Основные понятия по теме
Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет.
Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:
- предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то;
- напряжение психики, которое при этом возникает.
Качества направленности:
Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.
Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни.
Действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.
В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека.
Основные компоненты направленности.
Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побудителями к определенной деятельности.
Потребности бывают биологические (в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении). Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.
«Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу включает следующие ступени:
1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела, в числе которых дыхание, пищевая, сексуальная потребность и др.);
2- потребность в безопасности;
3 - потребность в общении, социальных контактах;
4 - потребность в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);
5 - потребность в самоактуализации и самореализации.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности - мотивами.
Классификация мотивов личности:
Мотивы | |
Неосознаваемые | Осознаваемые |
Установки | Желания |
Влечения | Интересы |
Склонности | |
Идеалы | |
Убеждения | |
Мировоззрения |
К неосознаваемым мотивам относятся:
- установка - неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность;
- влечение - неосознаваемая по содержанию и цели потребность.
К осознаваемым мотивам относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Интересы - это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познавательную, а не потребительскую устремленность. Интересы различаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д.
Убеждения- представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека.
Идеалы - обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром поведения и самосовершенствования.
Ценностные ориентации - это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни.
Деятельность– это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.
Деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру, включающую ряд уровней:
Уровень действий. Действие – это целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности.
Уровень операций. Операция– это совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.
Уровень психофизиологических функций. Его образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.
Основные виды деятельности:игра, учебная и трудовая деятельность.
Игра– особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.
Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.
Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.
Досуг– один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве.
Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.
Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
- Мотивы имеют иерархическую структуру.
- Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.
- Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу.
- С ростом потребностей повышается готовность к активности. Иными словами, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Всякая деятельность состоит из действий и поступков.
Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями.
Поступки - это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.
В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности:
- умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки;
- навыки - это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля;
- привычки - в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными.
Деятельность является одним из проявлений поведения человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не деятельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.