Этапы развития психики и формы поведения в животном мире
Основные понятия по теме
Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.
Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».
Подходы к наличию психики у живых существ:
1 Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.
2 Панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.
3 Биопсихизм - психика – свойство живой материи и растений тоже.
4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.
5 Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.
6 Наличие чувствительности – критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.
Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):
1 стадия - стадия элементарной чувствительности;
2 стадия - стадия предметного восприятия;
3 стадия - стадия интеллекта.
Основные этапы психического отражения | Основные этапы развития поведения животных |
IIIОтражение межпредметных связей. | III Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи. |
IIПредметное восприятие. | II Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных. |
IЭлементарная чувствительность. | I Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. |
Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и др.);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психика | |||
Психические процессы | Психические состояния | Свойства личности | |
Познавательные процессы | Эмоциональные процессы | 1 Стресс 2 Усталость 3 Сон 4 Агрессия 5 Фрустрация и др. | 1 Направленность личности 2 Темперамент 3 Характер 4 Способности |
1 Ощущения 2 Восприятие 3 Память 4 Внимание 5 Мышление 6 Воображение 7 Речь | 1 Чувства 2 Воля |
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психическая деятельностьзависит от особенностей человече-ского организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание - это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.
Сознаниеесть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Характеристики сознания человека:
- совокупность знаний об окружающем нас мире;
- закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;
- обеспечение целеполагающей деятельности человека;
- наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):
- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
- осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
- познавательные когнитивные представления о себе;
- эмоциональное, чувственное представление о себе.
Структура самосознания - единство трех компонентов (И.И. Чеснокова) : самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.
Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова):
– когнитивный компонент (образ физического Я);
- аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка);
- поведенческий компонент,
которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
Формы сознания:индивидуальное, групповое и общественное.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Неосознаваемые механизмы сознательных действийвключают:
-неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);
-явление неосознаваемой установки–это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;
- неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.
Неосознаваемые побудители сознательных действий -основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы.
Надсознательные процессы –это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).