Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола

Стилистическая характеристика вариантных форм глагола

1. Среди глаголов имеется группа так называемых недостаточных глаголов, ограниченных в образовании или употреблении личных форм. Сюда относятся:

1) глаголы, не употребляющиеся в 1-2 лице ед и мн.числа в силу семантических причин: они обозначают процессы, совершающиеся в животном и раст. мире, в неживой природе и пр.: телиться, отпочковаться, течь, ржаветь, сквозить и др. Употребление их в указательных формах возможно только в особых условиях (при олицетворении, риторическом обращении и пр.). .

2) глаголы, не образующие формы 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени частично в силу фонетико-орфоэпических причин, частично в связи с традицией их употребления: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и др. Глаголы с основами на чередующиеся согласные образовали бы в 1 л. непривычные формы: побежу, убежу, чужу, в к-рых чередование д-ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или в др. формах тех же глаголов. При необх-ти в 1 лице используют описательную форму: сумею (должен) победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу (надеюсь) очутиться, хочу (попытаюсь) ощутить, не буду чудить и пр.

2. Глаголы типа полоскать, плескать, кудахтать, мурлыкать и т.п. принадлежат к т.н. изобилующим глаголам, имеющим двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных (полоскает, мурлыкает), другую с соответствующими чередованиями (полощет, мурлычет). Между ними сущ-ет стилистическое, а для нек-рых глаголов и смысловое различие.

Так, формы без чередования согласных (плескает, капает, кудахтает, колыхает, махает, рыскает и др.) встречаются г.о. в разг. речи и просторечии. Формы с чередованием согласных (плещет, кудахчет, каплет, колышет, машет, рыщет и пр. ) присущи ЛЯ.

Различаются по смыслу такие формы:

· брызгает- брызжет: Брызгает – спрыскивает, окропляет, брызжет – разбрасывает капли, сыплет каплями.

· Двигает-движет; Двигает – перемещает, толкая или таща что-нибудь, движет имеет также значение «побуждать, руководить».

· Капает – каплет: Капает – падать каплями, лить по каплям; каплет – протекает.

· Метает-мечет : Мечет – разбрасывает, направлять; в спорте бросать копье – метает, омоним – прошивать, обшивать петли.

3. Формы сыпет, щипет, ляжь (ляжьте), не трожь, бежи (бежите) вместо сыплет, щиплет, ляг, не тронь, беги имеют просторечный хар-р и в ЛЯ не употр-ся.

4. Ряд глаголов на –ЕТЬ в разговорной речи употребляется со стяжением: выздоровлю, опостылю, опротивлю, выздоровят. Новые варианты имеют тенденцию к закреплению в кач-ве нормы.

Инфинитив

Инфинитив в чистом виде выражает идею процесса, что определяет специфику его употребления в разных стилях речи.

В ОДС наиболее высок процент инфинитивных форм. Здесь «чистое» название действия или процесса важнее всего.

В НС обращение к инфинитиву обусловлено его отвлеченным хар-ром. Здесь тоже часто называется действие без уточнения его конкретных особенностей.

В худож. речи инфинитив распространен мало, и в основном в переносных грамматических значениях (в форме повелительного наклонения , будущего времени и т.д., вместо личных форм глагола: Я бежать – ноги не несут. Он кричать – а голоса нет.). Называя действие как отвлеченное понятие, как возможное cвойство предметов, инфинитив может стать средством речевой конкретизации, приближаясь по функциям к прилагательному:


Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать


Причастие

Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно хар-ет предмет, но и представляет его признак в динамике: Раскрасневшиеся щеки выдавали его волнение. В отличие от прилагательного (красные щеки) причастие обладает категориями времени, вида, залога, к-рые отражают становление признака. В то же время причастие сжимает информацию, позволяя передать ее в более емкой форме. Причастию может соответствовать придаточная часть сложного предложения: Книги, прочитанные мною – Книги, к-рые я прочитал… (форма с причастием предпочтительнее в книжных стилях.)

