Основные понятия по теме
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.
Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта.
Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.
Структура общения (по Г.М. Андреевой):
Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
Эффект ореола - когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
Эффект новизны- когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
Функции общения:
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Стороны общения - конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие:
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.
Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений, т.е. поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.
Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.
Виды общения:
- вербальное – невербальное;
- контактное – дистантное;
- непосредственное – опосредованное;
- устное – письменное;
- диалогическое – монологическое;
- межличностное – массовое;
- частное – официальное (деловое);
- искреннее – манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
- принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
- принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
- принцип качества информации (не ври);
- принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
- выражай мысль ясно и убедительно;
- умей слушать и понять нужную мысль;
- умей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
- появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
- ориентировка в целях, в ситуации общения;
- ориентировка в личности партнера;
- планирование содержания общения (обычно бессознательно);
- бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
- восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
- корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
- язык - обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;
- интонация;
- мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
- позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
- взгляды, «контакт глаз»;
- жесты.
Стратегии поведения:
а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;
б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;
в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;
г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;
д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.
Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Классификация межличностных отношений:
Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.