раздела 1 программы «Подготовка бортпроводников к самостоятельной работе».

 

Кандидатам выдается свидетельство бортпроводника ГА РФ с записью в гл. XII «Бортпроводник - стажер тип ВС», после чего они допускаются к прохождению подготовки в СБП, которая осуществляется в соответствии с ППКЭ.

 

После окончания рейсовой тренировки и получения положительного заключения от бортпроводника-инструктора АК (члена РГ ВКК) на итоговом контрольно-проверочном полете бортпроводники-стажеры допускаются до заседания Рабочей Группы Высшей Квалификационной Комиссии, где после собеседования и рассмотрения членами комиссии всех документов для формирования летного дела, бортпроводнику-стажеру присваивается квалификация «Бортпроводник ГА РФ типа ВС».

 

На основании Протокола РГ ВКК о присвоении квалификации бортпроводника ГА РФ издается Приказ Генерального директора АК о допуске к выполнению самостоятельных полетов в составе кабинного экипажа в качестве бортпроводника типа ВС.

Периодическая подготовка.

Повышение квалификации (КПК) для всех бортпроводников по типам ВС, для всех лиц имеющих действующее «Свидетельство бортпроводника ГА» осуществляется не реже 1-го раза в 24 месяца в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам.

 

Подготовка по аварийно-спасательной подготовке осуществляется 1 раз в 12 месяцев.

 

КПК для бортпроводников-старших — 1 раз в 2 года.

 

КПК для лиц инструкторского состава — 1 раз в 2 года.

Основной целью повышения квалификации является совершенствование знаний и практических умений, позволяющих проводить мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров, повысить уровень обслуживания пассажиров, уверенно вести разговор на иностранном языке с пассажирами и иностранными специалистами.

Аварийно-спасательная подготовка (АСП) – система знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных членам экипажей ВС для выполнения их обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке.

 

АСП – это учебная дисциплина, предназначенная для подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации к действиям по обеспечению спасания людей в случае возникновения на борту ВС обстановки, угрожающей их безопасности. Совместные тренировки лётного и кабинного экипажей по АСП проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах по программе и методике согласно приказу ФАС России №285 от 14.09.1998 г.

Аварийно-спасательная подготовка членов кабинных экипажей ГА включает 4 этапа, каждый из которых предусматривает проведение определенной тренировки по АСП:

 

§ тренировку при первоначальном обучении;

§ тренировку при переподготовке на другой тип ВС;

§ тренировку при ежегодной переподготовке;

§ тренировку при водной подготовке.

 

Тренировки по АСП членов кабинных экипажей проводятся в сроки, установленные приказом уполномоченного органа МТ РФ на основании утверждённых программ АУЦ. Программы внесены в РПП АК, часть D. После прохождения тренировки по АСП дается заключение преподавателем – инструктором по АСП.

Аварийно-спасательная подготовка проводится совместно с летными экипажами АК (сухопутная – не реже 1 раза в год, водная – 1 раз в 2 года).

 

АСП КЭ может проводиться и в зарубежных учебных центрах, имеющих одобрение Органа уполномоченного по сертификации АУЦ ФАВТ МТ РФ на данный вид подготовки авиационного персонала.

 

Ежегодная тренировка по АСП включает проведение практических занятий на тренажере или ВС по заданию на тренировку для каждого типа воздушного судна, к которому допущены члены кабинных экипажей.