В СРЯ причастия широко используются в книжных стилях: Аббревиатуры - буквенные сокращения, применяющиеся в письме разных народов, составленные из первых букв слов, входящих в состав данного понятия. Семинар, организованный по инициативе кафедры и проведенный под председательством крупных ученых вуза, был посвящен проблемам микробиологии. Они восходят к стс и поэтому издавна были принадлежностью письменной речи. В поэзии 18 в. обилие причастий было отличительной чертой «высокого штиля». Причастия в основном употреблялись от стс глаголов или близких к ним русских: питавший, венчаемый и т.п. От глаголов с «низким» значением причастия были малоупотребительны: мараемый, брякнувший, чавкающий, нырнувший и пр. Причастия, т.о., использовались как источник возвышенного звучания речи.

В причастиях аккумулируется значительная экспрессивная энергия. Так, изобразительная функция причастий наиболее наглядна при употреблении их в роли определений: Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его лицо. Но и сказуемые, выраженные причастиями, тоже могут придавать особую экспрессивность художественной речи. Казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею.

Развитие у причастий переносных значений часто связано с утратой глагольных признаков. Адъективированные причастия с метафорическим значением обычно становятся языковыми тропами: кричащие противоречия, немеркнущая слава, блестящий успех, ограниченный человек. Широко используются подобные формы в ПС. Здесь очень много причастий, дающих негативную оценку и означающих высокую степень интенсивности действия: вопиющая безнаказанность, распоясавшаяся преступность, распустившаяся коррупция и пр.

К наиболее частотным ошибкам в употреблении причастий относится:

1) употребление действительных причастий вместо страдательных: нации, прежде угнетавшиеся царизмом – нации, угнетенные…Использование возвратной формы действительного причастия вместо страдательного можно лишь в том случае, если страдательное причастие не образуется: строящийся дом (не строимый), но построенный дом (не построившийся).

2) употребление действительных причастий настоящего времени, если названные ими действия не совпадают по времени с действием глагола-сказуемого:

1. Разъяснявший свою мысль лектор привел пример – оба действия были в прошлом.

2. Разъясняющий свою мысль лектор рисует диаграмму– действия совпадают с моментом речи.

Но: К автобусу бежали модно одевающаяся женщина и аккуратно бреющийся мужчина.

В таких случаях действительное причастие настоящего времени следует заменить страдательным прошедшего времени: одетая модно женщина и аккуратно выбритый мужчина.

Деепричастие

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, которое характеризует основное действие, используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план: Рассказывал и смеялся. – Рассказывал, смеясь. – Смеялся, рассказывая.

Деепричастия в СРЯ распадаются на 2 противоположные группы: книжные формы с суффиксами А,Я,В: дыша, зная, сказав и разговорно-просторечные с суффиксами ВШИ, ШИ: сказавши, пришедши. Нейтральные стилистические формы образуют возвратные глаголы: закрасневшись, наплакавшись, оставшись, улыбнувшсь. Стилистически нейтральны и те формы невозвратных глаголов, к-рые нельзя образовать без ШИ: выросши, простерши, разжегши. Архаическими считаются формы с суффиксами УЧИ, ЮЧИ: идучи, играючи, глядючи и пр.

Обозначая добавочность действия, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: Надоел я вам, - вскочил вдруг Петр Степанович, схватывая свою совсем новую шляпу и как бы уходя, а между тем еще оставаясь и продолжая говорить беспрерывно, хотя и стоя, иногда шагая по комнате и в одушевленных местах разговора ударяя себя шляпой по коленке (Дост.).

Деепричастия, образно рисующие действие, часто выполняют роль тропов. Как и наречия, они могут указывать на признак действия:


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


При употреблении деепричастий нужно учитывать, кому принадлежат действия, обозначаемые деепричастием и глаголом-сказуемым: у них должен быть общий деятель: Конструктор, демонстрируя чертеж, разъяснял особенности новой модели. Деепричастие допустимо и в безличных предложениях, где оба действия – главное и добавочное принадлежат одному и тому же лицу: Рассказывая об этом, мне хочется напомнить