Объект и предмет социальной педагогики

Учёные-энциклопедисты определяют современную науку как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие,- прогнозировать.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо осмыслить, что она должна изучать, выделить ее собственную область исследования, т.е. определить объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки ученые определяют область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления.

Исследуя объект и предмет социальной педагогики с этих точек зрения, необходимо обратить внимание на сам термин «социальная педагогика», который состоит из двух слов и объединяет их значения - «педагогика» и «социальная». Такое объединение двух понятий связано с процессами дифференциации и специализации в педагогике.

В педагогической науке процесс дифференциации и специализации имеет место на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые из специализированных областей педагогики оформились в самостоятельные научные отрасли, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика.

Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находится те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном аспекте. Специфика этой области педагогических знаний отражается в слове «социальная».

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет о социальном развитии и воспитании человека, о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни. (Л.В. Мардахаев)

Таким образом, если педагогика - это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования только те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в общественную жизнь.

Известно, что ещё основоположники социальной педагогики Г. Ноль и Г.Боймер предметом исследования социальной педагогики считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Иное определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый П.Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание предназначения социальной педагогики в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать её как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В последнее время многие исследователи обращаются к идее, высказанной в 60-х годах прошлого столетия, согласно которой на социальную педагогику возлагалась помощь молодежи в адаптации к социальной системе, в противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер).

Вместе с тем, специалисты сферы психологии развития (Э.Эриксон и др.) доказывая, что личность развивается в течение всей своей жизни и при этом нуждается в помощи, в своих научных изысканиях предлагают признать, что содействие социализации личности не должно ограничиваться периодом детства и юности человека, а должно продолжаться до его глубокой старости.

По-разному представляют предмет социальной педагогики отечественные ученые, утверждая, что социальная педагогика - это:

- отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности, разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров);

- теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация (Т.А.Василькова);

- теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействии (И.А. Липский).

-отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А.В.Мудрик).

- теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (Ф.А.Мустаева);

- особая область практической научной и общественной деятельности, цель которой - воздействие на регуляцию и саморегуляцию общественных институтов, людей в различных социальных средах, самоопределение личности, призванной обеспечить преемственность между социальными структурами, институтами и человеком (И.Н.Пашковская).

В Российской педагогической энциклопедии социальная педагогика трактуется как "отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией".

Такое понимание социальной педагогики позволяет согласиться с мнением Л.В.Мардахаева, который определил, что объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а её предметом - педагогические отношения, складывающиеся в социальной среде между людьми, объектом и субъектом, возможности педагогического влияния на них (управления ими).

В тоже время социальная педагогика как наука включает специальные педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих социально-педагогические проблемы. Объектом социальной педагогики как науки выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами). Она направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики и образовательного комплекса (В. И. Андреев).

 

Цель, задачи и функции социальной педагогики

Исходя из предмета и объекта социальной педагогики исследователи определяют основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в среде обитания педагогическими средствами (И.А.Липский).

Обобщая подходы современных российских ученых к определению задач социальной педагогики, Т.А.Василькова сформулировала ряд общенаучных и прикладных задач.

Общенаучные задачи социальной педагогики заключаются в следующем:

-изучить и обобщить обширный эмпирический материал социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума, в том числе в зарубежных странах;

-вскрыть закономерности социального воспитания и социализации развивающейся личности, управления образовательно-воспитательными системами;

-выстроить ближайшие и отдаленные перспективы социального воспитания и социализации развивающейся личности;

-внедрить результаты исследований в практику;

-разработать систему социального воспитания развивающейся личности (методы, средства, формы, технологии воспитания и обучения), а также управления образовательными структурами;

-сформировать собственные теоретико-методологические основы, социально-педагогическое науковедение (объект, предмет, цели, задачи, функции, технологии, методы и т.д.), технологические и научно-методические основы социальной педагогики, технологию и методы научного исследования социально-педагогической практики;

-разработать теоретические основы подготовки социальных пе­дагогов.

Социальная педагогика как практика способна решать следующие прикладные задачи:

-пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;

-содействовать в реализации индивидуальных качеств каждого человека, его задатков и способностей, в организации жизни, привлекая для этого объективно необходимую внешнюю поддержку;

-проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека или группы людей для преодоления негативных воздействий окружающей среды;

-контролировать и корректировать исполнение намеченного.

Рассматривая конкретные функции социальной педагогики, необходимо осмыслить само понятию «функция» (лат. functio - исполнение), что предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997).

Исходным в определении функций социальной педагогики являются цели и задачи, которые стоят перед этой отраслью педагогической науки.

К функциям социальной педагогики относятся (Л.В.Мардахаев):

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая - определение перспектив развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению

различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Следует признать, что социальная педагогика - наука комплексная, интегративная, имеющая выходы в практику на разных уровнях и в разных сферах на психологию (в частности, возрастную и социальную), социологию, этнологию и многие другие, результаты исследований которых существенно расширяют представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в обществе.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более эффективно, с одной стороны, интегрируя данные других отраслей, а с другой - рассматривая под своим углом зрения и широко используя в теории и практике социально-педагогической деятельности достижения различных отраслей педагогики.

Более того, разрабатывая свой круг познавательных проблем, социальная педагогика, по мнению А.В.Мудрика, успешно использует накопленные педагогические знания ряда отраслей и теорий других наук. Например:

- философия социального воспитания - рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросысоциального воспитания;

- социология социального воспитания - исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как со­ставную часть социализации;

- социально-педагогическая виктимология - исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления со­циальной и педагогической помощи им;

- теория социального воспитания - описывает, объясняет и прогно­зирует функционирование социального воспитания;

- психология социального воспитания - выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания;

- методика социального воспитания - отбирает из практики и кон­струирует новые способы целесообразной организации социаль­ного воспитания;

- экономика и менеджмент социального воспитания рассматри­вает вопросы управления социальным воспитанием.