Лекция 1. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием
План лекции
1. Предмет кура «Концепции современного естествознания». Цель и задачи курса.
2. Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием.
3. Научный метод познания.
4. Модели развития науки.
1.1. Предмет курса «Концепции современного естествознания». Цель и задачи курса
Предметом изучения учебного курса КСЕ являются основопологающие в идеале трансдисциплинарные концепции естественных наук, позволяющие сформировать современную естественнонаучную картину мира на концептуально-понятийном уровне её редукционистской целостности в кооперативном взаимодействии с холизмом, т.е. таким пониманием мира, когда целое доминирует, предшествует своим частям в рамках современного уровня развития естественнонаучной культуры.
Схема 1. Ключевые понятия предмета КСЕ:
v Концепция (лат. – совокупность) – основополагающая идея, система взглядов, понятий по тому или иному вопросу, явлению. v Естествознание – наука о явлениях и законах природы, направленная на поиск сущности природы; совокупность наук о природе, взятая как целое. v Трансдисциплинарность (от лат. trans – сквозь, через) означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной кооперацией. v Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) – аспект общенаучной картины мира- это идеальная модель природы, её «целостный образ», формируемый на основе знания всего комплекса наук о природе. v Редукционизм – неотрицание качественного своеобразия элементов целого, требование его объявления. v Холизм – принцип целостности. Холизм основан на таком понимании мира, когда целое доминирует, предшествует своим частям. v Естественнонаучная культура – способ деятельности в человеческом общении и взаимодействии с Природой и себе подобными, опирающаяся на совокупность материальных и духовных ценностей Природы. |
Основной целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является общенаучная подготовка студентов на основе кооперативного взаимодействия концептуальных основ общего естествознания с интеллектуальной сферой культуры, включая все основопологающие её сегменты: гуманитарную, социально-экономическую, естественнонаучную, технологическую и информационно-коммуникативную культуры.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
v Научить студентов использовать концептуальные основы современного естествознания для ориентирования в потоке научной и технологической информации с целью использования её как в информационных коммуникациях, так и в утилитарно-прикладных аспектах своей специализации;
v Сформировать у студентов понятие о научном методе, представление о панораме и структуре современного естествознания, о трансдисциплинарных стратегиях и концепциях естественнонаучного мышления, о кооперативном взаимодействии основопологающих естественных наук с социокультурным пространством личности и общества, о коэволюционном взаимодействии человека и природных систем.