Экспрессивное словообразование в языке

Традиция использования экспрессивных слов, образованных префиксальным, суффиксальным и суффиксально-префиксальным способом в художественной литературе и в языке сложилась давно.

Экспрессивное словообразование в разные времена отражало не только лингвистическое чутьё и вкус писателя, но и условности литературных стилей. Ещё М.В. Ломоносов писал, что слова «умалительные» и «увеличительные» относятся к низкому стилю и употреблять их было можно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Свой вклад в экспрессивное словообразование внесли писатели-сентименталисты, они отбирали слова «нежные», «чувствительные», создавали вокруг оценочной лексики ореол «приятности» (ощущение).

У Карамзина «Восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…». Писатели 19 века использовали слова с суффиксами субъективной оценки, свойственные живой разговорной речи. Это легко прослеживается в комедии Грибоедова «Горе от ума»: Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених; Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!

С помощью словообразовательных суффиксов субъективной оценки писатели создают слова, придающие речи ироническую окраску, фамильярно-непринуждёный тон, льстиво-лицемерный тон, сатирическую окраску. Например, у Грибоедова: Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком.

Особенно активно использовал экспрессивное словообразование в художественных произведениях А.С. Пушкин, особенно, если эти произведения близки к фольклору: В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила. Не все писатели в одинаковой степени использовали экспрессивное словообразование, но все подходили к этому процессу серьёзно. Достоевский использовал экспрессивные средства для характеристики персонажей, Некрасов – для достижения народно-поэтического звучания речи.

В современной литературе и публицистике экспрессивное словообразование выступает как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Например, у Маяковского: Болтают язычишки газетных строк…; Слушай! Министерская компанийка!

В современной публицистике экспрессивное словообразование очень яркое, смелое, хотя иногда и вульгарное. Например, порнуха, депрессуха, заваруха, бомжатник, бомжует.

В контексте уменьшительные и увеличительные суффиксы могут выражать различные оценочные значения: неодобрительное, пренебрежительное, сатирическое. Например, Порядочки у них тут! Материальчик для повести отхватил. Вон какая квартирища!