Система регулирования рынка ценных бумаг

 

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструмен­том государственной политики на рынке ценных бумаг.

Главной практической задачей государственного регу­лирования, от решения которой зависит само существова­ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку. В задачи государственного регулирования входят также обеспечение развития рынка ценных бумаг как од­ной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг и со­хранение национального контроля за этой отраслью.

Решение указанных задач непосредственно связано с методами регулирования рынка ценных бумаг: тех­нического, институционального и функционального. Задачи технического регулирования рынка - поддер­жание оптимальных количественных и качественных пара­метров рынка. Мерами регулирования являются действия, направленные на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в ре­зультате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положе­ния конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование направ­лено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зре­ния их влияния на финансовое положение объектов регу­лирования.

Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных опера­ций (т.е. выполнения определенных функций).

Поскольку в большинстве случаев для защиты интере­сов инвесторов на рынке ценных бумаг основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние про­фессиональных участников, именно методы функциональ­ного регулирования составляют основу регулирования рын­ка ценных бумаг.

В настоящее время выстраивается многоуровневая си­стема контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг:

- ФКЦБ России и ее региональные отделения;

- регистрирующие органы (включенные в перечень органов, осуществляющих регистрацию выпусков ценных бумаг) и лицензирующие органы (имеющие генеральную лицензию на лицензирование отдель­ных видов профессиональной деятельности);

- само­регулируемые организации профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг (далее - СРО);

- структурные подразделения (должностные лица) профессиональных участников, осуществляющих внутренний контроль деятельности.

Регулирование рынка ценных бумаг в России осуществ­ляется ФКЦБ России, ЦБ РФ, Минфином России, Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), Федераль­ной налоговой службой (ФНС России) и другими органами. При этом нормативные акты по вопросам регулирова­ния рынка ценных бумаг принимаются федеральными ми­нистерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции по согласованию с ФКЦБ России.

Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг, а также отношений, скла­дывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционе­ров Указом Президента РФ от 04.11.1994 № 2063 «О ме­рах по государственному регулированию рынка ценных бу­маг в Российской Федерации» была создана ФКЦБ при Правительстве РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 40) ФКЦБ России - это федеральный орган исполнительной власти по проведению государ­ственной политики в области рынка ценных бумаг, конт­ролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение стандартов их де­ятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Ее полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и цен­ных бумаг субъектов РФ.

Развернутое описание функций и прав ФКЦБ России содержится в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и Положении 6 ФКЦБ России, утвержденном Указом Пре­зидента РФ от 01.07.1996 № 1009 «О Федеральной комис­сии по рынку ценных бумаг».

К ключевым функциям ФКЦБ России необходимо отнести следующие:

2. Обеспечение динамичного развития рынка цен­ных бумаг в соответствии с национальными интересами России. Реализация этой функции обеспечивается на ос­нове:

- разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;

- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам развития рын­ка ценных бумаг;

- проведения семинаров, конференций, использова­ния других форм обучения и повышения професси­ональной квалификации специалистов и персонала профессиональных участников рынка ценных бу­маг, эмитентов и инвесторов.

3. Создание и развитие системы нормативных актов по вопросам профессиональной деятельности на рынке цен­ных бумаг, участие в разработке законодательной базы рынка ценных бумаг (комплекс функций, связанных с фор­мированием законодательной и нормативной базы рынка).

4. Создание и обеспечение эффективного функциони­рования системы регулирования рынка ценных бумаг, сис­темы лицензирования и надзора за деятельностью субъек­тов рынка (ФКЦБ России) является основным элементом системы регулирования рынка, включающей также ряд других министерств и ведомств, а также саморегулируемые организации.

5. Выполнение основных функций по лицензированию и надзору за деятельностью субъектов рынка, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг (ФКЦБ России не только координирует деятельность всех элемен­тов системы регулирования рынка, но также непосред­ственно выполняет основную часть работы по лицензиро­ванию и надзору за деятельностью субъектов рынка).

ПраваФКЦБ России регламентированы Федераль­ным законом «О рынке ценных бумаг». В частности, в соответствии со ст. 44 данного Закона ФКЦБ Рос­сии имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участни­ков рынка ценных бумаг. Это весьма важный момент в осуществлении непрямого регулирования рынка. ФКЦБ России не обязательно сама лицензирует всех профессио­нальных участников рынка ценных, бумаг. Она вправе до­верить это другой организации - как государственной (на­пример, ЦБ РФ), так и общественной (СРО).

Права регулирования даны и в отношении эмитентов, однако только в том, что относится к эмиссии ценных бу­маг, в частности, право устанавливать нормативы, обяза­тельные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и пра­вила их применения.

На современных рынках постоянно идет создание и раз­витие новых видов ценных бумаг. Для того чтобы законода­тельные и нормативные документы не отставали от потреб­ностей рынка, ФКЦБ России дано право квалифицировать новые виды ценных бумаг и определять их в соответствии с законодательством РФ.

Решения ФКЦБ России принимаются в форме постанов­лений. Постановления по вопросам, отнесенным к компетен­ции ФКЦБ России, обязательны для исполнения федераль­ными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а так­же профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

ФКЦБ России может в полной мере осуществлять ре­гулирование на рынке ценных бумаг, если будет иметь необходимую информацию о развитии рынка в регионах и систему реализации такого регулирования на всей территории России. Такую систему поддержки могут обеспечить региональные отделения ФКЦБ России.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рын­ке ценных бумаг» региональные отделения ФКЦБ России образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обес­печения выполнения установленных законодательством норм, правил и условий функционирования фондового рын­ка, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Региональное отделение ФКЦБ России действует на основании положения, утверждаемого ФКЦБ России. По­ложение определяет функции и права регионального отде­ления. Основными функциями являются контроль за соблю­дением законодательства на рынке ценных бумаг, регист­рация выпусков ценных бумаг, организация и проведение квалификационных экзаменов специалистов рынка ценных бумаг.

Помимо федерального и регионального уровней ре­гулирования рынка ценных бумаг важным элементом системы регулирования должны стать саморегули­руемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке цен­ных бумаг» (ст. 48) СРО - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, дей­ствующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО учреж­дается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной дея­тельности, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов, являющихся членами само­регулируемой организации, установления правил и стандар­тов проведения операций с ценными бумагами, обеспечива­ющих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Поскольку СРО приобретает довольно значительные права, в отношении ее членов законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобре­тается только на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ России, которая контролирует правила СРО с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов другими, обеспечить должный контроль за ними.

Согласно ст. 50 Федерального закона «О рынке цен­ных бумаг» предусмотрены следующие требования, предъявляемые к СРО:

- организация должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- для получения разрешения в ФКЦБ России пред­ставляются заверенные копии документов о созда­нии саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее членами и обя­зательные для исполнения всеми членами саморе­гулируемой организации.

Отзыв лицензии саморегулируемой организации произ­водится в случае установления ФКЦБ России нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стан­дартов, установленных ФКЦБ России, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недосто­верной или неполной информации.