Основные понятия по теме
Занятие 2
Занятие 1
1 Древнегреческая философия - колыбель европейской системы воспитания
2 Педагогические идеи Древнего Рима
3 Воспитание и обучение в эпоху средневековья
4 Школа и воспитание в эпоху Возрождения и Реформации
1 Эпоха Просвещения (последняя треть 17- конец 18 вв.)
2 Педагогика в странах Западной Европы в 19 -20 вв.
3 Педагогические идеи в России и Беларуси
4 Методы педагогических исследований и их классификация
Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку передачи опыта старшего поколения младшему.
Педагогика - это наука о задачах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика исследует следующие проблемы:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
- определение целей воспитания;
- разработка содержания воспитания;
-исследование и разработка методов воспитания.
В педагогике различают две ее составляющих:
- педагогику как практическую деятельностьпо воспитанию человека, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики;
- научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
Категории педагогики- понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.
У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.
Практически везде категориями педагогики считаются:
- образование;
- обучение;
- воспитание.
Л.М. Кадцын дает следующую иерархическую структуру педагогических категорий:
1 Педагогическая деятельность.
2 Воспитание, обучение, образование.
3 Педагогическая система.
4 Педагогический процесс.
Основные категории научной педагогики:
Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле слова - это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой
информации, церковью, и т.д.
Воспитание в широком смысле слова - это передача положительного опыта от поколения к поколению.
Воспитание в узком смысле слова - это решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.
Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.
Обучение - это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением.
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Педагогика как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.
Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности, т. е. исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Основные задачи педагогической науки:
-вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;
-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
-прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.).
Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания.
Методы педагогических исследований:
- педагогическое наблюдение;
- исследовательская беседа;
- изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент;
- созидательно-преобразующий эксперимент;
- контрольный эксперимент;
- естественный эксперимент;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);
- методы математической статистики;
- теоретический анализ педагогических идей и др.
Основные отрасли современной педагогики:
- общая педагогика;
- дошкольная и школьная педагогика;
- педагогика высшей школы;
- профессиональная педагогика;
- социальная педагогика;
- семейная педагогика;
- военная педагогика;
- специальная педагогика (дефектология);
- методики преподавания отдельных дисциплин.
Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, направленный на воспитание Человека, на создание условий дли развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педагогическое мастерство и даже искусство, где большое значение имеют индивидуальные качества педагога, его духовность, нравственность, интеллект, характер.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавательская и воспитательная работа. Преподавание и воспитание (в узком смысле слове) - две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также процесс воспитания невозможен без элементов обучения.
Обуче́ние - целенаправленный процесс двусторонней деятель-ности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.
Функции обучения:
- образовательная функция: вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике;
- воспитательная функция осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися путем усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований;
- развивающая функция осуществляется посредством специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, т.е. «всестороннее обучение».
Функции педагогической деятельности:
Диагностическая - связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитанности.
Ориентационно-прогностическая - выражается в умениях педагога определять конкретные цели и задачи своей деятельности, прогнозировать ее результаты.
Конструктивно-проектировочная - обеспечивает отбор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей деятельности, но и воспитанников.
Информационно-объяснительная - связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренческой, нравственно - эстетической и другой информации.
Организаторская - связана с вовлечением воспитанников в намеченную учебно-воспитательную работу и стимулированием их деятельности посредством личного обаяния педагога, его нравственной культуры, умением устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к активной деятельности.
Аналитико-оценочная - состоит в том, что педагог анализирует ход обучения и воспитания, выявляя в них положительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.
Исследовательско-творческая - присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообразия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности самого педагога.