Основные понятия по теме
Занятие 2
Занятие 1
1 Внимание: понятие, сущность, функции, свойства и виды
2 Характеристика процессов памяти - запоминания, воспроизведения, сохранения, забывания
3 Механизмы развития и тренировки памяти
4 Формы мышления и мыслительные операции
1 Характеристика мышления, его виды, функции и индивидуальные особенности
2 Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуального потенциала личности
3 Понятие о воображении, его виды и физиологические основы
4 Воображение и личность
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.
Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал.
Процессы памяти:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Запоминание –это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление- прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.
Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.
Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.
По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.
Сохранение- более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание.
Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:
- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;
- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;
- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.
Виды памяти:
- наглядно-образная - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;
- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;
- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;
- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка.
Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую(наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).
Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);
2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Памяти присущи следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.