Основные понятия по теме

Занятие 2

Занятие 1

1 Древнегреческая философия - колыбель европейской системы воспитания

2 Педагогические идеи Древнего Рима

3 Воспитание и обучение в эпоху средневековья

4 Школа и воспитание в эпоху Возрождения и Реформации

 

1 Эпоха Просвещения (последняя треть 17- конец 18 вв.)

2 Педагогика в странах Западной Европы в 19 -20 вв.

3 Педагогические идеи в России и Беларуси

4 Методы педагогических исследований и их классификация

 

 

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку передачи опыта старшего поколения младшему.

Педагогика - это наука о задачах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика исследует следующие проблемы:

- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

-исследование и разработка методов воспитания.

В педагогике различают две ее составляющих:

- педагоги­ку как практическую деятельностьпо воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики;

- научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Категории педагогики- понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

- образование;

- обучение;

- воспитание.

Л.М. Кадцын дает следующую иерархическую структуру педагогических категорий:

1 Педагогическая деятельность.

2 Воспитание, обучение, образование.

3 Педагогическая система.

4 Педагогический процесс.

Основные категории научной педагогики:

Развитие человека - это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле слова - это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго­товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея­тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч­реждениях образования и культуры, средствами массовой
информации, церковью, и т.д.

Воспитание в широком смысле слова - это передача положительного опыта от поколения к поколению.

Воспитание в узком смысле слова - это решение кон­кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

Образование - это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.

Обучение - это двухсторонний процесс непосредст­венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея­тельность учащихся - учением.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Педагогика как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе­чивающих развитие его личности.

Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло­вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности, т. е. исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Основные задачи педагогической науки:

-вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;

-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

-прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.).

Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания.

Методы педагогических исследований:

- педагогическое наблюдение;

- исследовательская беседа;

- изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

- педагогический эксперимент;

- созидательно-преобразующий эксперимент;

- контрольный эксперимент;

- естественный эксперимент;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);

- методы математической статистики;

- теоретический анализ педагогических идей и др.

Основные отрасли современной педагогики:

- общая педагогика;

- дошкольная и школьная педагогика;

- педагогика высшей школы;

- профессиональная педагогика;

- социальная педагогика;

- семейная педагогика;

- военная педагогика;

- специальная педагогика (дефектология);

- методики преподавания отдельных дисциплин.

Педагогическая деятельность это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание Чело­века, на создание условий дли развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравственность, интеллект, характер.

Основными видами педагогической деятельности являют­ся преподавательская и воспитательная работа. Преподава­ние и воспитание (в узком смысле слове) - две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про­цесс воспитания невозможен без элементов обучения.

Обуче́ние - целенаправленный процесс двусторонней деятель-ности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Функции обучения:

- образовательная функция: вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике;

- воспитательная функция осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися путем усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований;

- развивающая функция осуществляется посредством специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, т.е. «всестороннее обучение».

Функции педагогической деятельности:

Диагностическая - связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностическая - выражается в уме­ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво­ей деятельности, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная - обеспечивает от­бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея­тельности, но и воспитанников.

Информационно-объяснительная - связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче­ской, нравственно - эстетической и другой информации.

Организаторская - связана с вовлечением воспитан­ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти­мулированием их деятельности посредством личного обая­ния педагога, его нравственной культуры, умением уста­навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив­ной деятельности.

Аналитико-оценочная - состоит в том, что педагог ана­лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло­жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая - присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра­зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности са­мого педагога.